"Контрабас" Патрика Зюскинда, в главной и единственной роли Константин
Райкин, режиссер Елена Невежина. Премьера была отыграна в конце прошлого
сезона в день юбилея сатириконовского худрука. Такие "датские" спектакли замышляются
обычно как простые бенефисы: сыграют разок-другой, соберут с благодарных зрителей
пару десятков букетов и необходимое количество комплиментов с аплодисментами, а затем
и выбросят. Константин Райкин отнесся к своему 50-летию чуть серьезней и постарался
сделать "Контрабас" спектаклем-вехой, вложить в него все, чему научился за предыдущие
полстолетия.
Это сон смешного человека, играющего на смешном инструменте по кличке "контрабас".
Райкин-младший играет пузатенького и самодовольного еврейского музыканта, удивительно
напоминая своими интонациями и повадками Райкина-старшего.
Маленький человек затерялся в огромном враждебном пространстве. Обложил свой дом
звукоизоляционными плитами, обрекая себя тем самым на восхитительную гробовую тишину.
Откроешь окно - и в дом ворвется какофония уличного шума. Закроешь - и ты в компании
покойных композиторов: Моцарта, Шуберта, Бетховена, Вагнера...
Рядом с ним на сцене только контрабас. Инструмент-гермафродит, как о нем говорит
персонаж Райкина. Инструмент, серьезный, как смерть. Препятствие, а не инструмент.
Когда люди пытаются заняться любовью, он подглядывает, доводя мужчину до импотенции,
и при желании "Контрабас" можно трактовать как пьесу о сексуальной и творческой импотенции,
об отчаянии Человека-который-не-может.
"Сатирикон", 30 сентября, 1 октября.
Музыкальный театр
Александр Титель только что поставил в своем Музыкальном театре имени Станиславского
и Немировича-Данченко оперу Прокофьева "Обручение в монастыре". Можно сказать
смело - это подарок. Такого дивного оперного спектакля в Москве уже давно никто не
ставил, в том числе и сам Титель. Постановка красива, легка, весела, изящна и очень
лирична. Комедия положений, взятая у Шеридана, расцветает условностями комедии масок
и одновременно милыми образами идеализированной советской жизни. Артисты, как молодые,
так и опытные, виртуозно строят мизансцены, не забывая точно и слаженно петь. Музыкальная
часть неотделима от постановочно-сценографической. Редкая удача и гарантия верного
удовольствия. Равно подходит для взрослых и детей.
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. 28 сентября.
Музыка
Владимир Федосеев открывает сезон своих Общедоступных абонементных концертов.
Абонементов два: первый из них посвящен венской музыке рубежей XVIII-XIX и XIX-XX
веков, а именно Бетховену и Малеру. В программе открывающего вечера: Пятый концерт
Бетховена (солировать будет болгарская пианистка Галина Врачева, известная
тем, что бетховенские концерты она исполняет с собственными каденциями, которые отнюдь
не стилизованы под бетховенский стиль) и Пятая симфония Малера. Федосеевский
Большой симфонический оркестр в последние сезоны демонстрирует очень неплохую
форму.