И снова четверг. И снова "Ex libris "НГ" с разношерстными
своими материалами. Разношерстными настолько, что безудержно хочется вытрясти их
из газетки, где они напечатаны один за другим, и перетасовать по собственному разумению.
И почему бы, если хочется, не попробовать?
В одну стопку дружно отправились бы все статьи на философские и филологические
темы. Как самые тяжелые для восприятия. Не буду судить о значимости, но, сдается
мне, значимостью проникнутся единицы одолевших. Поскольку с легкостью постигаются
лишь взятые по отдельности фразы вроде "В противовес еще не изжитому марксизму и бытующему ныне вульгарному
экономизму выдвигается тезис о базисности морали, нравственности для материального
достатка и процветания современного общества". Пять, десять, двадцать подобных
фраз подряд - и суть статьи начинает стремительно ускользать, оставляя после себя
разве только головную боль. От чрезмерного умственного напряжения. Виктор Куллэ пишет
в таком духе о вышедшем "не в той стране и не на том языке" сборнике статей,
посвященных поэтике Бродского (Joseph Brodsky: !
The Art of a Poem. Edited by Lev Loseff and Valentina Polukhina. London: Macmillan
Press). Мария Никольская пишет в таком духе о "первом своде текстов по символизму во французском
театре - ценном и пестром" (Французский символизм: Драматургия и театр. - СПб.: Гиперион; Издательский
центр "Гуманитарная академия"). Сергей Панов пишет в таком духе о книге "обладавшего абсолютным художественным
вкусом, живым чувством поэзии" Вадима Вацуро "Пушкинская пора" (СПб.: Академический
проект). Подход "пусть это будет скучно, главное - чтобы не выглядело легкомысленным"
срабатывает в текстах о филологии и философии на 100%. А жаль.
Мудрый этот подход дает о себе знать и в других материалах "Ex libris", что и
вовсе необъяснимо. Елена Герчук хоть и обстоятельно ("количество этих изданий
заставляет объединить их в явление и искать законы жанра"), но с такой тоской
разбирается
с самиздатом, как если бы последний был дохлой мышью. Та же Елена Герчук в стиле
"доминировала на презентации нота ностальгическая"повествует о книге художника Эдуарда Гороховского "Групповой портрет
в интерьере с видом на уходящее тысячелетие". Андрей Морозов в стиле "на мой вопрос,
каким принципом он руководствовался при подготовке фотоальбома, Сергей Новиков ответил
не задумываясь"повествует о "великолепно изданном фолианте" упомянутого
художника "Портрет интел!
лекта". Однако, стопочка трудного для восприятия получилась бы, друзья мои, претяжелой!
Впрочем, стопочка материалов чем-либо примечательных оказалась бы не менее внушительной.
Как самая проблемная в стопочку легла бы статья Нади Кеворковой о религиозной литературе
"Православный
инструктаж: выбора нет" ("Может быть, такая странная смесь непережитого язычества,
тоски по идеалу, национальной гордости и опасливой веры и есть православное исповедание?").
Как самая забавная - статья Дмитрия Пайсона, посвященная запискам "эгоцентричного
астронавта" Линенджера о пяти опасных месяцах на станции "Мир", "Приключения Василия и Джерри в космосе" ("Джерри Линенджер почти
открытым текстом горячо и искренне доказывает, что по голове его полковник Циблиев
не бил. Вообще - рук не прикладывал").
Как самая (до демонстративности) путаная - статья Дмитрия Новикова "Касания мыслью" ("Следовательно, о теле можно говорить как о
взломе бытия, как об асинхронной синхронности "вот", которое находится, будучи артикулировано
как "вот", - в некотором "там", всегда уже разомкнуто как "там". И все же оно "вот").
Как самая (почти устрашающе) познавательная - статья Андрея Ваганова, подпавшего
под обаяние книги М.В.Супотницкого "Микроорганизмы, токсины и эпидемии", "Стратегии паразитизма" ("Речь идет о преднамеренном заражении
целых регионов патогенными микроорганизмами").
В стопку примечательного полностью вошел бы раздел "Художественная литература"
с материалами Ирины Каспэ, наслаждающейся"ненавязчивой женственностью"новой серии издательства "Амфора" "Гербарий", Ильи Кукулина, рассуждающего
о "феерических и печальных праздниках" в провинциальных интерьерах Николая Коляды",
и с энергично проскакавшим по новинкам (Кадзуо Исигуро, Валерий Нугатов, Хелен Филдинг, Мартин Сутер) "Петитом". В примечательное попали бы и - как уж без них! - интервью:
утомительно-винное с поэтом Игорем Померанцевым
и сумасшедше-деятельное
с издателем Ильей Бернштейном.