Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Новое в книжной рубрике
http://russ.ru/krug

Глеб Морев

На фоне глянца

Журнальный Петербург

Время, когда ленинградский интеллигент всем местным журналам предпочитал выцветшие
"Аполлон" и/или "Столицу и усадьбу", закончилось лет пятнадцать назад. Где-то с 1986
года, приходя в Публичную библиотеку, он устремлялся уже не в отдел для чтения дореволюционных
журналов, а в зал современной периодики. "Политика, -- точно по Шкловскому, - ушла
в журнал, подталщивая себя беллетристикой", и спрос на местные "Звезду", "Неву" и
"Аврору" впервые не уступал спросу на московский "Новый мир". Ленинградцы соревновались
друг с другом и с Москвой за право первой ночи - с Ахматовой, Дудинцевым, Солженицыным,
Лидией Чуковской, Бродским. В истории литературы петитом еще упомянут о самых напористых
- в примечаниях к классике принято ссылаться на первые журнальные публикации.

Потом политика вышла из журнала на улицы, затем потихоньку переместилась в конференц-залы
и кабинеты: похудев, она уже не нуждалась ни в беллетристике, ни в стихах. Толстые
вообще стремительно выходили из моды √ русский феномен толстого ("общественно-политического")
журнала стал одним из явных лидеров этого процесса.

Про "Аврору" не знаю, но "Звезда" http://www.infoart.ru/magazine/zvezda/index.htm
(род. в 1924) и "Нева" http://www.infoart.ru/magazine/neva/index.htm (род. в 1957)
живы до сих пор. Равно как и авторы и читатели этих журналов. Кажется, что большинство
авторов живет неподалеку от редакций - редкая публикация яркого непетербуржца (например,
Петрушевской или Слаповского в "Звезде") становится для читателя событием. Некоторые
полагают, что знают этого читателя, и даже называют вслух его имя - Джордж Сорос,
но, думается, они все же преувеличивают. То есть преуменьшают.

О пользе частных инвестиций в литературу свидетельствует, тем не менее, другой журнальный
проект √ "Митин Журнал" http:// www.mitin.com, издающийся в Ленинграде/Петербурге
с 1985 года иждивением Дмитрия Волчека - сначала в самиздате, затем типографически,
а теперь в интернете. Самим названием, гениально подсказанным Аркадием Драгомощенко,
и утверждавшим в противовес идеологизированной символике и дежурной городской топонимике
союзписательского официоза приватность и иронию - явно доминирующие в постсоветском
культурном пространстве тренды, МЖ был обречен на успех. Опубликованный в юбилейном
50-м номере список авторов МЖ выглядит настоящим путеводителем по новой русской литературе
- от Кривулина и Эрля, Пригова и Сорокина до Парщикова и Завьялова, Ильянена и Могутина,
Петровой и Воденникова.

Здесь не только печатали актуальную литературу, но и учились по-новому размышлять
о ней: опробованный и привитый МЖ к советскому литкритическому дичку тип постструктурального
критического дискурса был позаимствован возникшими в начале 90-х "дочерними" изданиями
с философским акцентом - московско-петербургскими "Комментариями" http://www.vavilon.ru/metatext/comment.html
под редакцией Александра Давыдова и Драгомощенко и сугубо питерскими "Ступенями"
Павла Кузнецова, объединенными с МЖ составом лидирующих авторов (Елена Долгих, Виктор
Лапицкий, Александр Секацкий, Александр Скидан).

Новые теоретики констатировали отход от пресловутой русской литературоцентричности:
появление художественных - в широком смысле - журналов потверждало эти декларации.
Едва ли не единственным журнальным проектом 90-х, сочетавшим петербургскую разборчивость
с доскональным знанием контекста и ясным пониманием задач, стал журнал о кино √ "Сеанс".
Основанный Любовью Аркус в 1990 году и быстро переросший цеховые рамки Ленфильма,
он объединил новую кино- и арт-критику с новой литературой и журналистикой (Сергей
Добротворский, Олег Ковалов, Татьяна Москвина, Константин Мурзенко, Михаил Трофименков).

Вообще же компетентный разговор об искусстве велся петербуржцами в эти годы по преимуществу
в Москве. После исчезновения в 1992 году невнятного "Искусства Ленинграда" и вплоть
до конца 90-х арт-критика Петербурга была сплошь партийной. Или, если угодно, академической.
Что в данном случае одно и то же, так как единственная художественная партия, способная
четко и энергично артикулировать здесь свои представления о прекрасном, именовалась
Новой академией Тимура Новикова. Лишь ее боевые листки и временники √ "Сусанин" и
"Художественная воля" под редакцией изобретательного Андрея Хлобыстина - конкурировали
с московской арт-прессой. С 1998 года в этом им помогает не в пример вооруженным
топорами "академикам" европейски обаятельный "Максимка", выпестованный Максимом Райскиным.

Петербуржцы извечно существовали на фоне Москвы и в соперничестве с ней. В 90-е годы
в этом фоне отчетливо преобладал медийный глянец, в отблесках которого провинциальный
Петербург не мог не потеряться. Интеллектуальная отвага неизменно преобладала в Петербурге
над коммерческим расчетом, но эту-то нерасчетливость, служившую в то же время залогом
неангажированности, и приходится признать успешной составляющей петербургской журнальной
стратегии. Богато декорированная речь оборачивается в этом городе сумбуром и невнятицей,
гибельными для медиа-проекта. Так, выходящий с 1998 года, апеллирующий (подобно "Новой
Русской Книге" http://www.guelman.ru/slava/nrk/nrk.html, о коей, понятное дело, не
сужу...) к прекрасной эпохе и предпочитающий настаивать на своей "культурной столичности",
нежели на вменяемости, "Новый мир искусства" смотрится подобно фильму киностудии
имени Довженко, снятому на пленке Kodak и с голливудским бюджетом: в ролях отметились
все звезды местной сцены (Екатерина А!
ндреева, Сергей Даниэль, Михаил Золотоносов, Аркадий Ипполитов, Лев Лурье...), но
в прокате - все та же категория Б.

Дело, надо думать, за режиссером.

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Новые книги
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное