Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Книга на завтра
http://russ.ru/krug/kniga/current.htm

Александр Уланов


Тайны трубки

Мишель Фуко. Это не трубка. М.: - Художественный журнал, 2000.

Предмет размышлений Фуко - на обложке книги. Рисунок Магритта 1929 года с изображением
трубки и надписью "Это не трубка". Развивая его, на картине 1966 года Магритт поместил
изображение трубки и надпись на изображение мольберта - а над мольбертом на фоне
стены парит увеличенный силуэт такой же трубки.

Мы видим что-либо лишь потому, что сознание наводит порядок в хаосе пятен, поступающих
от глаза. Видим потому, что видимое уже названо. Но сознание при этом часто слишком
торопится. Во включенном в книгу комментирующем тексте Валерий Подорога говорит о
повседневном механизме восприятия, "которое постоянно смешивает произносимое, называемое
с видимым, а видимое - с произносимым, то есть "видит" вещь ее именем, полагая, что
видит саму вещь". Этот автоматизм восприятия Магритт и стремится разрушить. И Фуко
наблюдает разрыв. "Рисунок трубки, теперь пребывающий в одиночестве, может сколько
угодно стараться быть похожим на форму, которую обычно обозначает слово трубка; текст
может сколько угодно разворачиваться под рисунком со всей внимательной верностью
легенды в ученой книжке: между ними теперь может проговариваться лишь расторжение
связи." Смотрящий не может понять, в каком аспекте утверждение надписи верно - или
ложно - или противоречиво. Отрицания ветвятся. "Едва он произносит !
"это трубка", он тут же осекается и бормочет: "это не трубка, но рисунок трубки",
"это не трубка, но фраза, говорящая, что это трубка", "фраза: "это не трубка" не
есть трубка..." А слова надписи кажутся нарисованной вещью, знаки обретают телесность.

Именно в таких провалах и привыкла двигаться современная философия. Фуко выявляет
условия невозможности сведения видимого к высказанному, наблюдает взаимоотношения
изображения и текста, говорит о роли слова на картине. Он соотносит картину Магритта
с каллиграммой, написанием слов в виде называемого ими предмета, когда "видимая форма
оказывается изъеденной письмом, словами... Трубка кажется заполненной смолотыми в
порошок буковками, графическими знаками, сведенными к состоянию фрагментов и рассеянными
по всей поверхности изображения". Фуко рассматривает картину как след уничтоженной
каллиграммы (подтверждая, кстати, тезис, что западное сознание, в отличие от восточного,
наблюдая черную пустоту, чаще мыслит о том, чего там уже нет, а не о том, чего еще
нет).

Развертывается сеть голосов. Трубка на рисунке говорит, что это лишь линии, подобные
трубке над мольбертом - "не знаю, реальной или нет, настоящей или нет"; трубка сверху
отвечает: "То, что парит перед вашим взглядом, вне пространства и без всякой опоры,
этот туман, не покоящийся ни на холсте, ни на странице, - ну как он может быть трубкой?"
У надписи своя речь: "Эти составляющие меня буквы, от которых вы, приступая к чтению,
ожидаете, что они назовут трубку, как эти буквы осмелятся сказать, что они и есть
трубка, они, столь далекие от того, что называют?" Голоса могут и объединяться -
например, рисунок (своей властью иллюстрирования) и надпись (своей властью означивания)
"разоблачают трубку сверху, отказывают этому видению без ориентиров в праве именоваться
трубкой". Любая картина - тоже текст, многозначное сплетение смыслов и голосов. В
картинах Магритта "Природные блага" и "Вкус слез" "идет ли речь о растении, чьи листья
улетают и становятся птицами, или же птицы постепенно!
 утрачивают подвижность, становятся растительными, деревенеют, в последнем трепете
зелени цепляются корнями за землю?" Окончательный ответ, к счастью, невозможен.

Фуко различает сходство (оригинала и копии, когда можно выделить некоторый первоначальный
предмет) и подобие (предметы, указывающие друг на друга в разворачивающейся без конца
серии уподоблений). В центре этого развертывания - пустота. Оригинал-судья в этом
случае отсутствует. Фуко замечает, что сходство всегда указывает на одно и то же,
а "подобие умножает всевозможные утверждения", оно оказывается богаче сходства.

Но отрицает ли подобие реальность? Оно - скорее суверенность вещей, явлений, изображений,
слов, желающих иметь и собственную жизнь, оставаться собой, а не только быть отсылкой
куда-то или знаком чего-то. Возможно, именно эту самоценность вещей подчеркивает
Магритт, когда в письме к Фуко утверждает, что "вещи не имеют между собой сходства,
они имеют или не имеют подобия". Символизм беден. "Видимое может быть скрытым, но
именно невидимое ничего не скрывает: можно знать его или не ведать о нем, но ничего
более. Нет оснований приписывать невидимому большее значение, нежели видимому, и
наоборот," - продолжает Магритт.

В заключительной фразе эссе Фуко то ли предполагает, то ли опасается, что эти подобия
будут размножаться в бесконечные серии, как банки супа "Кэмбелл" у Энди Уорхола.
Но все-таки большинство вещей в их суверенности, в стоящих за ними памяти и ассоциациях
отличаются друг от друга более, чем конвейерные изделия - а если не отличаются, то
не они в этом виноваты. "То, что действительно не "лишено" значения, это тайна, к
которой действительно взывают видимое и невидимое", - пишет Магритт. (Кстати, Фуко
при анализе картины 1966 года совершенно игнорирует ее название: "Две тайны".) Может
быть, это тайна того, как слой графита на бумаге или краски на полотне становится
трубкой. Тайна нашего узнавания трубки, распознавания ее образа по немногим содержащимся
в изображении признакам. Или тайна самого предмета - его истории. Тайна связанных
с трубкой ассоциаций - ведь у каждого они свои. Магритт верен себе и тут - однозначно
выделить только две тайны не получится.

Может быть, цель Магритта - чтобы имя перестало быть пределом видимого, чтобы смотрящий
не ограничивался навешиванием ярлычка "это трубка", но понимал: "это тайна". Разрушить
автоматизм восприятия, дать пространство для удивления, показать, что вещь больше
своего имени. Пусть на картине объекты, а не вещи, но память о вещи, часть связанных
с ней значений в объекте осталась (иначе бы для не знающего о весе камня - парящие
в воздухе глыбы Магритта не содержали бы ничего особенного рядом с облаком и луной).
Просто художник говорит при помощи того, что у него есть. И поэтому Магритт пишет
на обороте посланной Фуко репродукции "Это не трубка": "Название не противоречит
рисунку; оно утверждает иным способом".

Художник и философ - вместе. "Задача Фуко не в том, чтобы открыть предмет, а скорее
организовать предметное поле, в котором предмет становится тем, что он есть", - говорит
В.Подорога. Так и стремится идти современная философия - не впереди, но рядом, не
диктуя, но помогая.

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Новые книги
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное