Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Новости культуры
http://russ.ru/culture
----------------------------------------------------------------------------
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Список авторов РЖ http://russ.ru/authors
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------

Глафира Кефирова

Плевок ниже пояса

Нынешние выставки множат скорбь. И хотя даже и знаешь, направляясь в некую галерею,
что тебе сейчас обязательно там плюнут в ..., но вот куда плюнут - еще не знаешь.
Галерея "Риджина" зациклилась на эпатаже. И эпатирует все больше ниже пояса. Туда
она вам и плюет. И ведь именно на то и рассчитывает, что бы вы возмутились. Вот я
и возмущаюсь. На этот раз на тему гинекологии. Художница Наталья Турнова сделала
в "Риджине" веселенькую выставку на тему родов и абортов. Такой новый лубок. Рассадила
по залу всяких раскрашенных в яркие цвета грубых картонных баб с широко раздвинутыми
ногами, ввинтила им между ног и в соски светящиеся лампочки, развесила вокруг стандартные
высказывания загрубевших медицинских работников, гестаповок из женских консультаций.
Главная цитата: "Что вы кричите, женщина, вам ведь не больно". И приказала это как-то
понимать.

Для облегчения понимания раздала каталоги - комиксы на тему выставки. Я каталог у
нее попросила, пообещав о выставке написать. Турнова внимательно посмотрела мне в
лицо - а в лицо меня мало кто различает - и нехотя каталог выдала. А я тут же, каюсь,
его потеряла. Не то, чтобы нарочно. Но, думаю, не случайно. Возвращаться за ним не
стала - страшно! Осмыслить же увиденное самостоятельно не смогла. Как начну думать
о выставке, так свое, что забыть хотела, вспоминаю. Поэтому обращаюсь за помощью
к более умным и в современном искусстве продвинутым.

Людмила Бредихина в пресс-релизе к выставке написала: "Травма родов интернациональна
(вспомним "Как женщина я не имею страны" Вирджинии Вулф или "Твое тело - это поле
боя" Барбары Крюгер). Она имеет прямое отношение к упомянутому феминистскому коду
"умалчиваемая правда о женском теле". Родовая травма в российских условиях усугубляется
хорошо известной и мало объяснимой репрессивностью женщин-гинекологов по отношению
к женщинам-пациентам". Тут я делаю некоторый пропуск в этом феминистском дискурсе,
объясняющем причину этой мало объяснимой репрессивности (она в "болезненном напоминании
о вытесненной проблеме самоидентификации" женщине-гинекологу, чувствующей себя во
время аборта на государственной службе, а не женщиной - но это я своими словами,
как поняла, пересказываю) только для того, чтобы перейти к самым сильным частям цитаты.
"Ситуация родов грубо обнажает истину - женщина в репродуктивном возрасте не принадлежит
себе. В ней нет ничего perse (для себя)..." Нет, самые сильн!
ые строки я все же опущу по природной и до сих пор не вытравленной стыдливости. В
общем, заканчивается все так: "Проект Турновой замечателен тем, что в его рамках
нутряной, истерический ужас бесформенного репрессированного "женского" героически
отслеживает себя и отливает в объемные формы немыслимых, но эмоционально точных,
кричащих цветов. Так рождается новое, мучительное и невостребованное".

Последнее слово - ключевое. О выставках новой "Риджины" пишут очень мало. Хотя писать,
вроде, и надо. Во-первых, в память о прошлой "Риджине", где до закрытия галереи проходили
самые интересные московские выставки, во-вторых... А может, и нет во-вторых. О предыдущей
риджиновской выставке, касающейся педофилии, кто-то из критиков сумел, все же, что-то
тиснуть в газетах, но большинство или промолчало, или высказало приличествующее случаю
недоумение. Если так дело пойдет дальше, то проекты "Риджины" будут столь круты,
что даже самые крутые критики переварить их не смогут - подавятся. Достигнув высокой
и искомой степени эпатажности, легко остаться совершенно невостребованным. Не все
же критики - мазохисты. И точно мало мазохистов зрителей.

Про гинекологию я пока обнаружила пока только одно рассуждение в "Итогах". Федор
Ромер закончил свое благосклонное описание гинекологического проекта так: "Выставка
Турновой про "травму родов" была бы резким феминистским высказыванием на грани истерики,
слишком пафосным для современного искусства, если бы не фирменный турновский стиль
- яркий, веселый, условный, нечто среднее между поп-артом и детским рисунком. Из
столкновения темы и неподходящего исполнения возникает выставочный драйв, редкий
в московских галереях". Вот он, мужчина! Если ему не избежать рассказа о женской
консультации, абортах и родах, то он предпочитает услышать нечто веселенькое, с драйвом.
Что вы на это скажите, госпожа Бредихина?

Помнится, я однажды, довольно давно, по тогдашней наивности и всегдашней глупости
призналась одному достойному джентльмену, что не люблю фильм "Сало, или 120 дней
Содома" Пазолини. Вообще не люблюа, и смотреть. "Как так! - вскрикнул джентльмен
- Это же любимый фильм европейских интеллектуалов". На что я подумала, что готова
отказаться от права бороться за гордое звание европейского интеллектуала, если для
этого надо смотреть фильм Пазолини.

Так пусть говорят, что Кефирова - старомодная ханжа и не понимает современного искусства,
больше о выставках "Риджины" я писать не буду. Потому что считаю невозможным веселенький
поп-арт о гинекологических пытках абортов и родов. О них - только с пафосом, даже
если пафос современному искусству не ко двору. Или ничего. А тот, кто получает от
таких выставок драйв, должен быть отправлен... Куда, не скажу, по природной стыдливости.

----------------------------------------------------------------------------
Новости культуры в Русском Журнале http://russ.ru/culture
Культурный гид http://russ.ru/culture/guide
Современное искусство в Сети http://gelman.ru

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное