Режиссер
Роман Качанов известен тем, что прошлой зимой вызвал у публики дикий хохот своей
картиной "ДМБ",
а этим летом покорил на "Кинотавре" как наших, так и иностранных критиков, вручивших
"ДМБ" сразу два приза - гильдии критиков и жюри ФИПРЕССИ. В практике "Кинотавра"
такого еще не бывало.
Сценарист, актер и ньюсмейкер Иван Охлобыстин известен фильмом "Нога", сценарием "Кризис среднего
возраста", подвижностью, религиозностью и веселой ролью в фильме "8 1/2 долларов".
Актер, режиссер, создатель рекламных роликов Федор Бондарчук известен бритой головой, умением дружить и ролью
все в тех же "8 1/2...", причем двойной - близнецов-бандитов.
Это далеко не все хорошие дела и качества, которыми славны вышеперечисленные люди.
Но того, что перечислено, достаточно, для того, чтобы предположить, что, собравшись
вместе, они способны сотворить что-нибудь эдакое.
"Эдакое" называется художественным фильмом по мотивам романа Федора Михайловича
Достоевского "Идиот". Сценарий - Романа Качанова и Ивана Охлобыстина. Режиссер -
Роман Качанов. В главной роли - Федор Бондарчук. А называться фильм будет "Даун Хаус". В сценарии есть объяснение этому: "Даун - человек,
страдающий болезнью Дауна, в просторечии идиот. Хаус - модное течение в танцевальной
молодежной музыке конца XX века".
Действие картины происходит в наши дни. Князь Мышкин - потомок русских эмигрантов
начала ХХ века. Он только что выписался из психиатрической клиники и едет из Швейцарии
в Россию получать наследство троюродного дяди, который завещал племяннику некую таинственную
трубку. По дороге Мышкин знакомится с Парфеном Рогожиным, представителем криминального
бизнеса, который тоже едет получать деньги скоропостижно скончавшегося отца. Парфен
рассказывает князю о своей загадочной зазнобе, Настасье Филипповне...
А музыка хаус звучит из магнитофона, который Мышкин постоянно носит с собой, периодически
принимаясь пританцовывать.
Сценарий вообще написан очень весело. Например, первое появление Мышкина в кадре
выглядит в интерпретации Качанова-Охлобыстина таким образом:
"Из темного провала раздались ритмичные звуки некой молодежной мелодии, и вскоре
за ними на солнце вышел князь Мышкин, двадцати пяти лет от роду и одетый по-современному
экстравагантно, при четырех серебряных серьгах в правом ухе, и с магнитофоном, который
держал на плече. А уже следом за ним, с отчаянными гудками, появился автобус.
Наконец звук клаксона прорвался сквозь музыку, Лев Николаевич обернулся и обнаружил
транспортное средство.
- Идиот! Идиот! - взвизгнул по-немецки водитель вышеупомянутого автобуса. -
Я мог тебя задавить! Ты мог погибнуть!
- Да, в этой бурлящей жизни может случиться что угодно, - согласился князь,
прилепил к фаре жевательную резинку и вошел в салон".
На вопрос, каковы его взаимоотношения с классическим произведением, Роман Качанов
отвечает так:
"Когда что-то уже сделал и нужно начинать новую работу, ищешь опору. Думаешь
- возьму классику. И здесь есть большое искушение - взять Достоевского или Толстого,
поставить музыку Шопена и Штрауса, люди они проверенные, а если кто не поймет чего-нибудь
- возьмет книжку и прочитает. Но мы голую классику брать не стали, а сделали свою
эстетику. И этим в десять раз себе усложнили жизнь. Если бы мы сделали просто современную
вещь, она бы и рассматривалась, как современная вещь. А тут все будет рассматриваться
еще через призму наших взаимоотношений с Достоевским, а его с нами".
Роман уверен, что наше время обязательно будут описывать художники будущего, о
нем будут сложены романы и саги. Но если в этих временах жить, то описывать их очень
сложно - все стремительно меняется и возможно, "мы когда-нибудь обнаружим, что живем
в отельном крае Кунцево". И для того, чтобы абстрагироваться от настоящего, необходима
вечная вещь - но переосмысленная. Таким образом "Идиот" с помощью сценаристов породил
"Даун Хаус".
В фильме снимаются Иван Охлобыстин (Парфен Рогожин), Анна Букловская (Настасья
Филипповна), Александр Баширов (Фердыщенко). Приглашены также и польские звезды -
Барбара Брыльска (Епанчина) и Ежи Штур (Иволгин). Музыку "делает" ди-джей Грув. Премьера
фильма пройдет в начале 2001 года, уже в ХХI веке, который наверняка принесет нам
новые перемены и новую музыку, но безумная любовь, роковые женщины и идиоты останутся
навсегда.