Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Новости электронных библиотек
http://russ.ru/biblio
Кирилл Куталов
Erotica
Название этой статьи, по сути дела, обман
(http://www.sumerkbogov.alkor.ru/tema/). Все, что следует ниже, -
совершенно нескандальные заметки о том, о чем и без того всем известно. И
все же на всякий случай, если Вам еще нет 18 лет, нажмите кнопку back и
вернитесь к содержанию (http://russ.ru/index.html) "Русского журнала".
Эротическая литература в Интернете, по крайней мере русская эротическая
литература в Интернете, - в известном смысле черная кошка в темной комнате.
Или лучше сказать, оксюморон в чистом виде. Если нужно привести пример
оксюморона, не стоит тянуться к учебнику - там все равно ничего кроме
"черного солнца" обнаружить не удастся, - достаточно просто сказать
"русская эротическая литература в Интернете". Короче говоря, не существует
таковой. Секса в Сети навалом, а вот литературы - нет.
Хотя сразу так и не скажешь.
Это несуществующий феномен во многом сродни пришельцам из "Секретных
материалов". Используя терминологию следственных органов, мы сталкиваемся с
полным отсутствием прямых улик, при том, что косвенных более чем
достаточно. Есть полубезумные свидетели с полувнятными рассказами, нечеткие
кадры, даже какие-то артефакты - словом, избыточное обилие лакун. В этом,
собственно, и заключается главный прием и даже закон жанра: эллипсис,
пропуск значимых фрагментов. Чем был бы агент Фокс Малдер, если бы в каждой
серии его поиски увенчивались очевидным и неоспоримым успехом? Место
объективных результатов занимает субъективный фактор паранойяльной
убежденности, который вкупе с полувнятными свидетельствами полубезумных
очевидцев дает повод для построения главного - теории.
Так же и с эротической литературой. Бытует стойкое убеждение, что последняя
должна существовать. Что без нее в некоей умозрительной системе литературы
образуется пустое место, даже какой-то изъян. Что картина мира будет как
минимум неполной. О том, что убеждение это не мной самим придумано, говорит
находящееся в Сети теоретическое обоснование
(http://russ.ru/antolog/INTELNET/zh_erot_pismo.html) необходимости
существования эротической литературы, и в частности, именно русской
эротической литературы. Михаил Эпштейн, умно и чуть смешно говоря немногое
о многом, в общем-то признает, что "русский язык, при всем своем богатстве,
мало разработан в описании любовных отношений, телесных прикосновений,
опыта неги и наслаждения". Причем признает в первых строках своей статьи,
отчего весь замысел вообще выглядит несколько подозрительно. По мере чтения
подозрение только усиливается - в какой-то момент становится непонятно, в
чем, собственно, разница между тем, что называется эротической ли!
тературой, и вообще литературой? На какой, то есть, основе первая
выделяется из последней? Получается, что лишь на одной и наиболее очевидной
- если написано "про это", то и литература эротическая. В то же самое
время, за исключением очевидного trash'а (http://www.sinor.ru/~darkmark/),
самим Эпштейном к рассмотрению не допущенного, все перечисленные в
подтверждение тезисов произведения подобному формальному критерию отчаянно
сопротивляются. Помимо этого, ощущается острый дефицит адекватного предмету
языка и понятийного аппарата, и, быть может, вследствие этого дефицита
Эпштейн, будучи последовательным, вынужден констатировать невозможность
перевода эротического опыта в план письма, хотя сделано это достаточно
тонко и как бы между строк.
По сути дела, проект этот при всей его привлекательности, скорее всего, так
навсегда и останется в виде редакторского вступления, в одно и то же время
разграфляющего поле для дальнейших теоретических разысканий и
перечеркивающего саму возможность таких разысканий.
Сколько ни повторяй "халва", во рту слаще, как известно, не станет. Также
известно, что эффект наступает практически незамедлительно, если сказать
"лимон".
За лимон у нас сегодня известный сетевой деятель Михаил Армалинский. Без
Пушкина (http://www.mipco.ru/win/pushrus.html).
Меньше теории, больше практики! Сплав теории с практикой представлен в
General Erotics (http://www.mipco.ru), также известном как "журналец". На
неокрепшие умы издание это может произвести очень даже сильное впечатление.
Прочитав все номера в хронологическом порядке, я, что называется,
"купился", и даже начал записывать какие-то тезисы, которые впоследствии
должны были составить основу для вдумчивого и тщательного описания проекта.
Прежде всего поражает последовательность мысли. Спектр феноменов
современной и не очень современной жизни, попадающих в поле зрения писателя
Армалинского необычайно широк - от проблемы 2000 (http://www.millenium.ru)
и разночтений в трактовке границ нравственного у граждан США и Кубы, до
разбора произведений живописи и текстологического анализа романа "Бесы".
Также последовательно выстраивается иерархия культурных героев
(http://guelman.ru/21/index.html) всех веков, на вершине которой Пушкин
разделяет трон с великим просветителем маркизом де Садом, а!
в преисподней, или по меньшей мере в месте отбытия наказания - трусливый и
совершенно как мужчина неинтересный Достоевский и такой же, если не еще
менее интересный как мужчина, Набоков (впрочем, с последним не так все ясно
- это то ли он, то ли Гумберт).
Единственное, что не очень понятно - смысл идеи, смысл этой самой
последовательности. Здесь любопытно сравнить подход к теме Армалинского и
Эпштейна. Если последний, делая попытку теоретического обоснования,
настаивает на тщетности языка литературы в деле построения дискурса
(прости, Господи!) эроса, то первый как раз ратует за точное называние
вещей своими именами, причем точность прямо пропорциональна "свойскости"
имен. В этом смысле работа, которую ведет Армалинский, имеет скорее
разрушительный характер, и кажется, что лучшим способом отбить у
порнографов охоту вырабатывать свой продукт может стать появление большого
числа михаилов армалинских, пишущих о том, о чем они пишут и так, как они
пишут. Работа эта построена на опять-таки дьявольски последовательном
заполнении лакун (особенно красноречив анализ "Бесов" - в каком-то
узкоспециальном (http://soulzone.cjb.net) смысле это прямо-таки шедевр),
срывании различного рода покровов и отбрасывании всевозможных запретов.
Предпол!
агаемый результат этой работы может быть сравним с голландским опытом
борьбы с наркобизнесом - желание делать нечто, только потому что оно
запретно, быстро пропадает, когда приходится платить налоги и получать
лицензии, словно бы это строительный бизнес какой-нибудь.
В качестве психотерапии можно предложить представить себе общество, в
котором секс-индустрия не только не имеет определенных законом границ, но
занимает такое же место, как, например, музыкальная индустрия. По
телевидению вместо круглосуточного музыкального канала транслируют порно
различных степеней тяжести, киноакадемии (все, а не только некоторые) дают
награды за самые откровенные постельные сцены, а в переходах бедные
студенты занимаются любовью, зарабатывая на пиво. Музыку же люди слушают
поодиночке, вдвоем, максимум втроем, зал консерватории - сцена из фильмов
Пазолини, а на обложке журнала для мужчин изображен человек (пол не важен),
чуть приоткрывающий скрипичный футляр.
То, что мы имеем по данной теме в рунете помимо Армалинского, уже даже не
лимон. Практика, практика и еще раз практика в наиболее сугубом виде. Самое
безобидное из встреченного мною здесь (http://www.erolit.aha.ru/) -
зарисовка из профессиональной жизни молодого человека, служащего в магазине
сантехники. В подробности вдаваться не буду, дабы не компрометировать ни
себя, ни любимый мною (http://www.russ.ru/authors/kutalov.html) журнал.
Других примеров и ссылок тоже приводить не буду - не уверен, что дело это
не подсудное.
Таким образом, возвращаемся к тому, от чего отталкивались в самом начале.
Эротическая литература существует только в том случае, если этот термин не
более чем эвфемизм, скрывающий старую добрую порнографию. Все, что с ней
можно сделать, - либо попытаться поднять ее до более высокого уровня, то
бишь трансформировать в нечто, имеющее уже совсем другую природу, либо
опять же попытаться вывести из подполья, прокричав на весь мир, что
порнография - на самом деле вовсе даже и не порнография, а разумное,
доброе, вечное и т.д. Обе попытки обречены на провал - hardcore остается
hardcore'ом, литература - литературой, что русский Интернет наглядно
демонстрирует, за что ему и спасибо. И пусть Михаил Армалинский пишет
письма, в которых станет доказывать обратное.
Впрочем, не все так безнадежно. Есть примеры совсем иного
(http://www.home.ru/japan/erotica/erotica.htm) рода. Но, как правило, уж
слишком экзотические.
----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio
Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie
Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info
----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/