Нет,
не по разгильдяйству была пропущена мною вчера статья Михаила Золотоносова "Групповой портрет с Гертрудой", опубликованная в еженедельнике "Московские
новости". Длинная и умная, она всколыхнула во мне так много чувств и мыслей, что
я решила подождать, пока они успокоятся. Чтобы окинуть их воистину соколиными очами.
Михаил Золотоносов оценил "легкий, изящный и остроумный"роман Гертруды Стайн "Автобиография Алисы Б.Токлас" как адекватное
воплощение грандиозного замысла: "деконструировать мифологию гениальности, которая
с определенного момента окружила художественную богему. Взорвать горы пустых слов,
навороченных вокруг всех и всяческих "измов" и их создателей". Критик порадовался
"нарочито примитивному стилю" повествования как оптимальному способу изложить
"граничащую с издевательством...правду" о художниках и их кружковой
борьбе. Собственно, здесь, когда речь зашла о правде, чувства с мыслями во мне и
всколыхнулись. Потому что все охарактеризованное как истина в последней инстанции
привлекает меня чрезвычайно. А правда Михаила Золотоносова о художниках ну совсем
недобрая и сводится целиком и полностью к "универсальному закону тусовки: безудержно
хвалить себя, набивая рыночную ц!
ену, расточать комплименты друзьям по кружку (которые хвалят тебя) и ругать врагов".
Неужели только эту гадость о своих друзьях Пабло Пикассо, Анри Матиссе, Жорже Браке,
Гийоме Аполлинере и иже с ними хотела донести до читателей мнимой автобиографии милейшая
госпожа Стайн? Не спорю, Михаил Золотоносов изложил свою точку зрения очень убедительно.
Но я все равно, как ни стараюсь, не могу поверить.
А вот Андрею Немзеру верю. Потому что он написал во "Времени новостей" о книге
"хорошо информированного
пессимиста" Тимура Кибирова "Юбилей лирического героя" с любовью и нежностью.
Цитировать любовь и нежность не стану. Кощунственно это. Читайте сами.
Зато Михаила Новикова из "Коммерсанта" процитирую охотно. "Фонтанирует и словесная
ткань книги. Мемуаристу удается всадить в каждый абзац столько эмоций, что худосочному
постмодернисту хватило бы на три сборника эссе и пару интернетовских сайтов в придачу"
- вот как лихо. И еще: "Читая это все, испытываешь какой-то потрясающий суповой
набор чувств, что и делает эту книжицу уникальной". Добавить нечего - сильное,
сильное впечатление оказал на Михаила "бред выжившего из ума ветерана соцреализма"
Евгения Матвеева, чьи "комичные, безобидные и - в итоге - ничтожные" мемуары
выпустило в серии "Мой 20 век" издательство "Вагриус".
"Литературная газета" тоже переполнена впечатлениями. Анатолий Луцак сходил на
вечер Евгения Евтушенко в Политехническом музее тогда же, когда и все, 18 июля, но
восторги свои тщательно сберег и через полмесяца донес до публики в умилительных
подробностях. Больше всего меня тронуло следующее замечание: "Было слышно, как
сидевшая "так" (на ступеньках - Я.С.) девчушка под стихи как раз про
любовь сказала шепотом своей подруге: "Прямо мороз по спине пробежал". Если бы это
услышал поэт, он мог бы сказать и так: "Если от стихов сейчас мороз по коже, значит,
будущее нас согреет тоже". А коллега господина Луцака госпожа Галина, изучив
книгу Валерия Перевозчикова "Владимир Высоцкий: Правда смертного часа", вообще совершила
переворот в психиатрии и смежных с ней отраслях медицины - задумалась, "почему
этот всеобщий любимец, удачливый, талантливый и физически одаренный человек попал
в столь унизительную наркотическую зависимость", и нашла-таки причину: о!
казывается, "на него давило эмоциональное поле всей страны".
Не столь уверенная в объективности своих, да и чьих бы то ни было представлений
о Высоцком Алла Латынина рассуждает на страницах "ЛГ" о его "мифе", отталкиваясь
от предположения, что "Высоцкий, возможно, бессознательно писал текст своей жизни
как трагически-романтическую легенду". У серьезного Павла Басинского от нового
произведения "плохого хорошего романиста" Анатолия Азольского "Монахи" остался недоуменно-горький осадок: "Мухи отдельно, котлеты
отдельно... Герои отдельно, писатель отдельно... Жизнь отдельно, литература отдельно...
Вот и ладненько".
По уже устоявшейся традиции, "Литературка" публикует очередные ученые мнения о
феномене сетевой литературы. Дмитрий Кузьмин указывает на "заданный родоночальниками
русского литературного Интернета тонуснеразличения... качественного
и некачественного текста, разных литературных явлений и тенденций, публичной и цеховой
литературной жизни, литературной жизни и литературного быта". Историк Игорь Петров
хвалит интернет за то, что он "выдвигает на первый план дискурс личности".
Не обошлась "ЛГ" и без рейтинга новинок: первые места заняли "Дневник 1905-1907"
Михаила Кузмина (СПб.: Издательство Ивана Лимбаха), "Древние российские стихотворения,
собранные Киршею Даниловым" (СПб.: Тропа Троянова), "Пожизненная привязанность":
переписка Бориса Пастернака с О.М.Фрейденберг (М.: Арт-Флекс). И так далее и все
такое прочее.
Вот перечисляю хиты "Литературки", а сама все думаю: неужели Михаил Золотоносов
прав и Гертруда Стайн была такой жестокой?!