Есть у меня для вас, друзья мои, удивительная новость.
"Ex Libris "НГ", который в последнее время влачит унылое и полусонное существование,
лишь изредка встряхиваемое энергичным материалом, неожиданно разродился таким количеством
небезынтересных статей, что я не знала куда деваться от радости: и читала, и перечитывала,
и умилялась, и нигде не находила недостатков.
Судите сами: в "Ex libris" ввели целый блок об отношениях литературы и сети. Тут
уже не важно даже, как и о чем пишут, - сам факт того, что пишут, достоин восхищения.
О сборнике "Русский
Журнал. 1997-..."пишут, надо сказать, без восторга: "В режиме сетевого скольжения
все это еще ничего, но в отдельном серьезном "взрослом" формате все критические "дискуссии"
про политику, культуру и современность не выдерживают никакой критики" (Михаил
Котомин). Зато Андрей Строгий хвалит РЖ за "очень грамотный и, кстати, чуть ли не единственный
в отечественной практике случай использования Интернета в раскрутке нового литературного
имени" (это про Сергея
Болмата) и находит "занима!
тельной" саму "технологию... функционирования института сетевой критики".
В "Петите",
составленном тем же Строгим, есть и о судебном процессе издательства Ad Marginem
против Андрея Чернова (из-за публикации в и-нете сорокинского "Голубого сала"), и
о книжных интернет-магазинах, и о "сетевом
кольце русских писателей". В общем, познавательного много. В недоумение меня
привел лишь один околосетевой текст "Ex libris" - пересказ Алексеем Архиповым вывешенного на страничке ВГИКа сценария Ивана Охлобыстина по мотивам "Идиота" Ф.М.Достоевского.
Из пересказа я поняла только, что сценарий господину Архипову чрезвычайно не понравился.
Почему Алексей озаглавил свой материал "Луч света в цар!
стве Рунета" и с какой целью стал предупреждать Охлобыстина об "угр
озах, которые поджидают вступающих в миры виртуальные... где уничтожат тебя web-пауки
- превратят в нити, сплетут из тебя очередной узор", осталось для меня загадкой.
Мемуарно-биографический отдел "Ex libris" тоже заметно оживился. Виктор Леонидов
без устали восторгается
книгой Ольги Сорокиной "Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева". Татьяна Резвых
возвышенно, хотя и сложновато пишет о "полном убийственных характеристик очерке о вечно живой
проблеме взаимодействия "поэта и царя" - книге "Писательские судьбы. Тюрьмы и
ссылки" Иванова-Разумника, "стремящегося истолковать философский позитивизм и
политический радикализм патриархов народничества как своеобразную форму защиты духовно-личностного
начала в человеке против усредненных идеалов стихии массы". Данил Евстигнеев
торжественно приветствует
выход в свет книги В.В.Розанова "Литературные изгнанники: Воспоминания. Письма" как
"во!
звращение к современному читателю из небытия... забытого ныне философа" Н.Н.Страхова,
своеобразного розановского "ангела-хранителя". Высокую оценку "Ex libris"
поставил
и "Аполлону Григорьеву"
Б.Ф.Егорова, и "Владимиру
Соловьеву" А.Ф.Лосева. Трепещу и уважаю. Потому как кто, кроме самоотверженных
авторов "Ex libris", будет упорно штудировать неподъемные тома ради нескольких сдержанных
строчек в газете?
И кто, кроме "Ex libris", проявит трогательный интерес к судьбам детской литературы?
Кто поговорит
о творчески-финансовых проблемах детских писателей с детским же писателем Львом Яковлевым?
Кто посочувствует
бедному, но гордому издательству "Детская литература"? Кто сообщит о планах Григория Остера, новинках детских книжных серий,
выставках и подобном прочем?
Это я к тому, что все у "Ex libris" неплохо. А может, и вовсе хорошо.