Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Книга на завтра
http://russ.ru/krug/kniga/current.htm

Светлана Силакова

Двуглавый, однако

Ва-Банкъ / Виктор Пелевин. Нижняя тундра. Солид рекордз, 2000

Компакт-диск - интересный артефакт. Шоферы используют эти радужные кружочки
в качестве амулетов, оберегающих от ГИБДД. Любители всего блестящего
украшают свои интерьеры мобилями из дисков. По неписаному правилу, чуть ли
не на каждом компакте обнаруживается не заявленный на обложке трек -
"бонус". На "Нижней тундре" подобный тайный дар тоже имеется (и мне лично
он понравился больше всего). Это практически та самая песня, которую Будда
пел Христу...

Но в данном случае речь не о простом CD, а о компакт-диско-книге.

Как гласит пресс-релиз, "весной 1997 года музыканты "Ва-Банка"
почувствовали творческую необходимость записать цельный альбом, в основу
которого легла бы единая концепция, например, литературное произведение".
Решили обратиться к современным - в терминологическом и пафосном значениях
этого слова - российским авторам. Начали с Пелевина - и получили согласие.
Уже через пару месяцев прозаик написал специально для "Ва-Банка" рассказ
"Нижняя тундра", и музыканты приступили к созданию композиций по его
мотивам. Работа продолжалась без малого два года (могли бы и побыстрее,
если бы не 17 августа). Ряд песен принадлежит перу поэта и композитора
Евгения Головина (автора ва-банковской визитки "Эльдорадо"). К записи
привлекли музыканта-электронщика Филиппа Македонского (как объяснялось, из
уважения к околокомпьютерной фракции поклонников Пелевина). "Нижняя тундра"
была представлена прессе в клубе "Радио Га-Га", выбранном, вероятно, за
сходство интерьера с ландшафтами урбанизированной тун!
дры (голые светло-серые стены, ярко-сине-красные неоновые блики в духе
райпо-хай-тека).

Согласно официальному определению, "альбом представляет собой новый жанр -
своего рода саундтрек к рассказу - и является первым примером такого рода в
отечественной культуре. Рассказ и альбом, являясь каждый совершенно
самостоятельным произведением, образуют вместе своеобразный над-продукт
коллективной творческой мысли".

Словом, получила продолжение традиция "журналов с грампластинками" (помните
"Колобок" и "Кругозор"?). Впрочем, в "Колобке" было круче: начало сказки
читаешь глазами, а окончание дослушиваешь с пластинки. Пока доберешься до
проигрывателя, умрешь от нетерпения. На "Нижней тундре" таких подвохов не
наблюдается. Но заядлые пелевинофилы все равно будут вынуждены пользоваться
данным компактом как книжкой: рассказ покуда нигде больше не
опубликован.(1) А заодно и музыку послушают. Поклонники же "Ва-Банка",
соответственно, расширят свой литературный кругозор. Межвидовое
скрещивание.

Разумеется, творческий союз Пелевин-"Ва-Банкъ"-Головин будут критиковать с
разных сторон, выясняя, кто тут кого испортил и опошлил. Больно уж разные
сошлись в альбоме творческие стихии. Как написано в рассказе, "никакого
сражения у духов огня и холода не получалось - они свободно протекали друг
сквозь друга... И тогда, чтобы можно было говорить о победе, ими был создан
человек", - а участники творческого альянса предложили публике плод
совместных трудов.

Но штука в том, что за рассказом стоит один подход к реальности, а за
песнями - совсем иной.

Пелевин сочинил очередную ироничную, подчиняющуюся всем пропповским законам
термодинамики сказку. Историю о том, как китайский император добывал в
гнусной "нижней тундре" - читай, в нашем родном мире - нечто вроде
глобального антивируса. Отсылки - к древнекитайской культуре и анекдотам
про чукчу. Виктор Олегович по обыкновению мудр и спокоен, как змея. Может
быть, даже слишком спокоен: банальные шуточки насчет Церетели, наспех
сляпанная фамилия "Рылеев-Пушков" ("Рыло-в-Пушку"? Ну и что?). Читатель
вынужден постоянно фиксировать боковым зрением аллюзии, языковые игры и
т.п. И ему уже не до сочувствия героям. Саундтрек, напротив, перегружен
дефицитными для пелевинских текстов ингредиентами - страстями и эмоциями.
Именно поэтому некоторые песни - к примеру, "За гагарой с черным пером" -
могут запросто влиться в задушевный звуковой поток "Авторадио".

Еще одно важное стилистическое различие. Текст Пелевина атомарен и
афористичен. Его легко раздергать на хохмы и философские слоганы. "Шаман на
уровне фольклорного ансамбля", "хан Арнольд", "каждый сам себе музыка"...
А вот песенным текстам отрешенно-интеллектуальная афористичность просто
несвойственна (исключение - разве что "Джон Донн 2000"). Они не
формулируют, а просто описывают. Забавна в этом аспекте судьба пелевинского
словосочетания "холодный мир". В рассказе оно появляется как стебное эхо
термина "холодная война". Но в песне с рефреном "Я сам себе холодный мир"
эта аллюзия никак не обыгрывается. Просто песня о человеке, который
мерзнет. По социокультурным, духовным или геополитическим причинам -
неважно.

Не могу не привести и очередной пример тех чудес, которые постоянно
происходят в текстах Пелевина явно без ведома автора. Упоминается "улица
Рылеева у Курского вокзала". Да, была когда-то в Москве такая улица, но
вовсе не у Курского вокзала. Топографический ляп? Стоп, ведь исконное и
нынешнее название улицы Рылеева - Гагаринский переулок. А ведь именно птица
гагара и должна вывести героя из ловушки под названием Москва в родной
Китай.

На обложке нарисована, впрочем, не гагара, а слегка бухой двуглавый орел,
свесивший оба своих головных мозга на грудь. Дело в том, что Пелевин сделал
открытие: оказывается, все наши беды от того, что у российского орла
головы смотрят в разные стороны.

У авторов проекта скорее не головы, а организмы разноориентированные.
Однако "Нижняя тундра" достойна места на карте нашей культуры уже потому,
что вышла в свет. Судите о ней, сверяясь с собственными глазами и ушами.


На ту же тему см. статьи Льва Данилкина в "Известиях" от 27.01. с. г. и
Алексея Мунипова в "Эксперте" ╛ 4
http://www3.expert.ru/number/data/00/00-04-15/data/pelev.htm.


Примечание:

(1) Вспоминается советская практика, когда слегка крамольные художественные
произведения порой публиковались на правах приложений к малотиражным
научным сборникам. Что ж, нам не привыкать искать и находить шило в мыльном
отделе...

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное