Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Новости электронных библиотек
http://russ.ru/biblio
Кирилл Куталов
Парма. Стихи
Обмолвившись http://www.russ.ru/krug/20000207_kutalov.html недавно о том,
что поэтическая школа - явление для современной литературной жизни редкое,
я, как оказалось, поторопился с выводами. Вообще это похоже на новую моду,
вполне объяснимую к тому же - конец века как-никак. Вместе с тем приятно
радует глаз разнообразие этих школ (или направлений - не в этом суть), а
также география точек концентрации поэтической энергии. Можно долго
спекулировать на тему жизнестойкости мироощущений и идеалов Серебряного
века, однако одно несомненно изменилось. В полном соответствии с какой-то
там постмодернистской парадигмой существование некоего единственного Центра
(пусть даже двух Центров), этакого генератора творческих импульсов,
ставится под вопрос. Когда в Москву-реку бросают очередной камень, круги
еще, правда, идут, но уже недалеко и не слишком заметные. Камней и "на
местах", как выясняется, хватает. И каких еще камней.
Проект "Пермская поэтическая школа" http://a-kobrinsky.tripod.com/parma,
осуществленный при содействии писателя, поэта и философа А.Кобринского
http://www.geocities.com/Athens/Pantheon/2826/, и, как его основная часть,
- "Одекал", "Общество детей капитана Лебядкина". Дизайна бояться не надо,
дизайн на самом деле правильный, хотя сперва и может показаться, будто бы и
не дизайн это вовсе.
В том, что Игнатий Лебядкин - одна из самых недооцененных в русской
литературе фигур, сомневаться не приходится. Вообще удивительно, что
капитан не стал культовым персонажем гораздо раньше 1991 года, когда,
собственно, "Одекал" и был образован. Были попытки, были. Но не удалось
ученым мужам уловить сущность капитана, по некоторым сведениям одного из
центральных героев великого писателя-футуриста Достоевского. На вопрос
почему - ответ один: капитана Лебядкина можно только петь. Что, собственно,
и проделано в соответствующем манифесте
http://a-kobrinsky.tripod.com/parma/slovo.htm.
Приятно удивляет (предположим, что посетитель сайта искушен) отсутствие
"парадной части", различных вводных слов, "от составителя" и так далее
(есть, правда, упомянутый манифест, но это другой жанр
http://guelman.ru/slava/manifest/man.htm). Всячески избегается вообще все,
не относящееся напрямую к поэзии. В определенной мере это даже создает
неудобства: например, ничего нельзя узнать о большинстве представленных
авторов. С другой стороны, по-другому вряд ли получилось бы, поскольку
неотъемлемая часть всего замысла - анонимность, игровые, многослойные в
семантическом отношении псевдонимы, концентрация аллюзий в которых дает
повод считать их частью самих текстов.
Описать другие "школообразующие" факторы, выделить и назвать общие для
большинства представленных произведений черты достаточно несложно, благо
они многочисленны и нарочито вынесены на поверхность. Прежде всего это
центонность, обладающая, однако, одним странным свойством. Попытки
определить, куда ведет явно прочитываемая "чужая речь", не дают никакого
результата, она ведет в никуда, это пустота стоит за ней, в лучшем случае
фонетическое, исключительно звуковое соответствие. Своего рода утонченное
глумление над "высокой" поэзией, обман, нечто блестящее, со значительным
видом показанное издалека, соответствующий цитате жест серьезности,
оборачивающийся аберрацией зрения - просто свет так упал, ничего больше.
Вместе с тем необходимо отметить обилие бытовых, "низких" деталей,
нисходящую по преимуществу метафору, прием, выигрышный только в том случае,
если якобы дурачащийся автор очень четко видит ту планку, ниже которой
метафора нисходить не имеет права. В совокупности это дает о!
свежающий эффект: цитата, даже из самых затертых, потерявшая уже всякую
связь с тем целым, из которого когда-то была позаимствована, цитата,
утопленная в очевидной бессмыслице, в какой-то момент неожиданно
выныривает, отмытая, по-новому как-то блестящая, сразу и не узнать, что это
она:
нельзя нельзя нельзя нельзя
не разгадать что из какого хлама
кузнец кует в полшаге от меня
В то же время таких цитат немного, как правило, все же они остаются лежать
где-то на бессмысленной глубине. Это обилие цитат и заимствований, ведущих
в никуда, притупляет и зрение, и внимание читателя. Разбирать эти
стихотворения бессмысленно - ничего, кроме списка источников в лучшем
случае, получить не удастся, будто бы за нос водят. На самом деле водят, но
по-другому. Звуковой шум, коллаж, пестрота, даже местами вычурность:
вездесущие чай кипятили пилаты
чайки пятились мутные взоры тревожа
солнце желтою мухою нежно кружилось
и жужжало царапая пахи у неба
Поиск смысла бессмыслен изначально. Намек на историю есть, но вторая строка
своим началом превращает его в цирковой трюк, а третья и четвертая дают
прямо-таки каскад, парад-алле какой-то, даже обидно становится - ну что они
там, в самом деле, за дураков нас держат? Дальше - больше. Говорить о
библейской или еще какой-нибудь тематике тоже бессмысленно, эти
переваренные, отрефлексированные неоднократно, из третьих рук полученные
мотивы отсылают к чему угодно, только не к первоисточнику.
волновались блестящие легионеры
но валиться не смели покуда иуда
не ударил мешком зазвеневшую землю
отступать было некуда в ту же минуту
над землею нависла коровьей лепешкой
необъятных размеров огромная туча
Если читатель и не был снобом, то теперь просто должен им стать. Даже не
очень искушенный. В том смысле, что плохо же написано, графоманией за
версту отдает, пусть даже и предупреждали об этом в том же самом манифесте.
И что окончательно выводит из себя, так это поза, все эти штучки
давным-давно известные с точками и запятыми, то есть с их отсутствием, эта
невнятная цезура...
шевельнулась в ушах какофония баха
и ухабистым утром заря наступила
на большую дорогу телами по плату
девы двигать устали теперь не иначе
Какофония достигла апогея. Уже забыто, с чего все начиналось, найденные
было крупицы смысла растворились, внимание рассредоточено. Последняя строка
при всем желании не прочитывается, где точку ни ставь. Стихотворение
развалено будто бы нарочно, и нет никакой надежды на его восстановление,
хоть с начала начинай, хоть выключай компьютер. Единственное, что все еще
остается прежним, - уже порядком надоевшие фонетические трюки. Цитаты
превращаются в простое называние, ничем, кроме как коллажностью общего
целого, не оправдываемое, не приходится говорить даже о каком-то
"настроении" или образном стержне. Последний оплот - ирония, но и ее как
будто недостаточно, она не самоценна, про социальное же радение и говорить
смешно, его просто нет. Как нет, кажется, и самого стихотворения, впрочем,
последнее, кажется, не закончено, еще остались две строки. Перед ними -
непродолжительная пауза.
и природа дрожит словно выцветший заяц
а в ушах шелестят петушиные крики
Теперь все, конец. Изумленная публика замирает, другая пауза - до
аплодисментов. Стихотворение собирается воедино в лирически и образно очень
внятном пассаже, и недоумение радостно разрешается - ну да, конечно, это
та же всем давно известная история, только подсмотренная из другого угла.
Другое зрение - прерогатива другого центра.
Если необходимо определить основное, универсальное свойство текстов,
представленных на сайте, стоило бы сказать о нарочитом и последовательном
смещении точки зрения и, пожалуй, на этом остановиться. Все прочее: и
библейская тематика, и тотальный центон, и обилие аллитерационных эффектов,
и прочая - инструменты, наиболее точно соответствующие методу.
Еще, пожалуй, можно отметить герметичность всего замысла в целом. Попадись
эти стихи на "Вавилоне" http://www.vavilon.ru/, например, ни малейшего
удивления они бы не вызвали. Ну а адрес Бог весть какого уровня, или как
это там называется, наводит в одно и то же время на грустные и не очень
грустные мысли. Грустные - потому что, как и было сказано
http://www.russ.ru/krug/20000221_kutalov.html, нигде, кроме как в
Интернете, осуществление подобного проекта возможным не представляется, а
если и представляется, то в настолько малых размерах, что и говорить об
этом не имело бы смысла. Не очень грустные - потому что... см. текст выше.
Процитированы стихи Евгения Гвинеева
----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio
Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie
Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info
----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/