Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Книга на завтра
http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Робинзоны в стране лилипутов
Дмитрий Ольшанский
Стивен Спендер. Храм. - М.: Глагол, 1999. Ивлин Во. Новая Европа
Скотт-Кинга. - М.: Текст, 1999.
"Неотъемлемое право англичанина - жить там, где ему заблагорассудится", -
сказал Уинстон Черчилль. "Кругосветное путешествие - лучшее лекарство для
англичанина", - согласился с ним Бэрримор. "Храм" и "Новая Европа..." - две
абсолютно разные книжки об одном и том же; два путешествия из глубин
идеально совершенной Англии на просторы диковатого внешнего мира.
Единственный параметр, четко разграничивающий центральных персонажей Во и
Спендера (которые вряд ли приветствовали бы любые сопоставления друг с
другом), - их возраст. Обе книги демонстрируют героев, врасплох захваченных
дорогой, - в 20 лет и в 45-50.
Стивен Спендер (1909-1995) сочинил "Храм" в 1929 году, и в его романе
изложены реальные гамбургские впечатления оксфордского студента. Для
долгожителя Спендера работа над "Храмом" была "детством в кислой избе"
(Б.Гребенщиков) - кратковременной молодежной гулянкой. Народ к разврату
готов: Стивен и его друзья Уистен Хью Оден и Кристофер Ишервуд, выведенные
под прозрачными псевдонимами, восхищены педерастическим раздольем
Веймарской республики. Книга, написанная этаким "честным" языком,
стилизованным под юношеский дневник, в сущности, повествует о приключениях
мальчиков: канонический жанр детской литературы. Если б не душераздирающие
раздумья Спендера и компании о своей сексуальной ориентации, "Храм" мог бы
претендовать на место в "Библиотеке пионера" - между "Честным словом" и
"Васьком Трубачевым и его товарищами". В тексте напрочь отсутствуют приметы
"потока сознания", к которому так привержены американские ровесники
Спендера Уильям Берроуз и Пол Боулз: герои "Храма" просто осм!
атривают достопримечательности, пьют лимонад, купаются, обцеловывают друг
друга и произносят прочувствованные, а-ля клятва на Воробьевых горах,
монологи.
Отметим два забавных обстоятельства. Первое: посещение Германии и, в
частности, Гамбурга с его Риппербаном (кварталом влюбленных сердец) -
давняя традиция нетрадиционно-порочных англичан. Новый миф о Гамбурге
возникнет через 30 лет после Спендера; в начале 60-х туда будет
периодически наезжать ансамбль "Битлз", давать там концерты, поэтапно
утрачивать девственность, общаться с местной эстетствующей публикой и
учиться у нее всему самому плохому, то есть делать ровно то, что
добросовестно описал Спендер.
Второе: "Храм" был опубликован в конце 80-х; готовя его к печати, Спендер
значительно отредактировал рукопись. Излияния пылкого юноши кардинально
исправлены дрожащей старческой рукой; Спендер-дедушка, в отличие от
Спендера-молокососа, знает, чем закончилась тогдашняя немецкая идиллия. И
потому переносит часть действия в 1932 год - так сказать, ближе к финалу; и
потому внедряет в диалоги героев, казалось бы, проходное "Ну он же
еврей...".
Ивлин Во (1903-1966) учился в Оксфорде одновременно со Спендером. Повесть
"Новая Европа Скотт-Кинга" написана в 1948 году, на другом, мягко говоря,
этапе большого пути - тут уж никакого веселья. Католик и консерватор Во,
который ненавидел современную ему действительность до такой степени, что в
конце концов принципиально отказался пользоваться телефоном, телевизором,
автомобилем etc, написал на тему "европейских каникул" нечто столь же
мрачное, сколь и гениальное. Как и у Спендера, в центре повествования
альтер эго - тот, кем автору хотелось бы быть. Герой Во, как и герой Вуди
Аллена, всегда один и тот же, однако в данном случае фирменный пафос
достигает апогея. Скотт-Кинг - нудный немолодой учитель греческого и латыни
из закрытой частной школы, каковые Во пел всю жизнь. Из года в год
количество мальчиков, желающих изучать классиков, сокращается, а
исследование творчества такого же безвестного, как и сам Скотт-Кинг, поэта
Беллориуса влечет учителя на континент. Фабула повести !
- хроника пребывания Скотт-Кинга в вымышленной стране, которую Во наделяет
сразу всеми омерзительными признаками государств Европы - гитлеровской
Германии, Италии Муссолини, СССР Сталина, "левой" Франции, и, более прочих,
франкистской Испании. "Новая Европа..." выстроена не столько по
географическому, сколько по агиографическому принципу - подобно житиям
святых, повествующим о бесовских искушениях. При чтении это не сразу
замечаешь, поскольку непрерывно хохочешь.
"Приемли равнодушно" для Во - идея-фикс. Скотт-Кинг брезгливо отвергает
европейские соблазны, которые под пером Во становятся форменными ущельями
Ада, и возвращается в Англию, оставшись самим собой. То, что для Спендера -
райские кущи, слегка замутненные на периферии (нацисты, кто они?), для Во
- повод достать из жилетного кармана склянку со святой водой. Возраст не
тот и взгляд наметан.
Дорожные записки - жанр идеологический. Если в молодости с любого острова
хочется под благовидным предлогом удрать, то в зрелые годы на остров бывает
полезно вернуться.
----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio
Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie
Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info
----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/