Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новости издательства "Livebook"" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Книжные новости в Русском Журнале / Шведская полка Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек
Шведская лавка # 8
Представленные книги отражают ассортимент московского магазина Ad Marginem
- Светлана Шенбрунн. Розы и хризантемы.
- Валерий Залотуха. Макаров.
- Юрий Крохин. Души высокая свобода: Вадим Делоне.
- Павел Флоренский. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии.
- Валерий Губин, Елена Некрасова. Философская антропология.
- В.М.Крюков. Текст и ритуал: Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу.
- Франц Кюмон. Мистерии Митры.
- Иван Гобри. Лютер.
- Морис Дюверже. Политические партии.
- Гастон Башляр. Новый рационализм.
- Пьер Дрие ла Рошель. Дневник 1939-1945.
- Антонен Арто. Театр и его Двойник.
- Анри Бошо. Антигона.
- Поль Констан. Большой Гапаль.
Светлана Шенбрунн. Розы и хризантемы: Роман. - М.: Текст, 2000 (серия "Открытая книга"). - 524 с.; тираж 5000 экз.; ISBN 5-7516-0095-9.
Темная лошадка русского Букера-2000. Критики, комментировавшие шорт-лист премии, в большинстве своем романа не читали: сплошь и рядом перевирали фамилию автора и, обманутые конфетным названием, твердили, что книга по-дамски сентиментальна и слащава. Совсем напротив. "Розы и хризантемы" - подробная, чуть ли не поденная хроника мытарств незадачливой московской семьи с 1943 по 1951 год. Роман явно автобиографичен; события увидены глазами маленькой девочки. Но тем поразительней точная, цепкая языковая памятливость Шенбрунн. Текст на 95 процентов состоит из диалогов; портрет эпохи складывается из кропотливо детализированных речевых характеристик множества персонажей. "Розы и хризантемы" сравнивали с повестями Людмилы Петрушевской, однако куда более близкая аналогия - "Стрекоза, увеличенная до размеров собаки" Ольги Славниковой. Этот пухлый, стилистически виртуозный, неприкрыто автобиографический роман о тяжелых взаимоотношениях матери и дочери пробился в финал Букера-97 - и получил утешительный приз. РЖ опасается, что так будет и с Шенбрунн. Хотя "Розы и хризантемы" на десять голов выше общепризнанного фаворита - "Дня денег" Алексея Слаповского.
Светлана Шенбрунн постоянно проживает в Израиле. Автор сборников рассказов "Декабрьские сны" и "Искусство слепого кино".
Цитата: Бабушка одалживает у Наины Ивановны ведро, набирает в него воды, снимает с себя юбку и принимается мыть пол. Под юбкой у нее длинные белые штаны с большим разрезом сзади.
- Бабушка, у тебя все видно, - говорю я.
- А, Светинька, глупости! - отвечает бабушка. - Это Жоржа кальсоны. Я их задом наперед надеваю. Мне так удобнее.
Входит мама.
- Что такое? Что ты выдумала? Кто тебя просил? Прекрати сейчас же!
- Нельзя, Нина, - отвечает бабушка, продолжая возить тряпкой по полу. - Смотры, какая гразь!
- Какая грязь! При чем тут грязь! - сердится мама. - Это не твое дело! Паркетные полы не моют!
- Что значит - не моют? Свиньи не моют. А человек, где живет, должен мыть!
- Я тебе говорю - паркетные полы не моют! Их только натирают. Ты что, забыла, как к нам приходили полотеры?
- То было раньше. А теперь надо мыть, - не сдается бабушка.
- Я тебе запрещаю! Понимаешь? Запрещаю распоряжаться в моем доме! Грязь!.. Ты мне хуже грязь развезла! Старая дура... Вечные фокусы.
- Мать - не дура, - возражает бабушка, продолжая продвигаться с тряпкой к двери. - Мать есть мать!
- Ах, так! - говорит мама, выхватывая у нее из рук тряпку. - Не трогай! Не смей! Еще бороться со мной будет!.. Попробуй только прикоснись к ведру - я тебе его на голову надену!
- Хорошо, - говорит бабушка, обтирая руки о кальсоны Жоржа и отступая к своему сундуку. - Хорошо! Если ты хочешь, чтобы мы стали как свиньи, пусть!
- И немедленно иди верни ей ведро. Нет, вы подумайте - на минуту нельзя отлучиться! Уже принялась хозяйничать. Хозяйка... Теперь все потрескается и покоробится!
Та часть пола, которую бабушка вымыла, стала совсем желтенькой, а квадрат возле двери остался серым как был.
- Рецензия Марии Ремизовой ("Ex libris "НГ"). ""Розы и хризантемы" оставляют странное впечатление: при безусловном литературном мастерстве и такая двусмысленная с точки зрения этики подоплека. С одной стороны, понятно желание с максимальной объективностью и даже беспощадностью исследовать пережитое, с другой - смущает это, при декларированной недистанцированности, не просто жесткое, но какое-то уже почти нечеловеческое отношение к матери. Видимо, все-таки о некоторых вещах не стоит говорить вслух. Потому что если это действительно очень больно, то публично это не показывают. А если не так уж и больно, то зачем вообще?"
- Журнальный (сильно сокращенный) вариант "Роз и хризантем"
Валерий Залотуха. Макаров: Повести. - М.: Текст, 2000 (серия "Открытая книга"). - 316 с.; тираж 5000 экз.; ISBN 5-7516-0020-7.
Еще один фигурант нынешнего букеровского шорт-листа; впрочем, "Последний коммунист" Залотухи никаких шансов на победу не имеет. Помимо заглавного, в "текстовский" сборник вошли еще три белетризованных киносценария: "Танк "Клим Ворошилов-2", "Отец" и "Платки". Светлопечально. Бойко. Хотиненко.
"Платки": В одной руке Иван держал роскошный... букет роз, в другой целлофановый пакет из "Березки". Люди улыбались, и Иван улыбался. В этот день всем было хорошо.
Чуть в стороне двигалась строем рота солдат, ведомая неохватно толстым прапорщиком.
- Курицын! - крикнул Иван и заторопился к солдатам.
Последний солдатик, самый плохонький, маленький, но с неожиданно неглупыми глазами, удивленно смотрел на незнакомца. Иван выхватил из пакета два блока сигарет "Винстон" и протянул их солдату:
- Возьми. Это тебе. С праздником. - Иван улыбался.
- Ты чего, дядь, крэзи? - недоверчиво спросил солдат.
- Крэзи, да, крэзи, - обрадованно закивал Иван.
- Курицын! Разговорчики в строю! - кричал впереди прапорщик.
Юрий Крохин. Души высокая свобода: Вадим Делоне: Роман в протоколах, письмах и цитатах / Послесл. Владимира Буковского. - М.: Аграф, 2001 (серия "Символы времени"). - 304 с.; тираж 2000 экз.; ISBN 5-7784-0133-7.
Добросовестный документальный монтаж.
Цитата: Изысканная роскошь улицы Фобур де Сент-Оноре ошеломляет. Не выходит из головы: по этим тротуарам Вадим направлялся в "Русскую мысль". Места в редакции ему не находилось. Да и что бы делал он в газете, втягивающей человека в свой ненасытный конвейер, тем более что "Русская мысль" стихов почти не печатала. К нудной же редакторской работе Вадим и вовсе не был склонен.
Священник Павел Флоренский. Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Сост. игумена Андроника (А.С.Трубачева); ред. игумен Андроник (А.С.Трубачев); предисл. О.И.Генисаретского; подготовка архивных текстов игумена Андроника (А.С.Трубачева), О.И.Генисаретского, М.С.Трубачевой. - М.: Мысль, 2000 (серия "Философское наследие). √ 446,[1] с., 1 л. портр., 1 л. ил.; тираж 5000 экз.; ISBN 5-244-00955-9.
Первый том многосоставного сиквела (извините за варваризм в подобном контексте) к собр. соч. о. Павла Флоренского в 4-х томах (М.: Мысль, 1994-1999). Статьи и доклады по охране памятников музейного дела (1908-1927), "Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях" (1924-1925), "Закон иллюзий" (1925), "Значение пространственности" (1925), "Абсолютность пространственности" (1925-1926), лекции о перспективе (1921-1924). Ряд работ ранее не публиковался.
Цитата: Удивительно то, что местные жители не понимают уже смысла этого далеко не символического изваяния. Однако благоговейное почитание его, сохраняющееся и поныне, доказывает, что он был предметом культа. Местные жители говорят, что это - "могила святого"; действительно, под фаллом что-то вроде могилы. Бесплодные женщины приходят в Котахевский храм, славящийся своею древностью, некоторыми событиями своей истории и чудотворной иконой Божией Матери - иконою чудной работы! - и, помолившись в храме, садятся на памятник обнаженным телом, чтобы таким образом иметь детей.
Валерий Губин, Елена Некрасова. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ; СПб: Университетская книга, 2000 (серия Humanitas). - 240 с.; тираж 3000 экз.; ISBN 5-7914-0023-3 (Университетская книга), ISBN 5-9292-0004-1 ("ПЕР СЭ").
Флоренский, Бердяев, Франк, Фрейд, Юнг, Бубер, Шелер, Гелен, Хайдеггер, Фромм, Ортега-и-Гассет, Фуко, Мерло-Понти. Quite portable. Sine studio.
Цитата: Шизофренический инстинкт жизни прорывает замкнутую оболочку человека, усиливает импульсы бессознательного, творящего образы мира. Подлинным творцом мира оказывается тот, в ком эти импульсы наиболее сильны: дикарь, ребенок, революционер, художник. Шизофреник, в этом смысле, не верит в Я, не верит в папочку-мамочку, он за пределами всего налично положенного, сзади, внизу, в другом месте. Фрейд, по мнению Ж.Делеза и Ф.Гваттари, не любит шизофреников, не понимает их специфической роли... он не любит их сопротивления эдипизации, считает, что они просто тупы, апатичны, нарциссичны, напоминают философов. Но шизофреник - главный герой современности.
В.М.Крюков. Текст и ритуал: Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. - М.: Памятники исторической мысли, 2000 (Институт востоковедения, Институт всеобщей истории РАН). - 464 с., илл.; тираж 1200 экз.; ISBN 5-88451-093-4.
Цитата: "Учитель сказал: "О как я слаб: я перестал видеть во сне Чжоу-гуна"..."
Эта известная "самоуничижительная" сентенция Конфуция из 7-й главы "Лунь юй" обычно толкуется как свидетельство его преклонения перед совершенномудрым деятелем чжоуской династии. Реже обращают внимание на саму тему высказывания древнекитайского философа - тему сна и яви, памяти и забвения. Для Конфуция Чжоу-гун - обитатель "иной" реальности. И эта реальность подвержена энтропии, она забывается сама собою, вопреки усилиям ее помнить. Говоря о собственной слабости, Конфуций имеет в виду не столько свою физическую дряхлость; он указывает на внутреннюю уязвимость своего положения, проистекающую из-за оторванности человека от идеального мира снов. Слабость философа является метафорой экзистенциальной утерянности чжоуской идеи.
Франц Кюмон. Мистерии Митры / Пер. с фр. С.О.Цветковой. - СПб.: Евразия, 2000 (серия Magicum). - 320 с.; тираж 3000 экз.; ISBN 5-8071-0047-6.
Гуси Рим спасли. А маздеисты - погубили. Самая известная книга бельгийского историка религии (1868-1947), впервые изданная по-французски в 1900 году.
Цитата: Вряд ли можно предположить, что государство стало бы долго терпеть религию, не имеющую определенного статуса, особенно если учитывать то, что она всегда насчитывала в рядах своих приверженцев немало административных и военных лиц... С того самого времени, как мы можем зафиксировать присутствие персидского культа в Италии, мы всегда обнаруживаем его тесную связь с культом Великой матери из Пессинунта, который еще за три века до того был торжественно признан римлянами. Более того, кровавый ритуал тавроболии (принесение в жертву быка), воспринятый в культе фригийской богини под влиянием маздеистских верований, вероятно, уже со времени Марка Аврелия пользовался особой поддержкой, заключавшейся в предоставлении гражданских льгот.
Иван Гобри. Лютер / Пер. с фр. Е.В.Головиной; предисл. А.П.Левандовского. - М.: Молодая гвардия, 2000 ("Жизнь замечательных людей"; вып. 786). - 513[5] с., ил.; тираж 5000 экз.; ISBN 5-235-02389-7.
По-французски - 1991. Иван Гобри - фанатичный католик, автор трехтомной истории европейского монашества. Об основоположнике лютеранства он пишет с таким омерзением, как если бы составлял биографию жирной мокрицы.
Цитата: Порой ему удавалось заставить умолкнуть искусителя еще более простым способом. "Дабы положить конц искушению и отвлечься от пустых мыслей, я частенько зову жену. И так далее..." Последнее выражение оставляет читателю свободу догадываться, что именно рассказывал Пророк своим сотрапезникам, когда речь за столом заходила о совместных усилиях Мартина и Кэтхен по изгнанию беса.
Морис Дюверже. Политические партии / Пер. с фр. и предисл. Л.А.Зиминой. - М.: Академический проект, 2000 (серия "Концепции"). - 558 с.; тираж 3000 экз.; ISBN 5-8291-0096-7.
Общая теория этого грязного дела. На языке оригинала вышла в Париже полвека назад. Морис Дюверже (р. 1917) - видный политолог, профессор Сорбонны, автор монографий "Демократия без народа" (1961), "Янус. Два лика Запада" (1972), "Республиканская монархия" (1974), "Открытое письмо социалистам" (1976), "Республика граждан" (1982) и других.
Цитата: При многопартийном режиме роль избирателей практически снова свелась к выбору между кандидатами, кооптированными партиями; кооптация представляет собой первый акт избирательной процедуры, в котором выборы - всего лишь второй. Американская система праймериз не отменяет кооптации: просто она вводит между двумя актами промежуточную операцию... Избиратель не выбирает своего депутата как личность и всего лишь одобряет контингент, кооптированный партией: он поистине больше не избирает, как это действительно происходило при мажоритарном режиме с одномандатными округами. Он сохраняет лишь видимость выбора, поскольку голосует персонально за X или Y, но эти X или Y так же, как и все остальные члены списка, были кооптированы и расставлены по своим местам именно партией. Что же изменилось бы, будь в нем только X и Y, или его возглавляли бы их компаньоны, чье предназначение - всего лишь обеспечивать численность?
Гастон Башляр. Новый рационализм. / Пер. с фр. Ю.П.Сенокосова и Г.Я.Туровер; предисл. и общ. ред. А.Ф.Зотова. - Биробиджан: ИП "ТРИВИУМ", 2000 (серия "Lumen intellectus - Свет разума"). - 376 с.; тираж не указан; ISBN 5-1251-0187-7.
"Новый научный дух", "Философское отрицание", "О природе рационализма", "Материал и рука", "Научное призвание и душа человека", "Мгновение поэтическое и мгновение метафизическое", "Введение в Библию Шагала".
Цитата: И потом, какая радость для нас видеть художника, который творит быстро, ибо Шагал действительно творит быстро. Это большая тайна - уметь творить быстро. Жизнь не ждет, она не раздумывает. Никаких набросков - всегда озарения.
Пьер Дрие ла Рошель. Дневник 1939-1945 / Пер. с фр. под ред. С.Л.Фокина; предисл. С.Л.Фокина. - СПб.: Владимир Даль, Ювента, 2000 (серия "Дневники ХХ века"). - 602 с.; тираж 2000 экз.; ISBN 5-93615-007-0 ("Владимир Даль"), ISBN 5-87399-055-7 ("Ювента"), ISBN 2-07-072307-0 (Gallimard).
Родился в 1893-м. Фашист, антисемит, автор романа "Жиль" (1939; рус. пер. - СПб.: ИНАПРЕСС, 1997). Застрелился в 1945-м. Одним словом, круто.
Цитата: Мне бы все же хотелось хоть на миг увидеть, как на руинах Европы стоят друг против друга американские и русские варвары. Где найдет прибежище мысль? Она уже и сейчас находится при смерти (в прежние времена мысль, умершая в Александрии, почти сразу же возродилась под крылом исламизма; не существует способа обеспечить преемственность). В нашем поколении сохранятся Мальро, Бернанос, Монтерлан, Бретон, Арагон, Жионо, Жуандо - не так уж и плохо! Пусть их поддержит святой дух, если им не хватит крови.
Антонен Арто. Театр и его Двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра / Пер. с фр.; сост. и предисл. В.Максимова; послесл. М.Эсслина, М.Мамардашвили; коммент. В.Максимова и А.Зубкова. - СПб.: Симпозиум, 2000 (серия IQ). - 440 с.; тираж 4000 экз.; ISBN 5-89091-123-6.
Цитата: Есть нечто сходное между больным чумой, который с криком бежит вслед за своими видениями, и актером, гоняющимся за собственными чувствами. Между человеком, живущим среди созданных им образов, которые в иных обстоятельствах никогда бы не пришли ему в голову, но здесь, среди мервецов и безумцев, он их создает, - так вот, между этим человеком и поэтом, всегда невовремя рождающим своих героев для столь же косной и безумной публики, существуют и другие аналогии, которые вскрывают причины очень важных явлений и позволяют рассматривать действие театра, как и действие чумы, в плане подлинной эпидемии.
- Антонен Арто. Свести актера с ума
- Антонен Арто. Письма о жестокости
- Антонен Арто. Ритуал пейотля
- Антонен Арто: Портрет в зеркалах (составитель Борис Дубин)
Анри Бошо. Антигона: Роман / Пер. с фр. и послесл. Ольги Кустовой. - СПб.: ИНАПРЕСС, 2000. - 352 с.; тираж 3000 экз.; ISBN 5-87135-115-8.
Автор (р. 1913) - профессиональный психоаналитик. "Антигона" вышла по-французски в 1997 году. Действие происходит в Древней Греции.
Цитата: Когда я думаю об Антигоне, мне часто приходит в голову мысль о Богородице - Антигона больше рискует, поскольку говорит. Дева Мария говорит через молчание и через своего сына. Антигона говорит сама и являет свою собственную справедливость.
Поль Констан. Большой Гапаль: Роман / Пер. с фр. Аллы Смирновой. - СПб.: ИНАПРЕСС, 2000. - 216 с.; тираж 3000 экз.; ISBN 5-87135-088-7.
Очень похоже на "Банановый парадиз": ненавязчивый сюжет, живописный язык. Только теперь перед нами не Магриб ХХ века, а Франция XVIII.
Напоминаем, что Поль Констан - это дама. А Большой Гапаль, если уж на то пошло, - имя громадного бриллианта.
Цитата: - Я как раз рисую вас, Тетя. Это совсем нетрудно, потому что вода сглаживает контуры, а намокшая рубашка вырисовывает на вашем теле такие мраморные прожилки, их тиснение подчеркивает участки светлые и затемненные. Светлые - это ваши груди по одну и другую сторону Большого Гапаля, который совсем потерялся в этой прозрачной воде; светлый - ваш живот, бедра, светлые чашечки коленей, а все остальное - темное. Но вы взбалтываете рукой воду, и тогда светлым становится другое. Светлое плечо, светлая рука, светлая ступня, которую вы как раз приподняли.
- А вам что нравится больше: светлое или затемненное?
- Даже и думать нечего, конечно, светлое!
Сводный каталог "Шведской лавки"
Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||