Роман Ганжа Философствовать
промеж глаз Жиль Делез. Критическая
философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Пер. с фр., послесл.
Я.И.Свирского. - М.: ПЕР СЭ, 2000.
ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Историко-философская посредственность Делеза была в полной
мере оценена русскоязычным читателем после выхода в Питере в 1997 году книжки "Ницше".
Нынешнее издание вряд ли поколеблет эту репутацию. "Спиноза" - это словарь наиболее
важных понятий "Этики", "Бергсонизм" - краткий очерк "всей" философии Бергсона, текст
о Канте - казалось бы, более "специальное" исследование взаимодействия между воображением,
рассудком и разумом в трех критиках. Все три написаны вполне профессионально. Я с
удовольствием рекомендую эти тексты студентам-философам для подготовки экзаменов
по ИЗФ, особенно книжку о Канте - это редкая возможность хоть что-то понять. Но самое
пристальное внимание следует обратить на послесловие Свирского "Философствовать посреди...",
в которое включены обширные фрагменты из самых разных текстов Делеза, в частности
из предисловия к английскому изданию книги о Канте, где Делез в сжатой форме демонстрирует
возможные линии ускользания от кантианской !
стратегии с помощью четырех поэтических формул - они одновременно и характеризуют,
и деконструируют кантианство, по мысли автора. Вот они: 1) Распалась связь времен
(Вильям наш Шекспир), 2) Я - это Другой (Рембо), 3) Благо есть то, что
говорит Закон (Кафка), 4) Беспорядок всех чувств (опять Рембо). Делез
полагает, что эти формулы отсылают нас к миру чистого становления, который прет наружу
сквозь трещины и швы шаткой гармонии способностей.
ПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Теперь нам ничто не мешает подытожить философию Делеза при
помощи десяти поэтических формул, которые к тому же призваны наметить пути бегства
прочь от его стратегии:
1) И дольше века длится день (Пастернак). Чистая длительность безмерна
и не поддается исчислению. Но вместе с тем век и день - это модусы сугубо личного
отношения к течению жизни. Таким образом, эта формула выражает не только мироощущение
какой-нибудь примитивной монады, но и социальную позицию юридически санкционированного
субъекта.
2) Угадываю смысл, Теряя вещный прах, И мысль - уже не-мысль, Нет признаков
в глазах (Дзикевич, "Введение в эстетику"). Терять прах - это, понятное дело,
выходить из глубины на поверхность смысла, внеположного любым телесным практикам
понимания, осознания, проникновения в суть, которые сопровождаются характерным хищным
блеском в глазах. Мышление как вполне телесный пищеварительный процесс сменяется
техниками аскезы, поста и самобичевания. Так что бестелесная стратегия Делеза на
деле оборачивается очередным садомазохизмом, некрофилией и педофагией.
3) Так вот какие иногда многосложные вещи таятся в статистических дробях! Думаешь,
думаешь над этими ноликами, делаешь разные вычисления, а нежданная слеза возьмет
да все и запачкает! (Глеб Успенский, "Квитанция") Это, разумеется, в пику пресловутой
делезовской бесстрастности и невозмутимости: мы, мол, на личности не размениваемся...
Ан нет! Человек ведь везде свое слово скажет, как ты ему рот ни затыкай своими складками,
ризомами и прочей плесенью.
4) Ребенок еще только родился, а мать, испытавшая трудности родов, тут же придирчиво
осматривает новорожденного - все ли в порядке? Громкий и звонкий крик действует успокаивающе
- жив, здоров (Барашнев, "Молодым родителям"). Речь идет об известном замечании
Делеза о времени своего ученичества: "В то время меня не покидало ощущение, что история
философии - это некий вид извращенного совокупления или, что то же самое, непорочного
зачатия. И тогда я вообразил себя подходящим к автору сзади и дарующим ему ребенка,
но так, чтобы это был именно его ребенок, который при том оказался бы еще и чудовищем".
5) Когда я вижу человека, мне хочется ударить его по морде (Хармс). Очевидно,
Делез не согласен с мещанским представлением о человеке как о существе вполне благополучном,
сытом и наодеколоненном. Французский мыслитель намерен обнаружить в человеке трещину,
рану, зияние - пусть и таким варварским способом: промеж глаз. Разбудить в нем зверя,
разворошить змеиное гнездо его желаний. Препарировать, вывернуть наизнанку, ввергнуть
в пучину безумия. Но Делез не учел одного: призывая к маргинальной революции, он
на деле выполнял социальный заказ буржуазии, не жалеющей денег на оптовые закупки
юных маргиналов-пассионариев, которые становятся мощным оружием в битве за мировое
господство.
6) Вспотевший лоб прямоуголен - Больной двенадцать суток болен (Заболоцкий).
Если верить Делезу, болезнь - она как бы сама по себе, больной тут вовсе ни при чем.
Это декадентство. Воля к болезни, становление-болезнью, войти в событие болезни -
все эти наркоманско-галлюциногенные ужимки - давно пройденный этап. В конце концов,
какая разница - прямоуголен он или спиралевиден? Главное - чтоб выздоравливал.
7) Кто я сам, если плачут и ходят окрест На шарнирах и в дырах пространство
и время, Многозвездный венец возлагают на темя И на слабые плечи пророческий крест?
(Тарковский). Привычные, как попрошайки в метро, пространство и время насквозь продуваемы
злыми ветрами трансцендентного. Предметы располагаются в пространстве - и дают свободу
силовым линиям божественного замысла, закоченев, вмерзнув в убийственный холод калечащих
слов. События следуют во времени - и ад следует за ними. Ржавые, изъеденные молью
всадники Апокалипсиса, пространство и время назойливо требуют от меня служить и вещать.
Гнать их прочь, грязных попрошаек!
8) Мир ловил меня, но не поймал (Сковорода). Делез любил разнообразные
динамические игры с траекториями, трассами, лабиринтами и силовыми линиями. Больше
других ему нравилась траектория бегства, ускользания, увиливания. Но любимой его
игрой была "Море волнуется раз...". Ведь моряком он мечтал стать всегда.
9) Мир был зажат в кулак, но пальцы обессилели, и мир, прежде сжатый в твердый
комок, пополз, потек, стал растекаться и терять определенность (Липавский). Только
если Делез говорит о становлении, то Липавский находит гораздо более удачное слово:
головокружение.
10) Новая человеческая мысль двинулась и потекла. Она стала текучей. Старая
человеческая мысль говорит про новую, что она "тронулась". Вот почему для кого-то
большевики сумасшедшие (Хармс). И вот Делез бросается вдогонку за внезапно пронзившим
его нечеловеческим обаянием головокружения. Испробовано все: абсурд, перверсия, шизофрения,
политический радикализм... Затяжной прыжок, свободное падение, чей-то мерзкий смешок
внизу, ставки сделаны, господа, мир по фантастической циклоиде прыгает, как мячик,
смутное видение - город маленьких человечков, проснуться, проснуться, проснуться...