Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Книга на завтра
http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Александр Уланов
Воздух с точки зрения дефиса
Башляр Г. Грезы о воздухе. Опыт о воображении движения / Пер.с франц.
Б.М.Скуратова. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999. - 344с.
"Прекрасное стихотворение есть род опиума или алкоголя", - говорил
французский философ Гастон Башляр. А для того чтобы понять человека,
необходимо исследовать его воображение и грезы. Вроде бы, это - сфера
деятельности психоанализа. Башляр причислял себя к его последователям, но
не слишком занимался раскопками потемок человеческого подсознания и
подведением выкопанного под не слишком большой набор готовых ответов. "Не
существует реальности, предшествующей поэтическому образу. Воображение
говорит прямо в нас. Литература не является суррогатом какой-либо иной
деятельности. Она знаменует собой внезапное "всплывание" воображения".
Образ для Башляра - не замещение или вытеснение, не манифестация архетипа,
а результат взаимодействия воображения с богатством материальной
реальности. Он постоянно говорит о "материальном воображении", а одна из
его книг называется Психоанализ огня. И вот теперь - воздух.
Образы воздушных форм беднее и неустойчивее земных, но они свободны. "А
ощущение свободы само по себе материализует больше изумительных образов,
чем все воспоминания об утраченном времени". (Пруста Башляр явно не
жаловал). Поэт воздуха - тот, на кого действуют существа без формы, ветер,
запах, свет. Стихи связаны с воздухом и как особые формы дыхания. И душа -
это тоже дыхание, вздох, воздух. И воображение для Башляра - скорее, не
способность формировать образы, а способность деформировать доставляемое
восприятием, способность освобождаться и изменять. Динамика образов, их
изменчивость важнее их формы, форму легче описывать, как всякую статику
(что, в основном, психология и делает). Но "психологию воображения
посредством статических форм разрабатывать невозможно", необходимо
учитывать и превращения образов, и опыт телесных движений (пусть даже
воображаемых, как полет во сне). Опыт тела способствует и пониманию стиха.
"Чтобы понять Блейка, читателю необходимо научиться "настора!
живать" все мускулы тела, а к этим усилиям непременно добавить дыхание,
дыхание гнева".
Башляр готов учиться. "От предметов... мы потребуем раскрыть нам сразу и их
удельную "плотность" бытия, и точно выраженную энергию становления.
Явления же будут нас учить изменению и субстанциальной подвижности". Потому
что предметы многозначны. Сосна - образец вертикальности или
обособленности, или гневный шелест игл и шум ветра, или подъем по стволу
жизненных соков, или жар будущего пламени и так далее до бесконечности.
Именно для философа оказывается важным создание "физики воображения",
опирающейся на ассоциации, идущие от предмета. Идеи отвердевают в своей
абстрактности, а "материальное воображение" всегда живо - предметы
неисчерпаемы. И явления поясняют друг друга: феноменология крика вытекает
из феноменологии бури, крика природы.
И потому Башляра интересует то, как поэт, например, увлекая подвижными
предметами неподвижные, "снимает с якоря" материю, отправляя ее в грезу и
полет. Как смешиваются идеи и образы: у Гете "великолепная сфера" кучевого
облака - возможность действия, угроза наверху и содрогание внизу, а
слоистое облако - радость. Но идея радости может быть связана не только с
образом облака, и Башляр получает весьма многообразную классификацию:
радость земная - это изобилие и тяжесть, водная - вялость и покой, огненная
- любовь и желание, воздушная - свобода. И Ницше для Башляра - философ
воздуха, что многое объясняет. А поэт Сюпервьель лепит из облаков, а Поль
Валери прядет из воздуха тонкую пряжу.
Образы - приглашение к путешествию, именно к пути, а не статическому
описанию увиденного в конечной точке. "Рассказчик не рисует перед глазами
читателя ужасную ситуацию, он ставит его в ситуацию ужаса" - вплоть до
попытки воссоздания ощущения тошноты при бесконечном падении. Башляр
предлагает не телепатию, а "телепоэзию", индуцирование души читающего
поэтическими образами. Причем воображаемые путешествия имеют гораздо более
упорядоченные маршруты, чем кажется на первый взгляд. Башляр говорит о
"связности через подвижность". Он стремится найти законы сна - сна как
такового, а не заместителя чего-то. Например, краски оперения птицы мы
видим только на земле, невозможно быть одновременно жаворонком и павлином -
и потому летящая птица грез и снов не может быть пестрой. Чрезмерная
детализация и пестрота смешны. "Звездное небо - самое медлительное из
движущихся явлений в природе", ночное воображение медленно, и
поторапливание образов и событий в этом случае выльется в фальшь. Чересчу!
р громкие голоса и каскады метафор не дают уловить ночное безмолвие.
Но непременное условие "материального воображения" - сопереживание и
вовлеченность. Пилот ощущает себя и полетом, и причиной полета - но не
пассажир. "Если каждое утро в саду будем наблюдать за почкой на кусте, за
одной и той же почкой... Когда же распустится цветок, когда от яблони
заструится бело-розовый цвет, мы увидим, что одно-единственное дерево - это
целая вселенная". О трезвости взгляда Башляр тоже не забывает. Необходимо
и видеть, и грезить одновременно. Иначе мы превращаемся или "в зеркала
форм, или в бессловесных рабов косной материи".
С точки зрения Башляра, отсутствие воображения - такая же болезнь, как
психическое расстройство. Неспособность воспринимать ирреальное говорит,
что и с восприятием реального не все в порядке. И он говорит о
психоанализе, который работает не с прошлым, а с будущим, не с
затруднениями формирования личности, а с ее формированием заново. Не о
Фрейде, а о работах Дезуайля, предлагающего пациенту образы свободы -
метлу, сметающую розы увядшей любви, котомку тряпичника для отброшенных
забот, вращение вокруг себя в динамическом одиночестве воздушной свободы.
Греза полета и есть самостоятельная реальность ночи. "А психоаналитики все
твердят нам, что греза полета - это символ сладострастия". И мы летаем во
сне, не потому что имеем крылья или чтобы достичь небес, а потому имеем
крылья и достигаем небес, что летаем. Летаем от своей легкости, а не
крыльев. А поскольку воображение равноправно с предметным миром, сравнение
может действовать и от литературы к реальности. "Эта ночь черна, словно
неумолимый стиль, - а бывает еще ночь черная и клейкая, будто траурная
мелопея".
Башляр сетует, что мы слишком много вкладываем в небо своего, а не
погружаемся в его жизнь. "Настоящая поэзия, поэзия органическая, должна
вернуть к безымянности великие формы природы. Мы ничего не добавим к мощи
заклинания, если будем бормотать имя Бетельгейзе, как только на небе
засияет эта звезда". Это, скорее, восточное понимание красоты - как
найденной, а не сотворенной. Небо - как текучая жидкость или "жгучая
голубизна", или твердый свод, или бесконечный ветер. "Мы - дефис между
богами и природой, ...соединительные черточки между землей и воздухом".
Проблеск значительнее света, так как его воображаемая сущность -
рассеивание, расширение в далекие пределы. Роскошь - сокровища земли.
Сияние - привилегия неба. А кристалл - греза и о земле, и о воздухе. "Мир
приходит в человеческие грезы воображать самого себя". А как иначе он смог
бы это сделать? "Воображению следует брать больше, чем нужно, чтобы мысль
имела сколько необходимо ей. А чтобы воля могла осуществить необходимое!
, воле следует больше, чем нужно, воображать".
----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio
Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie
Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info
----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/