Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Новое в книжной рубрике
http://russ.ru/krug

Кирилл Куталов

Кладбище мифов

В прошлой заметке (http://www.russ.ru/krug/20000403.html) была допущена неточность
- Николай Байтов представлен на "Тенетах" не в двух, а аж в трех номинациях (он еще
и поэт, как было указано читательницей РЖ по имени Галя). Надеюсь, никто не обиделся.

Собственно, о кладбищах (http://www.russ.ru/krug/20000314_kutal.html) я уже писал,
так что повторяться не стоит, в этот раз кладбище будет, скорее, фигуральным.

Сетовали и сетуют (и не только ведь ветераны, но и молодые совсем люди (http://russ.ru/krug/teploobmen.html))
на то, что литература-де потеряла актуальность. В том смысле, что больше ни на что
не влияет и как-то вообще слишком тихо сидит в стороне, существуя исключительно сама
для себя. С чем нехотя соглашаешься, особенно наблюдая все эти кризисы, о которых
было неделю назад. Однако что-то же побуждает людей писать. А также номинироваться
(http://www.teneta.ru/).

Роман Дана Марковича "Ант" (http://www.litera.ru/slova/markovich/ant1.html) (номинирован
"Сетевой словесностью" (http://www.litera.ru/slova/index.html)) - действительно роман,
и по объему, и по временному и событийному охвату, и даже по проблематике. Объем
и охват - это оставим, как-то не принято об этом, да и не весело, а вот насчет проблематики
есть что сказать. Проблематика здесь вырастает, собственно, из одной проблемы, одного
событийного узла, уже достаточно хорошо в литературе известного и проработанного.

Вообще, сплошное дежавю с этим романом.

Чтобы не вдаваться в излишние тонкости, в сравнение приведу хрестоматийную и некогда
обязательную к прочтению (по крайней мере, во времена моей туманной юности) "Повесть
о настоящем человеке" Бориса Полевого. К слову сказать, пример вполне соответствует
зачину, если вспомнить о месте литературы в те времена. Месте - так даже, с прописной.

Поисковые системы в ответ на запрос "Полевой Борис" молчат, как палтусы, поэтому
ссылок не будет. Зря, кстати, молчат. Из песни слова не выкинешь, к тому же, если
быть беспристрастными, книжка-то из ряда вон просто. Таких больше не делают. Показать
жизнь как непрекращающуюся и необходимую борьбу, выдать кубометры экзистенциалистского
пафоса без риска быть уличенным в умничанье или в чем похуже, изобразить героя, который
по определению уже был бы Героем, - для этих целей лучшей метафоры, чем безногость,
не найти. Старик Сартр (http://wallofjokes.te-c.net/Food_Drink/Jean-Paul_Cookbook.shtml)
отдыхает. Дан Маркович это понял, по крайней мере, так вначале показалось. Его герой,
как летчик Мересьев, человек с ограниченными возможностями, отсюда и проблематика
сходная - понятие становления и там и там приобретает буквальное значение, становление
как возврат к прямохождению, становление как победа человека, носителя воли и разума,
над косной силой притяжения. Однако пересечения эти з!
начительно менее весомы, нежели различия.

А ключ к различиям как раз в героизме.

Советскую литературу можно рассматривать как огромный проект, целью которого было
выстраивание всего здания мировой культуры заново, как бы на пустом месте. Теоретики
соцреализма примерно такую задачу и ставили (чем, например, "Тихий Дон" - тоже, кстати,
молчат поисковые системы, разве что вот такое (http://www.slovo.odessa.ua/322/8_2.html)
выдают - не "Одиссея" с "Илиадой" (http://cyrill.newmail.ru/gomer_index.html)?).
Все, что было создано в рамках этой затеи, с неизбежностью должно было отличаться
той же глобальностью, основательностью и значимостью, что и умалчиваемые первоисточники.
"Повесть о настоящем человеке", как и большинство программных произведений того времени,
занимает в этом ряду далеко не последнее место. История летчика Мересьева - по сути
дела, соцреалистическое переложение истории грехопадения, изгнания из рая. Подспудное,
далеко не всегда прочитываемое влияние великого сюжета обеспечивает необходимый масштаб
и размах - герой еще и потому герой, что ничего !
частного в его подвиге нет, это даже не его подвиг, это подвиг мифический, в полном
смысле слова деяние героя.

От дидактики уйти сложно, хотя и очень хочется. На месте этого глобального, нечеловеческого
по размерам (даже не поколенческого) проекта сейчас - вакуум.

И на месте героя - вакуум. А нет героя, нет и подвига, нет подвига - нет и мифа.
Замкнутый круг получается. Одолевает тоска по великой литературе. В который уже раз.

Особенно обидно оттого, что вроде бы все на месте. Там и тут та же метафора, там
и тут борьба за вертикаль (там, правда, герой из самолета прыгает, а тут всего лишь
из инвалидной коляски падает, но перед лицом вечности это одно и то же, на то она
и метафора), но там - возвращение в строй, новое обретение рая, прометеевский по
сути акт взятия неба штурмом, а тут... Даже говорить не хочется, что тут. Герой погибает
в подвале, то есть вообще ниже уровня земли. Тексту Марковича этот всечеловеческий
героический пафос глубоко чужд, что проясняется уже на уровне названий - "настоящий
человек" и "ант", сиречь муравей, то есть как бы и не человек вовсе. Это же многажды
декларируется и непосредственно в самом романе, да и вообще все это о частной жизни
частного человека, главное оправдание своего существования находящего в преодолении
боли как таковом, никакой сверхцели не преследующем. К тому же, как сказали бы в
те времена, герой Марковича - пораженец. Напиши Полевой повесть о летчике!
-пораженце, лишившемся ног и погибшем в подвале, что было бы? Правильно, пшик был
бы. И ни Полевого, ни летчика бы не осталось.

Скажут, мол, тогда и время другое было, и песни другие, и никак иначе сделать было
нельзя. Ответим: а что, песни эти с неба, что ли, спустились? Вспомните Горького
(http://www.litinstitut.ru/index.html). Живой ведь человек был, хотя и верится с
трудом. Что, противно? А ему, думаете, не противно было? Он ведь в особняке Рябушинского
(http://www.tradition.ru/msk/museums/ryab.asp) не родился.

Скажут еще, мол, а как же маленький человек? А маленький человек, ответим, явление
сугубо функциональное, следовательно, не всегда уместное. Что нам маленький человек,
когда кругом одни только они, можно с тем же успехом телевизор включить. Сдается,
что маленького человека следует оставить до лучших времен, когда герои надоедят.
Сейчас герой нужен. Миф. Подвиг. Пора сдвинуть эту ржавую телегу с мертвой точки.
Хоть куда-нибудь.

Странно, но на эти размышления меня навело прочтение еще одного номинированного в
"Тенета" (http://www.teneta.ru/) произведения (номинированного, кстати, той же "Сетевой
словесностью", что уже подозрительно), повести Алексея Смирнова "Натюр Морт" (http://www.litera.ru/slova/ak_smirnov/natur.html).
Некая организация борется со смертью. Выглядит это довольно причудливым образом:
не нашедшие места на палубе корабля современности неудачники всех мастей объединяются
в структуру с военной дисциплиной и начинают крушить кладбища, нападать на морги,
церкви и похоронные процессии. Задача декларируется на разных уровнях - от метафизического
и культурологического (освобождение от традиции поклонения смерти, от своего рода
энтропии памяти) до сугубо практического (ликвидация кладбища как источника неизбежных
и неоправданных затрат). Отсюда остается один небольшой шаг до перевода идеи в политическую
плоскость - опять же согласно требованиям масштабности, - но шаг этот лишь слегка
обозначае!
тся, и блестящая затея опять уходит в землю. В итоге произведение, обещавшее развитие
свежих, сумасбродных, спорных идей, произведение в самом хорошем смысле этого слова
мифогенное обрывается на ноте достаточно ординарного триллера про оживших мертвецов.
Вот, собственно, и кладбище - в фигуральном смысле этого слова.

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Новые книги
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное