Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Новости культуры
http://russ.ru/culture
----------------------------------------------------------------------------
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Список авторов РЖ http://russ.ru/authors
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Новое в культурной рубрике
http://russ.ru/culture

Ширли МакМырли


Пофигисты

Хит московского театрального сезона - "Коллекция Пинтера" в постановке Владимира
Мирзоева. Десять лет назад она уже была хитом - в постановке Владимира Клименко.
Тогда она шла под своим нормальным именем - просто "Коллекция" - и заставляла посвященных
регулярно набиваться в тесный подвальчик в Малом Каретном. Атмосфера на спектакле
Клима была молитвенная. Прямо на наших глазах вылуплялся нежный и беспомощный театр
будущего, и продвинутая публика, затаив дыхание, пыталась не пропустить это чудо.
Все было не так. Декораций не было: вместо них чисто выметенный пол и квадратная
колонна посередине. Костюмов тоже: актеры носили тряпье, скупленное на тишинской
барахолке. Интрига в климовском подвале вообще почиталась за дурной тон: режиссер
разымал на части любую пьесу, будь то "Гамлет" с детективным саспенсом или "Коллекция"
с водевильным сюжетом, и превращал ее в череду охов, вздохов и загадочных улыбок.
"Деконструкция" - выдыхали продвинутые критики.

Собственно, кроме охов и вздохов, ничего от старого спектакля в памяти и не осталось.
Ну, было забавно. Ну, смотрелось все как-то внове. Ну, актеры со вкусом тянули паузу,
иногда заигрываясь просто до невозможности. Лучше же всего, причем с некоторым стыдом,
помнится собственное долготерпение. Вы сейчас можете себе представить паузу на сцене
длиной в четверть часа? Правильно, не можете. А мы легко прощали такие штучки климовским
актерам. Театр будущего, что вы хотите?

В "Коллекции" Пинтера-Мирзоева тоже любят подержать паузу. Но, конечно, не такую
каннибальскую. Собственно, Пинтер этими паузами и славится. Классиком английской
драматургии он и стал, благодаря сугубо английским чертам - склонности к understatement
(преуменьшению) и недоговоренности. Его герои не столько красно говорят, сколько
стильно помалкивают. В "Коллекции" пауза веселит не хуже цирковой репризы. У нее
куча подтекстов, тайных смыслов и прочей веселой театральной чепухи. Но Мирзоев эту
игру упростил. У молчания Суханова и Ко один подтекст - а не забыл ли артист реплику?

Для Мирзоева вообще хороший тон - подавать текст как что-то случайное, заведомо проходное.
Чего там сегодня играем, Шекспира что ли? Ну ладно. Так, собственно, быть или э-э-э
не быть? Пинтера даем? "Поди сюда!...Как там тебя - Стелла, Эстрелла... А-а-а, один
черт". Актерам это нравится. Они замедленно, как рыбы в аквариуме, передвигаются
по сцене, плавно помахивают ручками, перевирают текст и по-детски радуются этой вольнице.
Нетрудно понять Гафта: истомленный штудиями по Станиславскому и трепетным отношением
к звучащему слову, он купился на мирзоевский пофигизм, влюбился в Максима Суханова
и начал старательно подражать молодым коллегам.

Получается это у него очень трогательно. Смотрится он в этой компании реликтом. Вроде
старенького профессора философии, подавшегося в ди-джеи. Он еще путает фанк и пост-панк,
но уже знает, что Боб Марли - это отстой, а Земфира - ништяк. Молодежь поглядывает
на него с вежливым сочувствием, а он и рад стараться. Оттягивается вовсю после своего
"Современника". Оказывается, очень приятно наступать партнеру на реплику и не делать
из этого проблемы. И режиссер может быть не диктатором в юбке, а душкой в бороде.
Тушуется себе за кулисами, с указаниями не лезет, в Гафте умереть не пытается. Хорошо.
Льготная роль для артиста пенсионного возраста.

Где-то за всем этим весельем остается Пинтер. Нежный и остроумный, коммерчески успешный
и безнадежно одинокий. Зачем-то он ткал паутину намеков, с хронометром выверял паузы,
пробовал на вкус реплику, как сомелье - бургундское. Редактор требует пересказать
содержание спектакля, но у мирзоевской "Коллекции", в отличие от пинтеровской, его
нет. Точно так же, как десять лет назад, история полувыдуманной, полувыстраданной
любви рассыпается в прах на ухмылочки, фенечки и приколы. И в памяти остается все
то же самое - как сидел ты в зале, торопился понимающе усмехнуться остроте.

Хотя, конечно, зал изменился в лучшую сторону. Это уже не подвал, а шикарный театр
Маяковского с выхоленной публикой, светскими фотографами и бархатными креслами по
четыреста рублей. Сидеть здесь куда удобнее, чем у Клима. Да и действо получилось
повеселее: Максим Суханов выкатывает глаза и играет мускулами, Гафт щерится, как
загнанный волк, Шанина кокетничает и трепещет, Маковецкий злодействует. Красивая
жизнь для красивых людей. Как и раньше, сцена послушно отражает состояние зала. Теперь
по ней гуляют не издерганные интеллектуалы, а здоровые, упитанные, хорошо одетые
люди. Они лениво препираются и вяло шутят. Ничто их не мучит - ни изжога, ни проклятые
вопросы. В отличие от детей климовского подземелья они бодры и самоуверенны. Сравнивая
две "Коллекции", видишь: жить стало лучше, жить стало веселей.

Выводы? Не дождетесь. Я не фанат "Коллекции" Клименко. Но и Мирзоева я тоже не фанат.
Меня слегка раздражает театр как зеркало эпохи. Хотелось бы все-таки понять, про
что Пинтер написал свою пьесу. Какая она - грустная или смешная, простая или запутанная.
Но режиссеры почему-то предпочитают делать спектакли про нас с вами. Разбираться
с драматургом им неинтересно. Поэтому иногда ловишь себя на том, что любой самой
модной постановке хорошей пьесы ты предпочитаешь радиоспектакль - банальный и старомодный.
Просто чтение вслух, с соблюдением авторских ремарок. Недаром, наверное, в Англии
такой невероятной популярностью пользуются сейчас аудиокассеты с записью известных
пьес и романов. Нажал на play, закрыл глаза - и наслаждайся. "Коллекцию" тоже лучше
воспринимать на слух.

----------------------------------------------------------------------------
Новости культуры в Русском Журнале http://russ.ru/culture
Культурный гид http://russ.ru/culture/guide
Современное искусство в Сети http://gelman.ru

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное