Повинуясь светлому разуму, Не расходуя смысл на слова, Мы с тобой заготовили на зиму Керосин, огурцы и дрова. Разум розовый, резвый и маленький, Озаряет подушки твои, Подстаканники и подзеркальники Собеседования и чаи... И земля не отметит кручиною, Сочиненной когда-то в раю, Домовитость твою муравьиную, Золотую никчемность твою. Замирает кудрявый розариум, На стене опочил таракан... О непрочные сны! На базаре им Так легко замелькать по рукам! Посмотри и уверься воочию В запоздалости каждого сна: Вот доярки, поэты, рабочие - Ордена, ордена, ордена... Мне же снится прелестной Гишпании Очумелый и сладкий галдеж, Где и ныне по данному ранее Обещанию, ты меня ждешь... И мы входим в каморку невольничью В эскурьял отстрадавших сердец, Где у входа безлунною полночью Твой гранитный грохочет отец.
В.Щировский. Стихотворение впервые опубликовано
в Антологии русской поэзии Строфы века. Минск-Москва, 1995,1997.
Книга года
Тынянов Ю.Н.Пушкин. Роман. - М.
События
В детском журнале "Чиж", #3, было опубликовано стихотворение Д.Хармса:
Из дома вышел человек
Песенка.
Из дома вышел человек С дубинкой и мешком И в дальний путь, И в дальний путь Отправился пешком.
Он шел все прямо и вперед И все вперед глядел. Не спал, не пил, Не пил, не спал, Не спал, не пил, не ел.
И вот однажды не заре Вошел он в темный лес. И с той поры, И с той поры, И с той поры исчез.
Но если как-нибудь его Случится встретить вам, Тогда скорей, Тогда скорей, Скорей скажите нам.
На фоне беспрерывных тайных расстрелов и издевательств над людьми безобидное детское стихотворение прозвучало с явным намеком. Хармса перестали печатать.
Всенародно отмечается столетие со дня смерти Пушкина.
Рыбасов А.Наследие Пушкина и коммунизм. "Литературный современник", #6.
"В Пушкине предвосхищены были идеи всеобщего счастья, которые так пленительно, так убежденно развивали русские революционно-демократические просветители - Белинский, Чернышевский и Добролюбов.
Пушкинская поэзия участвует в живой работе современности, участвует в формировании человеческих дум в том направлении, в каком это нужно социализму..."
12 января в Калинине умер А.Коринфский.
13 апреля от внезапного обострения туберкулеза умер И.А.Ильф.
В мае в Москву приехал А.Куприн. Он тяжело болен, никого не узнает, ничего не понимает, проще говоря, он - сумасшедший.
Благонадежность многих под вопросом. Даже А.Безыменского, который как выяснилось, был "активным троцкистом", исключили из партии.
В Соловецких лагерях погиб П.Флоренский.
Расстрелян в Томской тюрьме Н.Клюев.
Расстрелян С.Клычков.
В Ленинграде расстрелян Н.Олейников.
Посажен в тюрьму Грааль-Арельский, дальнейшая его судьба неизвестна.
Расстрелян в Тобольске Е.Колосов.
Расстрелян А.М.Громов... Этот список насчитывает сотни фамилий.
Новые стихи Н.Заболоцкого. "Литературный современник", #3.
"Новые стихи Н.Заболоцкого... весьма значительное событие в нашей поэзии, далеко не избалованной за последнее время появлением стихов, вызывающих широкое внимание. В то же время последние произведения Н.Заболоцкого представляют решительный перелом в его творчестве, начало нового этапа, знаменующего выход поэта на широкую дорогу современной советской тематики и реалистических принципов поэтического мастерства...
Язык стихов Заболоцкого точностью и силой слова, выразительностью образов выделяется на фоне того небрежного и безвкусного обращения со словом, которое, к сожалению, свидетельствует о недостаточном внимании наших поэтов к языку своих стихов. Эстрадное формалистическое жонглирование словом у Кирсанова, вялый, безвкусный язык Уткиных и Жаровых, нарочитая бессвязность Пастернака, окрошка из технических терминов и арго у Сельвинского заставляют с особенным вниманием отнестись к языку новых стихов Заболоцкого.
В то же время стихи Заболоцкого далеки от сглаженного, выхолощенного языка, от той псевдо-"простоты", которая часто выдается за подлинную простоту, как, например, у Безыменского. Смелость и сила языка и образа, обобщенность и смысловая емкость каждого слова - основной "секрет" поэтического мастерства Заболоцкого".
Некрасов В.
Большая семья. Роман. - М.
"В центре романа В.Некрасова - колхозный бригадир Васена. На всем протяжении книжки буквально все герои любуются чисто женскими качествами Васены - и колеблющийся середняк Илья Степанович, и сын его Пашка, и помощник директора МТС, и кузнец Игнат, да и сам автор...
Происходит тщательная регистрация того, как Васена "покачивает крутыми бедрами", как "из-под юбки дразнит круглое, розовое, как спелое яблоко, колено в мелких пупырышках" и т.п.
Специфическим отношением к колхозному бригадиру заражаются даже солнце и ветер, и автор сообщает: "Ветер обжимает юбку, щекочет грудь, тяжестью наливает бедра"...
Вместо того чтобы показать рост женщины в колхозе, автор увлекается вдовьими переживаниями Васены...
"Большая семья" Некрасова - фальшивая книжка. Автор отодвинул на задний план, а то и совсем замолчал все то новое, что растет в колхозах, а вместо этого дал карикатурное изображение жизни колхоза". (К.Малахов. Фальшивый роман. "Литературная газета", #36).
Слонимский М.Л.
Прощание. Повесть. - Л.
"Если сравнивать "Прощание" с прежними произведениями М.Слонимского, то в нем легко обнаруживается идейный рост писателя. Это обнаруживается тем легче, что повесть тематически близка к его ранним вещам. Разница между Слонимским сегодняшним и прежним очевидна и показательна. Если раньше художник рисовал революцию, как стихийную, то теперь он всячески стремится избежать такого показа революции. Там, где раньше возникали мотивы гуманизма и пацифизма, их теперь нет и в помине". (А.Дымшиц. "Литературный современник", #4).
Петровский Д.В.
Испания. Стихи. - Киев.
Точность и выверенность слова, чувство ответственности - и поэтической и политической - за каждое слово, то, чему учили нас все наши большие поэты от Пушкина до Маяковского... вот, что совершенно отсутствует в книжке Д.Петровского. Он пытается обмануть читателя потоком якобы неудержимо несущихся слов, не успевающих в лирическом напоре столковаться между собой, пытается видимостью "вдохновенного" беспорядка заставить не думать о требовании стройности и логики, - но это ему не удается. Получается не настоящая поэзия, а дешевый фальсификат, который не нужен нашей литературе, который не дает лавров автору, который опошляет и снижает одну из величайших тем наших дней..." (Д.Выгодский. "Литературный современник", #10).
Пермитин Е.И.
Любовь. Роман. - М.
"Ценность романа более чем сомнительна. Эта книга отличается сочетанием политической двуликости и грубого натурализма...
За сусально-революционной многоречивостью автора скрываются неприглядная сущность основных замыслов и еще более неприглядная характеристика положительных героев романа - коммунистов...
Прокладывая вражьи тропы, Пермитин неистово размахивает бумажным мечом фальшивой ненависти и для внешней "идеологичности" усердно перелагает на страницы романа передовицы из "Известий" и "Правды", но эта советская видимость не может скрыть подлинной сущности книги". (М.Крылов. "Литературный современник", #10).
Ильф И., Петров Е.
Одноэтажная Америка. (Путевые очерки). - М.
"Ильф и Петров на многих примерах показывают, как низок, в сущности, духовный уровень... среднего американца, единственным стимулом в жизни которого является доллар...
Ильф и Петров встречались в Америке со многими писателями и артистами, им удалось ярко показать, в каком положении находится искусство в этой стране, но дать общую цельную картину политической и духовной жизни Америки они не сумели. В этом, по нашему мнению, главный недостаток книги...
Общее их впечатление об Америке выражено в следующей фразе: "Она одновременно ужасает и восхищает, вызывает жалость и дает примеры, достойные подражания".
Несмотря на противоречивость этих чувств, Ильф и Петров не скрывают, что они полюбили Америку. Но они смотрели на нее глазами граждан другого мира, мира социализма, поэтому их впечатления и мысли об этой стране часто прерываются сопоставлениями с Советским Союзом.
"Мы можем сказать честно, положа руку на сердце, - заканчивая, пишут Ильф и Петров, - эту страну интересно наблюдать, но жить в ней не хочется".
Этот вывод - основной, и он подсказан всем материалом книги, всеми впечатлениями авторов. Другого вывода и не могли сделать советские писатели..." (Л.Гладков. "Новый мир", #4).
И другие:
Адалис А.Е.Братство. Стихи 1936 г. - М.
Асеев Н.Н.Семен Проскаков. Стихотворные примечания к материалам по истории гражданской войны. - М.
Башмашников И.Ясность. Стихи. - М.
Бытовой С.М.Дальний Восток. Стихи. - М.
Введенский А.И.Щенок и котенок. - М.-Л.
Гай А.Контакт. Стихи. - М.
Гайдар А.П.Голубая чашка. - М.-Л.
Герман Ю.П.Наши знакомые. Роман. - М.
Гитович А.И.Стихи. - М.-Л.
Голодный М.С.Лирика. - М.
Гроссман В.С.Рассказы. - М.
Степан Кальчугин. Роман. Кн.1. - М.
Доронин И.И.Моя дорога. Стихи. - М.
Ерошин И.Е.Песни Алтая. Стихи. - М.
Жаров А.А.Мужество. Стихи. - М.
Заболоцкий Н.А.Вторая книга. Стихи. - Л.
Завадовский Л.Н.Золото. Роман. - М.
Зощенко М.М.Рассказы. - Л.
Зырянов В.Е.Партизаны. Повесть. - М.
Ильф И., Петров Е.Тоня. Рассказы, статьи и фельетоны. - М.
Каверин В.А.Исполнение желаний. Роман. - Л.
Казин В.В.Беломорская поэма. - М.
Каменский В.В.Колхозная честь. Стихи. - М.
Канторович Л.В.Враги. Повести. - М.-Л.
Карцев А.Д.Магистраль. Роман. - М.
Катаев В.П.Рассказы. - М.
Я, сын трудового народа. Роман. - М.
Кирсанов С.И.Война чуме. (Поэма). - М.
Три поэмы. - М.
Клычков С.А.Алмамбет и Алтынай. Поэма. Вольная обработка киргизского эпоса "Манас". - М.
Кудимов В.Мартын Живописец. Роман. - Смоленск.
Курочкин В.Мои товарищи. Новеллы. - М.
Левин Б.М.Дауд. Рассказы. - М.
Ленч Л.Первая улыбка. (Рассказы). - М.
Лихарев Б.М.Моисей Урицкий. Поэма. - Стихи о Средней Азии. - Л.
Логинов-Лесняк П.С.Горькая рябина. Повесть. - М.-Л.