Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Книга на завтра
http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Андрей Лотменцев
Жан-Клод Фрер. Сообщества зла, или Дьявол вчера и сегодня. - М.: Аграф,
2000.
Серия "ХХ век+", основанная автором "Винни-Пуха и философии обыденного
языка" Вадимом Рудневым и открытая его же работой "Прочь от реальности",
неожиданно продолжилась трудом французского культуролога Ж.-К. Фрера,
рекомендованного как специалиста по люциферианству. Следует отметить, что
книга написана живым языком, читать ее приятно, и автор придерживается
описаний фактической стороны деятельности люциферианцев, не вдаваясь
излишне в отвлеченные рассуждения. Сразу скажем, что русский перевод
выполнен вполне качественно, хотя время от времени допускаются ляпы с
фамилиями. Так, учитель Стивена Кинга зловещий Говард Лавкрафт именуется
Ловеркрофтом.
Лейтмотив книги - идея о сходстве, а то и аналогичности практик ряда тайных
обществ, существовавших в Европе на протяжении второго христианского
тысячелетия. На низшем, "народном" уровне эти практики проявлялись в
совместных шабашах-оргиях, на высшем - в деятельности мистических орденов
вроде "Золотого рассвета" под руководством нобелевского лауреата Йейтса.
Народная еретическая культура могла подпитывать интеллектуалов. Так,
наиболее известный сатанист ХХ века Алистер Кроули во время пребывания в
России вращался среди хлыстов, к коим, как известно, примыкал Распутин.
По мнению автора, Люцифер рассматривался членами тайных обществ как аналог
Прометея (этого имени, впрочем, Фрер избегает) - как близкий к нуждам
простых людей Князь мира сего. Материалы, содержащие описания средневековых
шабашей, подтверждают эту мысль. Если согласиться с Мишле, трактовавшим
шабаш как коллективный галлюциногенный опыт (а с этим мнением соглашаются
многие современные медиевисты), то получается, что выходы в астрал
характерны для европейцев так же, как для бурятских или тольтекских
шаманов. Причем совершались все эти сложные пертурбации главным образом
ради обретения земных и подчас весьма скромных благ. Среди героев книги -
Жиль де Рец, маркиз де Сад, Элифас Леви, Распутин, Гитлер и Алистер Кроули.
Описания различных организаций люциферианского толка доводятся до 60-х
годов прошлого (т. е. XX) века.
Автор собрал настолько разнообразный и интересный материал, что каждый
обладатель книги может попытаться обобщить его на собственный страх и риск.
Например, формализовать структуру сообществ, которые Фрер называет
люциферианскими сектами, и отсеять социальные группы, лишь по видимости
относящиеся к изучаемому явлению, поможет тестирование исторических
персонажей и организаций по следующим параметрам:
1. Регулярное использование наркомании.
2. Человеческие жертвы.
3. Ритуальное общение с демонами или дьяволом.
4. Оргии.
5. Наличие цельной программы действий.
6. Отношение к Иисусу Христу (и церковным таинствам).
7. Вменяемость как таковая.
Во всяком случае, предприняв подобное тестирование, рецензент РЖ немедленно
пришел к следующим любопытным наблюдениям:
1) Если Алистер Кроули заимствовал практику принятия опиума у своих друзей
с Востока, то средневековые ведьмы, опивавшиеся травами, в "заграничных
контактах" не нуждались.
2) Принесение в жертву людей, обычно младенцев, принадлежавших членам
организаций, - характерная черта тех, кого автор именует люциферианцами.
Надо отметить, что вплоть до недавнего времени исчезновение детей
(возможно, ввиду их высокой "естественной" смертности) большого шума не
вызывало, - если, конечно, речь шла не о знатной семье.
3) Отсутствие указаний на то, что де Сад, Леви и Распутин вызывали
демонические силы, свидетельствует о преобладании в их практике
самодостаточного оргиастического элемента, в случае с де Садом
сублимировавшегося в литературной деятельности.
4) Что касается оргий, то, кажется, эти атавизмы языческой духовной
деятельности стали восприниматься как негатив христианства (впрочем, в
сектах, например у хлыстов, они уживались с некоторыми моментами
ортодоксальной теологии), а через своих литературных
адептов-правозащитников способствовали сексуальной революции XX века (см.
на этот счет также монографию А. Эткинда "Хлыст").
Дальнейшие изыскания и умозаключения предоставим пытливому читателю,
попутно выразив сожаление по поводу того, что справочный аппарат в книге
практически отсутствует. К каждой главе примыкают три-пять сносок на
французские издания; между прочим, кое-какие из них давно переведены на
русский язык.
----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio
Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie
Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info
----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/