Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале / Периодика Круг чтения


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Инна Булкина

"Знамя" - один из "главных" толстых журналов. В противоположность своему визави, "Новому миру", он полагает себя не традиционалистским, а наоборот, не почвенническим, а наоборот и т.д. Между тем в летних номерах "Знамени" центральной все же следует считать публикацию "Рабочих тетрадей 60-х годов" Александра Твардовского1, и в этом есть известная интрига. Почему, собственно, в "Знамени", а не в "Новом мире", что было бы естественней? Наверное, обе редакции знают ответ на этот вопрос; сюжет на самом деле для журнальной истории, которую публикация так или иначе затрагивает. По крайней мере, одна и! з характерных коллизий этого текста - знаменитый случай с арестом рукописи Василия Гроссмана (в свое время Гроссман из обиды на "Новый мир" отнес "Жизнь и судьбу" в "Знамя": по свидетельству С.Липкина, "...им овладела мысль, что у руководящих ретроградов от литературы "есть сила, размах и смелость бандитов. Они скорее, чем прогрессивные, способны пойти на риск"; в результате последовал донос В.Кожевникова, тогдашнего главного редактора "Знамени", и остальное-прочее).

В свежеопубликованных "дневниках" Твардовского вся история предстает в несколько непривычном свете, и вот в чем неудобство многочисленных публикаций "человеческих документов" из новейшей истории: когда рушатся старые мифы, мы этого, кажется, ждем и воспринимаем как должное; когда же проверяются на прочность новейшие легенды, большинство людей, даже не имеющих отношения к страдательным персонажам, ощущают очевидный дискомфорт. Это - реплика в сторону, а вот цитата: "Вообще эти люди, все эти Данины, Анны Самойловны2 и [нрзб.] вовсе не так уж меня самого любят и принимают, но я им нужен как некая влиятельная фигура, а все их истинные симпатии там - в Пастернаке, Гроссмане... и т.п. - Этого не следует забывать".

Сегодняшнее "Знамя" не упускает случая подтвердить свою прогрессистскую" репутацию; в этом свете очень характерна "Сороковка" Николая Работнова . Собственно, это тоже в своем роде "человеческий документ" - "детские и подростковые воспоминания о недетском мире" закрытого номерного Челябинска (нынешнего Снежинска, вероятно?). Тональный эпиграф здесь: "Я был искренне убежден, что живу в лучшей стране мира, и в лабиринте колючей проволоки дышал свободно! Поэтому сегодня я не буду пытаться окрашивать свое тогдашнее восприятие действительности и окружавших меня людей в тона, которых в этом восприятии не было". У Работнова есть еще парадоксальный для постчернобыльской эпохи технократический пафос. Автор вполне отдает себе в этом отчет: "Боюсь, что если эти заметки будут напечатаны, реакция в прессе под заголовками типа "Откровения адвоката атомной смерти" автору обеспечена". Между ! тем он убежден (и способен аргументировать), что реальная опасность от радиационных аварий неизмеримо меньше, чем от любых других (и доказала это именно... авария на ЧАЭС) и что "для населения вообще копеечный марлевый респиратор "Лепесток" и срочная эвакуация являются стопроцентно эффективным средством защиты от серьезного лучевого поражения при любой аварии на АЭС". Предостерегает же этот автор от "безоглядного экологического романтизма".

У Николая Работнова мы найдем еще очаровательную цитату из Сергея Михалкова про первые испытания:

Мы недавно проводили
Испытанье нашей силе.
Все на славу удалось,
Там, где нужно, взорвалось.

Заметим, что в "михалковский" контекст 7-го "Знамени" подверстываются, с одной стороны, дневниковые мучения Твардовского над сочинением очередного гимно-текста, с другой - остроумная рецензия Ады Горбачевой на мемуарные книги старшего из Михалковых-юниоров - Кончаловского: плейбой Кончаловский, по мысли рецензентки, создает перевернутый "женский роман" - жизнеописание плейбоя в стиле плейгерл.

Традиционный круглый стол в 7 номере "Знамени" озаглавлен "Гуманитарная мысль: светская или религиозная?". Андрей Немзер назвал его "разговором глухих". Но участники, кажется, все же не виноваты: все они сетуют на некорректную формулировку вопроса, потому как что такое "гуманитарная мысль"? Поскольку большинство высказавшихся (от Михаила Гаспарова до Абрама Рейтблата) привыкли думать, что это наука, вопрос о религии выглядит по меньшей мере странно. При этом светский пафос преобладает.

Круглый стол в 6-м "Знамени" и вовсе прям как дверь. Он называется "Культура и рынок", и его успешные участники рассказывают, как у них все получается, причем породивший Б.Акунина издатель Захаров признается, что безгрешен, как первый христианин, и горд, как булгаковская Маргарита: никогда ни у кого не брал и не просил. Вслед за ним Григорий Чхартишвили предлагает творцам от культуры "структурировать себя", время от времени откладывать лиру и играть на шарманке.

Гораздо увлекательней та же, в сущности, тема разворачивается в 7 номере у Семена Файбисовича ("Картина, рукопись и австралийская деревня"). Здесь речь об онтологической разнице в бытовании текста визуального и текста вербального и несколько парадоксальное наблюдение об успешности русских художников в силу литературной составляющей их мессаджа - мифа о "русской духовности" у "всенародных Глазунова и Шилова" и того же самого мифа, но с противоположной стороны - "непостижимых низин" "загадочной русской души" у Кулика и Бренера.

Между тем "Знамя" - литературный журнал... Но, боюсь, в силу разных причин это сегодня вопрос второй. Или третий. Как бы там ни было, в отделе поэзии летние номера "Знамени" представляют тексты по преимуществу "петербургские" - от предсказуемо классических Александра Кушнера и Льва Лосева до неклассических (и, похоже, полагающих это самостоятельным достоинством) Бориса Кудрякова и Владимира Кривошеева. "Авангардисты" откровенно вторичны, даже кривошеевский коктейль из Ходасевича и обериутов удивляет только поначалу, потом становится понятно, что Ходасевич с обериутами складываются, как ячейки в паззле. В том же поэтическом отделе публикация Давида ! Самойлова - из тетрадей 60-х годов (видимо, "в рифму" Твардовскому):

Простите нам трюкачество,
Картинки и стишки.
А мы простим палачества
И прочие грешки.

"Главная" проза в летнем "Знамени" - надо думать, длинный, как всегда, роман Юрия Буйды "Щина", но об этом "интеллектуализированном трюкачестве" говорить хочется еще меньше, чем о вторичных питерских авангардистах. Андрей Немзер хвалит Алана Черчесова, ну ему и карты в руки. (Роман Черчесова называется "Венок на могилу ветра", и в авторском послесловии неожиданно поясняется, что этим венком надобно "прикрыть малоприятные корчи" "российского постмодерна".) Там же, где Черчесов, - два механических рассказа Анатолия Курчаткина, один - типа эротический, другой - типа фантастический. "Русским анекдота! м" Вячеслава Пьецуха соответствует "русский жанр" Сергея Боровикова, с равным успехом обретающийся и в "Волге", и в "Новом мире" (почему-то русским жанром здесь называются нравоописательные картинки из жизни мелкосоветского писательского истеблишмента). Разве что в 6 номере три хороших рассказа русского писателя из Днепропетровска Александра Хургина. Вот, пожалуй, и все.


Вернуться1
"Рабочие тетради" 50-х печатались в "Знамени" в 1989-м году.


Вернуться2
А.С.Берзер - зав. отделом прозы "НМ".





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное