Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Борис Кузьминский
http://russ.ru/pegas/authors/kuzminsk.htm
Премия им. Аполлона Григорьева: все они поэты
25 января в Овальном зале московской Библиотеки иностранной литературы были
объявлены имена лауреатов премии им. Аполлона Григорьева 2000 года:
Светлана Кекова (за книгу стихов "Короткие письма"; СПб., Пушкинский фонд),
Геннадий Русаков (за стихотворный цикл "Разговоры с богом"
http://www.infoart.ru/magazine/znamia/n10-99/rusakov.htm, напечатанный в
журнале "Знамя"), Виктор Соснора (за книгу стихов "Куда пошел? И где окно";
СПб., Пушкинский фонд). В начале марта один из них (почти наверняка
Соснора) получит $25000, а двое прочих - компьютерную оргтехнику стоимостью
по $2500 на брата. Доллары предоставляются Росбанком. Моральная
ответственность за премиальные и околопремиальные сюжеты лежит на Академии
русской современной словесности.
http://www.infoart.ru/magazine/arss/index.htm.
Эта организация, созданная три года назад, объединяет 40 ведущих российских
критиков. Премия Григорьева может быть присуждена за литературное
произведение любого жанра (кроме критического) и любого объема (даже за
одностишие), опубликованное старым добрым офф-лайновым способом в течение
минувшего года. Ее изюминки - внушительность суммы, сугубая компетентность
и антискандальность. Правом номинации обладают только действительные члены
Академии. Жюри выбирается также из их числа: в чью-нибудь ушанку или кепку
прилюдно кладут бумажки с именами, долго перетряхивают и просят
представителя публики вытянуть пять штук. На сей раз индейка судьба
приготовила для совещательной комнаты по-настоящему гремучую смесь: два
петербургских анфан-террибля Михаил Золотоносов и Виктор Топоров, два
главных редактора толстых журналов Сергей Боровиков ("Волга") и Сергей
Чупринин ("Знамя") плюс - last but not least - непредсказуемый
литературовед-импрессионист Алла Марченко. Заседание ареопага вчера за!
тянулось до темноты; прежде чем передать конверт с перечнем лауреатов
президенту Академии Наталье Ивановой (ударный элемент ритуала),
председатель жюри Сергей Чупринин грозно предупредил: вердикт наверняка
вызовет множество недоуменных вопросов. И всем своим видом выразил голодную
готовность дать на эти вопросы принципиальный ответ.
Не пришлось, увы. Сверхэлитарная аудитория, собравшаяся в Овальном зале,
для порядка поинтересовавшись чисто техническими проблемами (например, тем,
насколько активно участвовал в обсуждении Золотоносов, который не
удосужился приехать в Москву и поверял свои стратегические соображения
междугородке), ринулась к фуршетным столам, за 15 минут их очистила и,
желудочно неудовлетворенная, растворилась в студеной ночи. Рутина.
А ведь дебют "Григорьевки" и впрямь будил надежды на то, что в России
наконец-то появилась литературная премия, свободная от конъюнктурных и
соглашательских обертонов. Жюри 1998 года, руководимое Петром Вайлем,
подняло на щит, казалось бы, навсегда забытых поэтов-метаметафористов Ивана
Жданова и Виталия Кальпиди - и тем заявило о готовности Академии идти
поперек потока. Однако уже в 1999-м абсолютно "никакой", сглаженный,
конформистский, во всех смыслах слова прозаический (поверьте вашему
покорному слуге, которому тогда выпало быть членом жюри) премиальный
расклад: Астафьев, Буйда, Давыдов - породил множество справедливых
нареканий. http://www.infoart.ru/magazine/nz/n5/kuric.htm. Нынешнее же
решение, при всем его внешнем радикализме, - откровенный уход
профессионалов от профессиональной ответственности. Чтобы сообщить
григорьевской фабуле хоть какую-то интригу, Сергей Чупринин огласил
"длинный короткий список" произведений, рассматривавшихся в качестве
реальных претендентов на!
долларовую награду. При его сравнении с "длинным длинным" реестром
номинантов
http://www.infoart.ru/magazine/novyi_mir/redkol/nemzer/2000/jan.htm видно,
что из плоскости обсуждения были загодя исключены такие рейтинговые тексты,
как "Мифогенная любовь каст" http://www.ad-marginem/rinet.ru Сергея
Ануфриева и Павла Пепперштейна, "Голубое сало" Владимира Сорокина и
детективы Бориса Акунина ("Generation П" Пелевина никто из академиков
вообще не выдвинул) - скорее не в силу эстетических пристрастий конкретных
присяжных, а из опасения, как-бы-чего-не-вышло. Зато итоговый лист -
загляденье: каждому, кто рискнет усомниться в стилистических достоинствах
текстов Русакова или Кековой, можно будет ответить: "Окститесь, дружок. Вы
ничего не понимаете в поэзии. И в современном литпроцессе - тоже". Словом,
как поет обласканная правительственными наградами "Машина времени", шаг на
полшага: компромисс.
----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio
Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie
Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info
----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/