Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Новое в книжной рубрике
http://russ.ru/krug

Егор Отрощенко

часть 2

Век = текст. Выпуск 3: 1903

Воскрешение ихтиозавров; дебют Александра Блока; пришел Лука и всем налгал; смерть
автора "Смерти Тарелкина"; дождик в храме искусства; декаденты - это бешеные мухи;
прозревающий Бальмонт, разнузданный Андрей Белый и полуфилософ Шестов


Бальмонт К.Д.

Будем как солнце. Книга стихов. - М.

"Тут маниакальная самовлюбленность, какая-то неискоренимая психологическая банальность,
которая бьет изнутри и мутными брызгами рассыпается по всем произведениям Бальмонта.
Настоящий поэтический талант, настоящая фантазия, настоящее буйство страсти, болезненно-капризной
и временами поднимающейся в какие-то светлые выси, бесподобный, звучный, легкий стих
- все это перемешано у Бальмонта с невыносимо глупым хвастовством, с бредом алкоголя
и выдумками шарлатанского расчета" (А.Л.Волынский. Книга великого гнева).

"Наши дни - исключительные дни, одни из замечательнейших в истории...

В немногих с такой силой, так явно проявляется эта дрожь грядущего, как в К.Д.Бальмонте...
Бальмонт прежде всего "новый человек", в нем новая душа, новые страсти, идеалы, чаяния
- иные, чем у прежних поколений... Бальмонт кует свои стихи, заботясь лишь о том,
чтобы они были по его красивы, по его интересны, и если его поэзия все же принадлежит
"новому" искусству, это сталось помимо его воли. Он просто рассказывает свою душу,
но душа его из числа тех, которые лишь недавно стали расцветать на нашей земле...

Жажда полноты каждого мгновения, ощущение окружающих нас бездн, чувство таинства
в страсти и слияние с стихийной жизнью - вот четыре основных течения в творчестве
Бальмонта...

В Бальмонте бессознательная жизнь преобладает над сознательной. Но гордый своим светлым
оком, он, этот прозревающий слепец, слишком полагается на силу своего прозрения.
Он отваживается на самые запретные дороги, иногда проходит там, где, казалось, нет
пути, о иногда жалко скользит и падает там, где многие идут свободно, руководствуясь
клюкой. Везде, где сила в сознательности, в ясности мысли, Бальмонт слабее слабых...

При всей тонкости общего построения стихотворений, он в отдельных стихах доходит
до пределов банальности..." (В.Брюсов. Бальмонт. "Мир искусства" #7-8).


Мережковский Д.С.

Собрание стихов. - М. (год издания указан 1904)

"...К сожалению, настоящий сборник его стихов производит... самое обескураживающее
впечатление. Прежде всего, в нем нет никакой поэзии, потому что нет живых ощущений
и чувств, ни тех мыслей, которые органически вырастают на почве непосредственных
ощущений и чувств и могут быть названы поэтическими мыслями. Вообще, Мережковский,
так сказать, не органический человек и потому неорганический поэт. Это какой-то очаг
разностильных современных мыслей, напряженно стремящихся к синтезу, но сцепленных
между собой только механически" (А.Л.Волынский. Книга великого гнева).

"Сколько я замечал, у Мережковского есть истинно изящное отношение к славе, как и
к бесславию. Он желает первой, но без всякой жадности; страдает от второго, но исключительно
страданием за идеи свои, не насколько их отвергают, но насколько их не понимают или
отказываются в них вслушаться" (В.В.Розанов. Среди иноязычных. "Мир искусства" #7).

Белый А.

Северная симфония (1-я, героическая). - М.

"Андрей Белый - очень странная фигура молодой русской литературы, полная разнузданной
лирики и разнузданного юмора. В его лице, быть может, дошла к нам, наконец, та старо-романтическая
ирония, которая одна из всех романтических веяний не прививалась до сих пор в русской
изящной словесности" (Аббадонна (А.В.Амфитеатров). Отклики. "Русь", 1904, 15 мая).

Сергей Глаголь (Сергеевич С.)

Ключи тайн. "Курьер", 28 марта.

"Под этим заманчивым заглавием вчера в аудитории Исторического музея Валерий Брюсов
выступил с проповедью своей новой эстетической теории...

Во всем этом много странного и даже вызывающего улыбку. Многое здесь может дать материал
для остроумного вышучивания...

Но дело, конечно не в этом.

Смех смехом, а все-таки дыма без огня не бывает, и нет учения, которое не содержало
бы в глубине своей зерна истины. Такое зерно несомненно есть и в новой школе эстетов.

Как ни относитесь к этому ученью, но несомненно, что оно видит в искусстве нечто
очень большое. Для него искусство - храм, а не лавочка с продажей распивочно и на
вынос. Признавая искусство особой формой познанья и возвращаясь таким образом к Шопенгауэру...
новая школа освобождает искусство от всякой служебной роли, какого-то средства общенья
и уносит его очень далеко от задач какого-то вселенского времяпрепровожденья, а,
возведя искусство на подобающую ему высоту, оно объясняет и его мировое значение.
На этом все преимущества нового учения и останавливаются. Все дальнейшее - это сплошной
красивый бред. Это лучезарный сон, в котором поэт видит торжество дорогого ему искусства,
а не эстетическая теория. Это не теория, а поэма об искусстве. Здесь нет обращения
к нашему мышлению, нет доказанных положений и логических выводов, и взамен их только
красивые и не всегда ясные утверждения. А если так, то и спор с защитниками этого
учения невозможен".

Шестов Л. (Шварцман Л.И.)

Достоевский и Ницше (философия трагедии). - СПб.

"Автор этой книги принадлежит к числу наших "новых" полуфилософов, полукритиков...
Среди своих коллег г. Шестов выделяется очень симпатичными чертами. В нем чувствуется
несомненная искренность, способность к философскому мышлению, без тех ужимок и фокусов,
которые усвоили себе новые "жрецы" литературной критики. Прорицательский тон, страсть
искать повсюду аналогий и сопоставлений, часто чисто внешних, и потом глубоко-мысленно
стараться находить таинственный смысл в этих сопоставлениях - эта литературная манера,
которой так злоупотребляет, например, г. Мережковский, почти отсутствует у г. Шестова.
Он только не мог отделаться от свойственных новой школе постоянных повторений одной
и той же мысли в разных словесных формах, не мог отделаться и от несколько таинственного
вида, с которым излагаются часто совсем не таинственные вещи" (Литературное обозрение.
"Вестник Европы" #9).

Волынский А.Л.

Книга великого гнева. Критические статьи. Заметки. Полемика. - СПб. (год издания
указан 1904).

"Новая книга Волынского - типичная для Волынского книга. В ней сочеталось все хорошее,
что есть в этом критике, и все дурное, что отбрасывает от него симпатии многих...

Как всегда, он пишет о том, что добросовестно, старательно и с цепкостью вдумчивого
человека изучил, - изучил в деталях и с увлечением, несмотря на кажущуюся отдаленность
специального предмета изучения от предполагаемых его интересов, вроде, например,
в данном случае христианской иконографии. Как всегда, в его освещениях литературной
темы много наблюдательности, и в его литературных характеристиках много искренности,
ярких и метко определительных слов.

Есть в нем и широта чисто литературного взгляда, и свобода от шор узкой партии на
глазах, и эта свобода дает ему возможность объективно смотреть на вещи, не восторгаясь
слепо тем, что идет от "своих", и решительно отказываясь понять и признать прекрасное
под пером человека чужого подворья.

Но, как и всегда, в новой книге автор дает чувствовать какой-то излом, какой-то вывих
своего критического мировоззрения, явный склон симпатий к декадентству, какие-то
вычуры мысли и соответственные им выкрутасы стиля. Мысль не идет плавно и ровно,
но моментами как-то порывисто устремляется вверх и вниз, странно притязательна в
доказательстве и склоняется в какие-то мистико-философские, метафизически-неясные
и порой сумбурные якобы глубины. И опять, как всегда, как везде, отталкивающая и
порой несносная черта хлесткого, самоуверенно-высокомерного и безразборного пренебрежения
и к маленьким, и к средним, и к великим русским именам" (А.Измайлов. Литературные
заметки. "Биржевые ведомости", 1904, 4 июня).

Куприн А.И.

Рассказы, т. 1. - М.

"Книга рассказов г. Куприна говорит о несомненном молодом и разностороннем таланте
ее автора. Иногда в этих рассказах чувствуется какая-то недоделанность, неполное
соблюдение художественной меры...

Лучше всего удается автору изображение тех психологических процессов, которые незаметно
совершаются на дне человеческой души, чтобы в определенные моменты жизни проявиться
во вне, та тонкая игра ощущений, трудно уловимая сеть чувства и мыслей, которые,
сплетаясь между собой, выливаются в одном настроении, в одном порыве неудовлетворенной
души" (Н.Д.Телешов. "Русская мысль" #5).

Серафимович А.С.

Рассказы, т. 1. - М.

"Почти все рассказы г. Серафимовича посвящены изображению жизни рабочего люда. Главные
герои его произведений - тяжелый труд, безысходная нужда и молчаливое горе. Он одинаково
хорошо видит их и в спертой темноте подземных шахт и в тишине черной, чутко насторожившейся
ночи на воде, и среди бесконечных снеговых полей озаренной серебристым сиянием тундры"
(Без подписи. "Русская мысль" #4).

"Ни психология страха, ни более сложная психология противоречивых влечений не составляет
сильной стороны авторского дарования. Наиболее удачными в рассказах г. Серафимовича
являются бытовые черты, рассыпанные в разных местах книжки... Но непреодолимая страсть
автора к нагромождению опасностей в большинстве случаев заслоняет положительные стороны
его дарования". (В.Я. "Русские ведомости", 26 мая).

Юшкевич С.

Рассказы, т. 1. - М.

"Беспросветной тоской и отчаянием веет от рассказов г. Юшкевича. Автор их является
настоящим певцом народного еврейского горя, безграничной скорби, которая царствует
в тесных границах, называющихся чертой еврейской оседлости...

Самый язык, которым говорят герои рассказов г. Юшкевича, чрезвычайно характерен;
он весь состоит из целого ряда недоумевающих вопросов, с которыми еврей как будто
обращается к судьбе, не устающей постоянно и жестоко гнать его...

Рассказы г. Юшкевича обнаруживают в нем несомненное дарование; единственным недостатком
их являются чересчур однотонные, мрачные краски..." (Без подписи. "Русская мысль"
#6).

Короленко В.Г.

Нестрашное (Из записок репортера. Этюд). "Русское богатство" #2.

"Повесть эта очень далека от первых повестей почтенного писателя, которыми он создал
свое имя... В ней нет и следа той своеобразной поэтичности, такого романтизма, которым
проникнуты такие произведения, как "Лес шумит", "В дурном обществе" и т.д.

Новое произведение В.Г.Короленко раскрывает перед нами природу этого ужасного чудовища,
которое кажется нестрашным потому, что оно так серо, так под масть нашей действительности,
что мы его не замечаем. Единственным человеком, освободившимся от власти "нестрашного",
является порвавший со всеми компромиссами Павел Семенович. Компромисс дает силу нестрашному
и в итоге новый рассказ нашего почтенного писателя является вызовом, брошенным компромиссу"
(Н.Коробка. О "нестрашном". "Образование" #5).

Луначарский А.В.

О художниках вообще и некоторых художниках в частности. "Русская мысль" #2.

"Для нас чистое искусство, в особенности поэзия, есть концентрация жизни...

Если художник комбинирует... эстетические элементы: правильные линии, точные контуры,
мягкие переливы ласкающих красок, полные чистые, звуки и аккорды, здоровье, радость,
силу, ум, то в его искусстве будет выражена чистая красота. Красиво в узком смысле
слова все прекрасное, заключающее в себе лишь (или по преимуществу) эстетически положительные
элементы...

Задача художников концентрировать жизнь, сгущать ее, давать нам пережить возможно
больше, не перенапрягая, однако, наших нервов...

На наш взгляд, самое главное в нем, чтобы оно заразило нас жизнью вообще, и возбудило
любовь и интерес к ней в самом широком смысле. Еще дальше мы от того, чтобы требовать
от художника во что бы то ни стало "звуков сладких"; пусть он дает нам и диссонансы,
пусть мучит нас, но не мукой зубной боли, нудной мукой, а идеализированным, не потрясающим
страданием".

Другие произведения

Телешов Н. Рассказы, т. 1. - М.

Федоров А.М. Рассказы, т. 2. - СПб.

Чириков Е. Пьесы. - СПб.

Бальмонт К.Д. Два стихотворения под общим заглавием "Дилемма". "Журнал для всех"
#1.

Только любовь. Семицветник. - М.

Леткова Ек. (Е.П.Султанова). Сборник рассказов "Раб". - СПб.

Гиппиус З.Н. Сумасшедшая. "Новый путь" #2.

Собрание стихов. 1889-1903. - М.

Каменский Анатолий. Степные голоса (первая книга). - СПб.

Лемке М. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. - СПб. (год
издания указан 1904).

Гусев-Оренбургский С. Рассказы, т. 1. - СПб.

Брюсов В.Я. Стихотворный цикл "Предчувствия". "Новый путь" #4.

Боцяновский В.Ф. Леонид Андреев (первая книга о писателе).

Огарева-Тучкова Н.А. Воспоминания. - М.

Криницкий Марк (М.В.Самыгин). Чающие движения воды. - М.

Лазаревский Борис. Повести и рассказы. - М.

Геккер Н. Леонид Андреев и его произведения. - Одесса.

Тан (В.Г.Богораз). Восемь племен. Роман из древней жизни крайнего северо-востока.
"Мир Божий" #5-8.

Ольнем О.Н. (В.Н.Цеховская). Очерки и рассказы. - СПб.

Вербицкая А. Злая роса. "Образование" #3-8.

Булгаков С. Сборник статей "От марксизма к идеализму (1896-1903)". - СПб.

Сологуб Ф. Собрание стихов. 1897-1903. - М.

Елеонский С. Рассказы. - СПб.

Чехов Мих.П. Очерки и рассказы. - СПб. (год издания указан 1904).

Толстой Л.Н. "Ассирийский царь Ассархадон", "Три вопроса". "Русское слово", 5 декабря
и в отдельном издании "Посредника", М.

Коневской Ив. Стихи и проза. Посмертное собрание сочинений. - М. (год издания указан
1904).

Чехов А.П. Последнее произведение - рассказ "Невеста". "Журнал для всех" #12.

Мельшин Л. (П.Ф.Якубович). Очерки русской поэзии. - СПб. (год издания указан 1904).

Дорошевич В.М. Сахалин (Каторга). - М.

Мережковский Д.С. Судьба Гоголя. "Новый путь" #1-3.

Очерки реалистического мировоззрения. Сборник статей по философии, общественной науке
и жизни. - СПб.

Мысли мудрых людей на каждый день. - М. (собраны гр. Л.Н.Толстым).

Письма Пушкина и к Пушкину. Новые материалы, собранные книгоиздательством "Скорпион".
Редакция и примечания Валерия Брюсова. - М.

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Новые книги
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное