Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Чтение без разбору
http://russ.ru/krug/razbor.htm
Виктор Сонькин. Ланцелот - наследник Дракона.
Евгений Шварц. Дракон.
Пьеса "Дракон" осталась у меня в памяти смутными подростковыми
воспоминаниями и юношеским просмотром фильма Марка Захарова. Был год,
скорее всего, 1989-й, перестройка в расцвете, на улице интеллигентная мама,
ведущая маленькую дочку из гостей, на моих глазах отбивалась от ее
настойчивых вопросов: "Мама, а правда, что Сталин людей убивал? А правда,
что он Менделеева убил?" Мама пыталась возражать. "Нет, правда, я слышала,
он убил Менделеева и еще какого-то Сахарного". Но про то, что Ленин тоже
еще как убивал людей, пока в открытую не говорили.
Время было довольно восторженное, и поэтому странно, что захаровский фильм
даже тогда отчетливо разочаровал. Дракон-Янковский, намекающий на Сталина и
Гитлера, бургомистр-Леонов, намекающий на Хрущева и Брежнева ├ все это
было плоско, неинтересно. Времена фиги в кармане прошли, и чтобы посмеяться
над ограниченными генсеками или ужаснуться зверствам тиранов, не стоило
устраивать маскарад с драконом и средневековыми башнями. Кажется, впрочем,
что и башни, и всякие драконовы штучки удались неплохо ├ это были буквально
последние месяцы, когда отечественному кино еще удавалось работать
профессионально, потом вдруг все словно враз разучились. Особенно
звукооператоры.
Я стал перечитывать "Дракона", думая, что мне будет неловко, как будто я
влез в узкие ботинки. Как будто решил перелистать подшивку "Московских
новостей" за 1987 год или там "Детей Арбата". Я понимал, что написать пьесу
против тирана в 1943 году ├ это круто (сброд тонкошеих вождей не проведешь
ведь намеками на другого тирана). Но оказалось, что помню я не пьесу, а
злосчастный захаровский фильм, и поэтому глубоко ошибаюсь.
"Дракон" ├ конечно, притча, но это притча не о деспотизме и не о лицемерии,
а о человеческой природе ├ в которую, впрочем, неизбежно входят и
деспотизм, и лицемерие. Шварц создает свою пьесу на густом растворе сюра,
начиная с первой же сцены, где действует говорящий кот по имени Машенька
("Да, я кот, но люди иногда так невнимательны"). Сама по себе удивительна
смесь тонкого, остроумного морализма с парадоксальным постмодернистским
сознанием. Шварц феноменально тонко чувствует, что происходит с обществом,
над которым поставлен дракон. Например, как сразу и дотла распадается
простая логика. ("Когда нашему городу грозила холера, он... дохнул своим
огнем на озеро и вскипятил его. Весь город пил кипяченую воду и был спасен
от эпидемии. ├ Давно это было? ├ О нет. Всего восемьдесят два года назад.
Но добрые дела не забываются".) Как сильно привязана к драконовым прихотям
жизнь каждого ("У меня сегодня распустились чайные розы, хлебные розы и
винные розы. Посмотришь на них ├ и ты сыт !
и пьян. Господин Дракон обещал зайти взглянуть и дать денег на дальнейшие
опыты. А теперь он воюет. Из-за этого ужаса могут погибнуть плоды
многолетних трудов"). Как упорно тирания сражается с арифметикой (вспомним
"1984"): "Почему два, в сущности, больше, чем три? Две головы сидят на двух
шеях. Получается четыре". Это все, конечно, никакие не прозрения. Это даже
слишком очевидно. Но с большой временной дистанции гораздо очевиднее. А
сказать об этом с таким обобщающим пафосом ├ это при свете вечности такой
же подвиг, как вообще сказать нечто подобное под носом у дракона.
К тому же в пьесе много просто удивительно незатасканного, приятного юмора.
Бред притворщика-бургомистра бесподобен ("Лучшее украшение девушки ├
скромность и прозрачное платьице. Зачем танцы, когда хочется поцелуев?
Зачем поцелуи, когда стучат копыта?"). Трогательны признания осла ("Лошади
меня смешат. ├ Чем? ├ Так... Дуры"). Но главное все-таки в другом, в
другом...
Вернувшийся Ланцелот говорит: "Я не тот, что год назад". На это как-то не
обращаешь внимания ├ это же герой, настоящий победитель Дракона, "до самого
темени набитый предрассудками" вроде чести и доблести, что признают даже
его ярые враги. Но что делает этот благородный герой, как только власть
оказывается в его руках? Он велит своим соратникам "взять этих людей" и,
прошу заметить, не изгнать их из города с позором, а отвести туда, "откуда
нет возврата". Убийственность этого жеста сильнее всего выражает крик души
одного из уводимых, Генриха: "Но это ерунда, это неправильно, так не
бывает. Бродяга, нищий, непрактичный человек ├ и вдруг..."
В захаровском фильме, помнится, в финале Янковский в зимней шапочке, весь
окруженный детьми, запускал в небеса бумажного змея-дракона, по-ленински
хитро щурясь на разочарованного Ланцелота. Неправда. Все гораздо хуже.
Пройдет немного времени, и такого змея станет запускать сам Ланцелот.
-------------------------
Web-присутствие
В http://lib.ru/ библиотеке Мошкова есть несколько самых известных вещей
http://lib.ru/SHWARC/ Шварца - http://lib.ru/SHWARC/drakon.txt Дракон",
http://lib.ru/SHWARC/chudo.txt Обыкновенное чудо",
http://lib.ru/SHWARC/shadow.txt Тень", сценарий кинофильма
http://lib.ru/SHWARC/zolushka.txt Золушка",
http://lib.ru/SHWARC/powestx.txt Повесть о молодых супругах". Другая
http://books.kharkov.com/kids/shwartz/ подборка произведений Шварца,
несколько поменьше, есть на сайте kharkov.com.
По уверениям сотрудников http://lib.ru/STRUGACKIE/ponedelx.txt НИИЧАВО,
драконов "не бывает". Однако интернетовская публика с этим активно не
согласна. Я даже не ожидал, что драконология окажется в сети столь
популярной темой. Ознакомиться можно на сайте
http://www.geocities.com/Area51/Rampart/4144/ Dragons" (GeoCities),
http://members.tripod.com/~waterdragon/type.html Types of Dragons" (а их
множество, типов драконов - выверн, амфиптер, вырм, нага и, конечно,
василиск); http://www.geocities.com/Area51/Rampart/4144/types.html Types of
Classic dragons" (где то же самое, но с картинками). Есть даже и такое:
сайт ассоциации http://www.geocities.com/SoHo/3886/dragons.html Спасем
драконов!" С уставом, списком членов и прочее. Желающим предлагают
http://www.geocities.com/SoHo/3886/join.html зарегистрироваться.
----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio
Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie
Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info
----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/