Возвышенная Лиза Новикова, дочь "признанного авторитета в высоцковедении"
Владимира Новикова, поделившись во "Времени MN" впечатлениями от книги Валерия Перевозчикова
"Владимир Высоцкий: правда смертного часа" (М.: Политбюро), недоумевает: "Почему такой цельный, блестящий, остроумный, добрый
к другим человек сталкивается с непониманием, завистью и равнодушием?" Юрий Яроцкий
("Коммерсант"), подчеркнув, что "появления такого вот Высоцкого требовали советские
реалии", не без цинизма отмечает: "народный любимец" был-де "и фарцовщик,
и поэт. И номенклатура, и диссидент".
Не обошлось без разногласий. Жалостливые барышни Нина Горустович и Лиза Новикова
считают, что "Высоцкому далеко не всегда хватало при жизни реальных выражений
признательности и восторга", Горустович настаивает даже, что он и "на стадионах
никогда не выступал". Критики-мужчины, напротив, дружно и сплоченно заявляют,
что Высоцкого "любили все" (Яроцкий: "Такой всенародной любовью не может
похвастаться никто из самых больших звезд века") и он "давал, бывало, по нескольку
стадионных концертов в день". Но разногласия - это мелочи. Главное ведь - не
забыли помянуть.
Саратовский критик Роман Арбитман, исследовав во "Времени новостей" сборник фантастики
a la Стругацкие "Время учеников-3" (М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica), приходит к выводу, что большинство его авторов "удушили в объятиях
любимый с детства мир, опошлив его до неузнаваемости", и читателю-2000 остается
лишь классифицировать разновидности "плохих сочинений" да беречь себя от "устойчивой
аллергии к учителям". Рядом бессменный ведущий рубрики "Иллюминатор" Алексей
Михеев рекомендует
любителям "качественной прозы, поэзии и эссеистики""Невинного" Иена Макьюена (М.: Независимая газета), "Остаток дня"
Кадзуо Исигуро (М.: Иностранная литература - Б.С.Г.-Пресс), "Освящение мига" Октавио Паса (СПб.: Симпозиум), "Избранное"
Ива Бонфуа (М.: Carte Blanche) и другие не слишком, на мой взгляд, простые и
не всякому понятные, но от того не менее уважаемые книжки.
Лев Рубинштейн ("Итоги") составил комментированный перечень изданий, которые должен приобрести любой
культурный человек. Тут и "Лето
с ангелами""жизнелюбивого" Генриха Сапгира (М.: НЛО), и "интересная""Избранная проза"
Игоря Холина (М.: НЛО), и "Погружение во тьму" "победителя" Олега Волкова
(М.: Вагриус), и "межжанрово веротерпимое""Красное сухое" Игоря Померанцева (М.: НЛО), и "концептуально
эффектным... жестом" опубликованные под одной обложкой "Чайки" А.Чехова и Б.Акунина (Иерусалим: Гешарим; М.: Мосты культуры).
Рубинштейн очень обрадовался выходу стихотворно!
го сборника Михаила Айзенберга "За Красными воротами" (М.: О.Г.И.), посетовав лишь:
"Ощущаемая на почти органическом уровне оригинальность его (Айзенберга. -
Я.С.) поэтики решительно ускользает от возможности ее сколь-нибудь достоверного
описания". И впал в до того благодушное состояние, что даже детектив Веры Белоусовой
"Второй выстрел" (М.: Вагриус) удостоил похвалы за "необычайную лихость",
"человеческий русский язык", "достоверные и узнаваемые реалии", "верный
тон".
А вот про Высоцкого "Итоги" ничего не написали. Если уж оригинальность - то бескомпромиссная,
на органическом уровне. Так говорил Рубинштейн.