Вчера я слукавила: цитировать литгазетную рецензию на "Кысь" мне было не лень, а в лом. Потому как содержание этого текста целиком сводилось к тому, что находится тут. Разница лишь та, что тут все изложено в два раза короче. Не лучшим своим произведением подарила нас Алла Латынина. Что ж, и с корифеями случается.
Зато сегодня в "Общей газете" нестандартных суждений о "Кыси" - целый букет (подборка подготовлена Юнной Чуприниной). Павел Басинский, который давеча (в той же "ЛГ") вяло поглаживал по шерстке Алексея Слаповского, нынче резок и непреклонен: "По смыслу и содержанию эта вещь опоздала лет на десять... Эмоционально книга... рассчитана на сочувствие эмиграции с ее инерционным и почти ритуальным комплексом недоверия к России". Актриса Наталья Тенякова занимает полярно противоположную позицию: "Перед нами просто Салтыков-Щедрин". Издатель Игорь Захаров с Теняковой в целом солидарен - "прекрасная и бесподобная (после Н.Гоголя) вещь", - однако его беспокоят не столько стилистические, сколько полиграфические кондиции романа: "Я бы напечатал эту книгу на бумаге, которая не скручивается на всех разворотах, и проследил бы, чтобы в текстах на задней стороне обложки сначала стояли кавычки, а потом уже точки". Куда непосредственней !
своих соседей по опросу выступили Светлана Васильева и Галина Щербакова. В "Кыси" "хорошо, как у мамы в животике", - признается первая. "Роман не оставляет ощущения безнадежности, - успокаивает паникеров вторая. - Он по-настоящему смешон. То бедолага кикимора закричит, то еще какая-нибудь нечисть".
Поклон "Независимой газете" за то, что не упустила из виду 50-летия поэта Александра Еременко. Газете - но не автору юбилейной статьиВладимиру Губайловскому. Александр не та целина, которую сподручно вспахивать на голубом глазу, не ознакомившись с постперестроечной полемикой о "метаметафоризме", не давая себе труда хотя бы упомянуть о Михаиле Эпштейне, Иване Жданове и Алексее Парщикове. "Еременко давно ничего не печатает. Его стих оказался более, чем другие, зависим от окружающей среды, от той сгущенной атмосферы, в которой овеществлялись стихи в восьмидесятые годы". Чушь все это, молодой человек, вы уж извините меня. Невежественная и бестактная чушь.
Во "Времени новостей" добрейший Роман Арбитман всем своим незапятнанным авторитетом обрушился на фантастический роман некоего Дмитрия Янковского "Рапсодия гнева" (М.: Центрполиграф). "Поскольку в нынешней России агитпроп все еще мертв, а обкатать "новую государственную идеологию" уже хочется, высокая миссия поручается массовой культуре, призванной "разогреть" аудиторию. Враги названы: это америка и американцы... Зернами антиамериканизма медленно, но верно засевают незрелые умы". Да, Роман. Как-то ночью Волошин и Лесин вызвали Дм.Янковского в Кремль, вручили ему три мешка отборной рапсодии гнева и, зловеще ухмыляясь, вытолкнули за ворота. Засевай, дескать. На тебя, Янковский, вся надежда. Ну и еще на Балабанова с его "Братом-2".
Сосчитаю еще две добротные, но проходные заметки во "Времени MN" и "Сегодня". Юрий Арпишкин с умиленной оторопью перечитывает мемуарную "Зеленую лампу" Лилии Либединской (М.: Радуга): "О Фадееве все же мало сказать, что он хороший человек и был несчастлив в личной жизни. Так и подмывает вспомнить, как он преследовал космополитов и визировал нехорошие бумаги". Дмитрий Ольшанский, пулеметно остря, рапортует о выходе в свет антологий "Время рожать" (составитель Виктор Ерофеев) и "Улов" (составитель Дмитрий Кузьмин). А я - в связи с этим самым "Уловом" - плавно перехожу к следующему подпункту.
Путеводитель по онлайн-версии "Экслибриса "НГ", вып. 2
ПередовицаГлеба Шульпякова и Романа Стажера о "путях и перепутьях" отечественной малой прозы. "Новый русский рассказ мутировал как крот: в темноте и тишине". Ну надо же: оказывается, и кроты мутируют. Всюду жизнь.
ИнтервьюНади Кеворковой с Эдуардом Тополем. "-Вообще, на ваш взгляд, литературная ситуация имеет место в России? - Ситуация есть. Равно как и имена, которые мне представляются серьезными. Пелевин, к примеру".
РецензияВладимира Березина на "Жизнь Булгакова" Виктора Петелина (М.: Центрполиграф) не имеет отношения ни к Петелину, ни к Булгакову, ни к самое жизни, - но исключительно к мыслительным процессам г-на Березина. Эти процессы я назвала бы, хм, кумеканьем. В "Экслибрисе" Березин периодически раскумекивает еще и чтиво как класс: ведет раздел "Масскульт". Нынче вот тоже...
Илья Кукулинподробно освещает "Дневник 1905-1907" Михаила Кузмина (СПб.: Издательство Ивана Лимбаха) и коротенько - вокругпастернаковскую трилогию в письмах от московского издательства "Арт-Флекс".
Критик и переводчик Александр Закуренко увлеченно, однако не слишком увлекательно рассказывает с "Кафедры" о жизни и творчестве украинского поэта Васыля Стуса (1938-1985).
В блоке "Интернет" по моему ведомству проходят едкий откликМихаила Котомина на первый выпуск сетературного альманаха "Улов" (М.: Арго-Риск, Тверь: Колонна, тираж 300 экз.) и затейливый подвалФилиппа Миронова, посвященный детективу Майкла Колмана "Сбой системы" (М.: Эгмонт Россия Лтд.). О прочих материалах блока вы, я надеюсь, прочитаете в очередном выпуске "Чтения online с Куталовым-Постоллем". (Кстати, Кирилл: о рецензиях, вывешиваемых на "о3оне", я не пишу потому, что электронный магазин не является средством массовой информации; взгляните еще раз на подзаголовок моих заметок. Может, еще прикажете "об!
новления" контента "Аркадии.ру" обозревать?)
На последней странице веселят глаз фрагмент романаАнастасии Гостевой "Притон просветленных" и сообщениеМ.Цокотухи о том, что среди черновиков Корнея Чуковского обнаружен листочек с "оглушительной" записью "Красный Таракан".
Бонус
Вчера вечером до меня наконец добрался свежий (47-й) номер еженедельника "Книжное обозрение". Аннотировать его сплошь - нарушать законы жанра: выходит-то "КО" по понедельникам, а не по четвергам. Но информацией, заверстанной на с.5, не могу с вами не поделиться.
"Оргкомитет премии "Национальный бестселлер" имеет честь предложить известным деятелям литературы и смежных искусств войти в состав Большого жюри премии:
Л.Аркус, гл. редактор журнала "Сеанс"; В.Бондаренко, критик; Д.Быков, поэт, критик; А.Вознесенский, критик; Э.Гер, писатель; Л.Данилкин, критик; В.Захаров, директор института им.Ландау; В.Зеленский, критик; М.Золотоносов, критик; А.Иванов, издатель, Ad Marginem; С.Князев, критик; В.Кожинов, критик; В.Курбатов, критик; А.Ливергант, мегапроект "Пушкинская библиотека"; А.Мелихов, писатель; А.Мокроусов, критик; Т.Москвина, критик; Н.Орлова, критик, литературовед; М.Панин, писатель; Ю.Поляков, писатель; И.Прохорова, критик; Ю.Рутберг, актриса; И.Смирнов, директор Института восточных культур; Я.Федоров, физик, Кембриджский университет; В.Шинкарев, художник".
Не хочу сказать плохого о перечисленных известных деятелях. А о некоторых - и не могу, ибо впервые слышу их фамилии. Мои поздравления Виктору Топорову и Льву Пирогову. С таким ареопагом премия у вас получится - первый сорт. Теперь главное - не дать никому отказаться. Директора восточных культур, коли заартачится, волоките силком.