Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Денис Бычихин
Плоды рефлексии второго уровня
О пользе банальности
На этой неделе материалов, так или иначе касающихся текущих литературных
дел, книгоиздательских новинок, цеховых торжеств и вообще всего того, что
относится к литературным новостям, какое-то оголтелое множество. Зверски то
есть много.
Какую-либо общую тенденцию среди этого обилия отыскать сложно. Просто эти
статьи, рецензии, заметки есть, просто они очень разные, просто они
множатся, множатся и множатся. Просто кролики по сравнению с ними отдыхают.
Вот и все, что можно сказать.
То есть да, наверняка общая тенденция существует. При большом желании можно
отыскать некую магистральную линию, некий лейтмотив, прямо таки стержень.
Можно - потому что ищущий обрящет (машина подсказывает обрыщет). Но мы
этого делать не будем - по своей дурацкой воле.
Потому что если мы эту тенденцию и сыщем, то будет она абсолютно дурацкая,
в плане что увиденная со своей колокольни и потому отчасти дальтоническая.
Ака субъективная. А это неприятно. И, отчетливо сознавая последнее, играть
в какую-либо квазиобъективность мы попросту отказываемся (кланяемся
http://russ.ru/krug/20000223.html Льву Рубинштейну).
Таков наш ответ на имевшую место http://russ.ru/krug/20000302.html критику.
Потому что, а это уже http://russ.ru/krug/20000301.html говорилось, с
недавних пор мы лишь отмечаем то, до чего, возможно, у читателя попросту не
дошли руки. И рекомендуем ему поспешить с прочтением, чтобы худо-бедно
оставаться в курсе происходящего. Рефлексия, стало быть, у нас фильтрующая.
Пропедевтическая. А остальное на совести читателя.
Поэтому все. Проехали - и ответ на критику, и заодно вступление.
Наиболее занимательные публикации недели (8 - 15.03).
Начнем с приятного. Не далее как в среду 15 марта всю полосу "Культуры" в
"Коммерсанте" отдали под окололитературные публикации.
В результате имеем - интервью с Георгием Вайнером (которое пропустим,
любители и http://russ.ru/authors/vainer.html однофамильцы разыщут и
ознакомятся лично); разумеется, еженедельную колонку "Что читать" Михаила
Новикова; заметку Эла Кейси касательно новой книги Стивена Кинга; материал
того же Новикова о том, что отечественная сетература это парад дебилов,
мракобесие и графоманский раек. И, наконец, собственно изюминка - статья
Екатерины Деготь, посвященная "Обществу спектакля" Ги Дебора, самому Дебору
и "ситуацианизму" в целом.
Что до мнения офф-лайновых коллег, в частности, Михаила Новикова,
касательно литературы в Интернете, то оно забавно и показательно
одновременно. Напоминает классическое "богатыры... не вы". С явным
облегчением. Или анекдот про японскую бензопилу, которой сибирские мужики
пилили бетонный столб. Так себе оказалась пила.
"Интернет не сподвиг пользователей на создание новых литературных форм...
За несколько дней, проведенных у компьютера, я понял, что слухи о несметных
сокровищах Интернета сильно преувеличены - если речь идет о литературной
его части... Интернетовские тексты, увы, почти непригодны для чтения. Они
слишком многословны, слишком нудны, и - при полной индивидуализированности
- лишены автора в литературном понимании термина".
Спорить не будем. Просто отметим, эти характерные несколько дней и
масштабность последующих выводов. Говорухин в свое время в те же несколько
дней выяснил, что в сети есть только фашизм и порнография. Ну да им видней.
Глаз, знаете ли, не замылен, свежий такой взгляд.
Кстати, поклонникам ширяновского
http://rema.ru:8101/komment/vadvad/lit/pil/pil1.htm "Низшего пилотажа"
статью стоит прочесть обязательно - их любимец единственный, кто удостоился
похвалы. Потому что написал удачный физиологический очерк. Что тоже, как
подумаешь, немало.
Напоследок приведем рекомендации Новикова касательно того, как писателю
прославиться в Сети - потому что очень они проницательные: "Обязательно
сопроводить произведение всевозможными декорациями в виде интервью,
фотокарточек, скринсэйверов. Только эти внелитературные цацки могут сделать
из текста артефакт - и если не превратить мерцающее на экране нечто в
книгу, то хотя бы уравнять их в глазах бессонного пользователя". Мотайте на
ус.
И хватит о грустном.
Заметка Эла Кейси "Стивен Кинг опубликовал непечатную книгу" сугубо
информативна: новая книга Стивена Кинга Riding the Bullet ("Верхом на пуле"
- привет Найку Борзову) будет распространяться исключительно через
Интернет.
Текст
http://www.amazon.com/exec/obidos/subst/promotions/stephen-king/stephen-king.html/ref%3Db%5Fbh%5Fcur%5Fa%5Fwwr3/102-6533329-3392036
здесь. Бесплатно. Объем 66 страниц (16 тысяч слов). Разумеется, на языке
оригинала. Эл Кейси утверждает, что текст попросту не грузится, но это не
совсем так - грузится с легкостью изумительной, вот только что не со
свистом. Дерзайте.
Кстати, в сегодняшней газете "Вести" уже опубликована рецензия Сергея
Кузнецова.
Далее. В колонке "Что читать" пять как бы новинок - "Реальный Петербург"
(Д. Губина, Л. Лурье, И. Порошин), "Тайны советской дипломатии" Олега
Гриневского, "Академический обмен" Дэвида Лоджа, "Умножающий печаль"
Георгия Вайнера и многострадальные "Москва-Петушки" с комментариями Эдуарда
Власова.
Из списка стоит выделить только одну книгу ("Петербург" и "Тайны" книги для
тех закоснелых эстетов, которых мы уже http://russ.ru/krug/20000216.html
упоминали - время поощрять их еще не пришло, да они в этом и не нуждаются,
касательно нового издания "Петушков" замечено только, что комментатор живет
в Японии и поэтому увлекается библейскими ассоциациями, на "Обмене" же
месячной давности отоспались, все, кто могли, и обозреватель ничего нового
к сказанному не прибавил). Что же до детектива Вайнера, то мнение Новикова
процитируем - в качестве предостережения:
"Его роман... напрочь погублен, на мой взгляд, претензией на нечто большее,
чем просто развлечение. Вайнеры написали "Эру милосердия" и "Визит к
минотавру", которые и вправду были на голову выше советского милицейского
трэша. Повторная попытка не удалась... Вайнер уступил конкурентам там, где
проиграть не должен был: похоже, житье в Америке отбило у автора языковое
чутье. Густое употребление производных от глаголов "ссать" и "срать" было
модно в перестройку - но сейчас это как-то уже так не принято. К тому же
герои ведут бесконечные разговоры, в которых объясняют каждое свое действие
- это не украшает никакую прозу, а детективную просто губит. Впрочем,
можно воспринимать книгу Вайнера как литературный памятник опыт вырождения
жанра".
Теперь десерт от "Коммерсанта" - материал Екатерины Деготь. Текст отличный,
тот факт, что собственно книга упоминается вскользь и урывками ничуть не
уменьшает его достоинств. Просто перед нами популяризированный пересказ
истории французского ситуационизма ("Ситуацианистский Интернационал",
особенно сильно заявивший о себе во время студенческой революции 1968
года). Рекомендуем, как отличный повод расширить кругозор - о
ситуацианистах была подробная статья в одном из номеров "Радека", но текст
Деготь куда более занимателен, да и попросту более художественный текст. В
чем-то героическая биография (насколько вообще может быть героической
биография западного левого интеллектуала или связанного с ним течения).
"Началось все с леттризма, послевоенного художественного течения, которое
подняло приспущенный было дадаистский черный флаг. В 1950 году леттристы
устроили террористический перформанс в соборе Парижской богоматери во время
пасхальной мессы, когда прокравшись в дальние помещения собора, они
раздели священника, а затем один из них занял его место и обратился к
прихожанам со словами "Братья, Бог умер". Долго говорить ему не дали.
В 1952 году был создан "Леттристский Интернационал", и его лидером стал
20-летний Дебор, автор блистательно радикальных работ - книги
"Воспоминания" (составленной из чужих текстов и переплетенной в наждак) и
фильма "Завывания в честь Сада"... который предвещал не только фильмы
Уорхола 60-х годов, но и что более удивительно, видеоинсталяции 90-х".
В 1957 году леттристы переименовались в СИ. Главой их попрежнему оставался
Дебор. "Это была грандиозная утопия, отвергающая любые формы отчуждения и
представительства (искусство, парламент, рынок, производство) ради
непосредственности жизни, не принимающей в расчет собственности. "Искусство
может стать прямой организацией ощущений более высокой ступени: вопрос
только в том, чтобы производить себя, а не порабощающие нас вещи" - писал
Дебор".
Однажды, проснувшись ночью после одной из вечеринок, Дебор застал на кухне
двух товарищей, которые выпивали, открыв все газовые краны и законопатив
окна - в надежде, что вся компания спокойно умрет во сне. "Дебор закрыл
краны: непосредственность надо было постараться выдержать, не прибегая к
крайним мерам". Тем не менее, в 1994 году, он застрелился. Такова биография
человека, первым заметившего пропажу реальности (это заголовок статьи
Екатерины Деготь). Которую и рекомендуем прочесть полностью - как лучший
материал коммерсантовской подборки.
Программным же выступлением литературного отдела журнала "Итоги" стала
статья Сергея Гандлевского "Волшебная скрипка" (Итоги, 14 марта). Исходная
посылка я такова - нынешняя отечественная литература в большинстве случаев
подменена литературщиной, начитанные мальчики и девочки, а равно они же, но
повзрослевшие и взрослением не наученные, слузгали ее как жменю семечек.
Довольные собой, признанные всевозможными разновидностями соседей и
знакомых, занятые литературой также как домохозяйки вышиванием, а арбатские
живописцы своими добротными поделками. Произошло, иначе говоря, то, что
хармсовский Пушкин описал фразой : "Stop, машина!".
При этом - в арсенале аллюзий и цитат Верлен, Рембо и Мандельштам, Толстой
и Есенин со своей "небольшой, но ухвастистой силой", Пастернак с "почвой и
судьбой" - занятный такой набор.
Постараюсь отказаться от каких-либо критических оценок. Скажу только, что
этот текст, напоминающий смесь дневника, наскоро обработанной стенограммы
кухонного монолога советских времен и учебника русской литературы для
средней школы... кажется мне абсолютно уместным. Более того, своевременным.
И прежде всего уместным и своевременным в силу своей заведомой
банальности. Славно. Славно, что некто из признанного и обласканного
критикой российского поэтического мейнстрима, заслуги которого не всегда, в
самом же деле, оцениваются адекватно, скажем так - так вот кто-то из этой
премированной и казалось бы давно отошедшей к почтенному солипсизму
когорты, дошел наконец до необходимости высказать такое откровение. Для
него же в первую очередь и неприятное.
"Большинство пишущих так и будет беззаботно гонять туда-сюда из пустого в
порожнее то одну, то другую эстетику, когда-то кем-то созданную
исключительно для своих нужд, но давным-давно пошедшую по рукам и
потерявшую в мытарствах смысл и породу. Десятки поэтических книжек можно
издавать, не указывая на обложке фамиолий авторов, потому что сочинители
книжек по существу и не авторы вовсе, а безвольные медиумы моды, школы,
тенденции. Неискушенный читатель этих сочинений имеет дело не с
определенными личностями, а с глашатаями общих мест литературы, обоняет
культурные поветрия".
И все это на фоне гипотетической, идеальной фигуры Настоящего Творца:
"Личность такого масштаба обречена на эстетические открытия: авторскому
стилю придется соответствовать темпу собственно человеческого развития.
Иногда кажется, что в данном случае создание шедевра не самоцель творческих
усилий, а побочный результат всей жизнедеятельности. Конечно, принимать во
внимание подобного рода идеальную фигуру - очень гамбургский счет, но без
него мы имеем дело лишь с тщеславным ребячеством или трудотерапией".
Банально, чудовищно банально - но в тему. Кто-то сказал, что всякая свежая
мысль это банальность в первом своем произнесении. Поэтому даже такой ее
возврат мне нравится. Спасибо Сергею Гандлевскому. Тем же, кто статью эту
не читал, рекомендую - хотя бы для того, чтобы выяснить, насколько я
ошибаюсь.
На этом прервемся с обильным цитированием и торопливыми комментариями.
Упростим процедуру.
Остальную часть нынешней нашей выборки представим в качестве ссылок.
Ex Libris, 16.03:
http://exlibris.ng.ru/philosophy/2000-03-16/5_turn_to_hobby.html рецензия
на книгу весьма и весьма достойного автора Майкла Уолцера "Компания
критиков".
Vesti.ru, 15.03: http://vesti.ru/knigi/2000/03/15/mogutin/ Рецензия
достойного Курицина на все еще забавного Могутина.
Там же о http://vesti.ru/knigi/2000/03/16/putin/ наиболее популярной на
сегодня книге.
Известия, 13.03: http://www.izvestia.ru/izvestia/article/211601 Поэт Виктор
Соснора стал лауреатом премии имени" Поэт Виктор Соснора стал лауреатом
премии имени Аполлона Григорьева.
На этом все. До следующего раза.
----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio
Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie
Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info
----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/