Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология и тело

  Все выпуски  

Психология и тело


Информационный Канал Subscribe.Ru

WEBPSYCHOLOG.com
На главную
На главную Обратная связь Карта сайта

Поиск


Консультационный центр
Все консультации
Задать вопрос психологу
Консультации по почте
Консультации по ICQ
Архив консультаций
Отзывы о нашей работе


Журнал практической психологии

Обсуждение проблем, конференции

Для зарегистрированных пользователей

Новости проекта

В начале октября открывается бесплатная психологическая on-line группа. Тема, которой будут посвящены эти занятия - ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЕДЫ или ДИЕТ. Группа будет проходить под руководством Огородниковой Марии.

Приглашаются все те, для кого отношения с едой носят сложный и непредсказуемый характер. Здесь нужно оставить свою заявку, в которой укажите имя, возраст и причину, по которой вы хотите участвовать в группе.

Вы должны быть зарегистрированным участником Форума. Уведомление о том, что вас включили в группу и о начале работы вы получите на свой мэйл который указали при регистрации на форуме.


Выпуск 4

Образ Тела. Этапы развития. Влияние на жизнь человека.

 Здравствуйте уважаемые читатели!

 В этом выпуске мы продолжим разговор об ОБРАЗЕ ТЕЛА. В прошлом номере рассылки мы рассмотрели, что такое образ тела, каково определение его негативного и позитивного восприятия. Сегодня мы рассмотрим этапы развития образа тела, это даст нам возможность больше понять об этом феномене. Мы узнаем о тех последствиях, которые возникают в связи с искаженным представлением о собственном теле, когда в процессе развития возникали прерывания и нарушения.

 

Итак,… начнем

 

 

В сегодня мы рассмотрим второй этап в развитии Образа Тела:

 

2.   Установление границ между телом и средой.

 

На первом этапе ребенок научается определять свои потребности и удовлетворять их. Он получает опыт удовольствия от собственного тела, насыщаясь, отдыхая, чувствуя любящие объятия своей матери. На первой стадии не существует отдельно ребенка и матери (в восприятии ребенка), но существует симбиоз. Мама является как бы частью ребенка, которая удовлетворяет его потребности.

 

На следующем этапе начинает приходить понимание, что ребенок и мир\родители не есть единое целое. Ребенок начинает ощущать свою отдельность. Он уже понимает свои потребности, знает, как сделать так, что бы их удовлетворить и получить от этого удовольствие. В этот момент начинает свое формирование его чувство телесного «Я», как уже отдельно существующей единицы. Основные составляющие этого чувства отдельности – это ГРАНИЦЫ и ТЕЛЕСНОЕ ПРОСТРАНСТВО.

Границы тела – это осознание того, где человек начинается и заканчивается. Например, телесные границы позволяют индивиду понять, уместиться ли он в кресле.

Телесное пространство – это осознанное, ощущаемое знание того, где человеку в пространственном отношении комфортно во взаимоотношениях с другими людьми или предметами. Например, именно чувство комфорта \ дискомфорта ощущает человек, занимая различные положения по отношению к родителю или же по отношению к незнакомому человеку.

Подрастая, ребенок начинает делать некоторые движения, которые олицетворяют его строящиеся границы и создающееся телесное пространство. Это разнообразные пихания, отталкивания, хватания-отпускания и многое другое. Таким образом, ребенок проверяет свои силы, эти энергичные движения позволяют ему более четко ощущать свои границы. Одновременно он учиться чувствовать свое личное пространство и его защищать.

Попробуйте плавно и медленно прикоснуться к стене – это будет слабый еле ощутимый контакт. А теперь попробуйте с силой нажать на стену, как бы пытаясь ее сдвинуть. В каком варианте вы лучше чувствуете границы собственного тела?

 

Из популярной литературы вы знаете, что у каждого человека есть несколько уровней границ. По крайней мере, о трех типах границ (социальной, деловой, интимной) слышали все. Эти границы соблюдаются и охраняются не сознательно, но с ревностью, завидной для любого пограничника. Навык понимания и укрепления границ закладывается именно на втором этапе формирования Образа тела.

Если подруга станет разговаривать с вами на полутораметровом расстоянии, вы наверняка решите, что она на вас обижена или с ней что-то не так. Если коллега подойдет к вам вплотную, вы его не поймете.

 

Навыки, которыми человек овладевает на этой стадии:

 

Я - ОТДЕЛЬНО, ДРУГИЕ \ МИР - ОТДЕЛЬНО, а именно

 

  1. Границы обеспечивают уверенность, разделение, Я и других.
  2. Ясность контактов с окружающими. Понимание насколько я хочу включаться в жизни окружающих, или насколько я хочу, чтобы окружающие включались в мою жизнь.
  3. Границы помогают определить свое место во взаимодействии с коллегами и окружающей средой. Это место человека в мире, оно отмечено, и никто не может его занять.
  4. Ощущение безопасности. Имея хорошо развитые границы и чувство телесного пространства, человек чувствует защищенность.
  5. Чувство собственной значимости, уникальности.
  6. Возможность отстаивания своих интересов, право на свою точку зрения, умение сказать «нет». Развитие Ассертивности.

Термин Ассертивность заимствован из английского языка (assert — настаивать на своем, отстаивать свои права). В психологии под ассертивностью понимается определенная личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение. Ассертивность в поведенческой шкале находится между агрессивностью и пассивностью. Когда нарушаются физические (телесные) и психологические границы человека, ответная реакция может происходить в форме нападения или убегания. Но есть и третий способ реакции на негатив — ассертивность. Это спокойная, несколько отстраненная позиция, с помощью которой можно защитить собственные психологические границы, не нарушая чужих.

 

 

В случае нарушений:

1.    На уровне тела: восприятие очертаний собственного тела искажено, что ведет за собой постоянное недовольство формой, размерами и объемом. Человеку сложно принять свое тело таким, какое оно есть.

2.    Повышенная телесная травматизация или «сшибание углов», когда человеку сложно соразмерить свои «габариты» с окружающим пространством. Это как при вождении машины, для того чтобы чувствовать уверенность за рулем, нужно очень хорошо понимать, где заканчивается и начинается машина, иначе столкновение неизбежно.

3.    Ощущение небезопасности, уязвимости. Воспринимая свои границы как слабые, проницаемые и доступные для вмешательства других, человек может чувствовать иррациональные страхи вторжения, ущерба со стороны других людей или мира.

4.    Риск попадания в ситуации опасные для самоуважения и иногда даже для жизни. Не имея четких представлений о своих границах, человек может не чувствовать опасности, т.к. помимо защиты границы имеют функцию предупреждения.

5.    Постоянная неуверенность в собственных решениях, мнениях, оценках, компетентности. Как следствие сложность делать выбор, принимать решения.

6.    Сложности во взаимодействиях с другими людьми. Сложно регулировать как физическую, так и эмоциональную дистанцию (слишком быстрое сближение, слишком большая дистанция и др.)

7.    Сложно отстоять свое мнение и сказать «НЕТ».

8.    Риск развития зависимостей.

 

Психологическая помощь

Овладение НАВЫКАМИ этого этапа развития во взрослом возрасте, при помощи различных техник: телесно-ориентированной терапии, танцевально-двигательной терапии, арт-терапии, игровой терапии, поведенческой терапии.

 

 

 

 

Продолжение следует...

 

 

 

С уважением,

Огородникова Мария

 

Вопросы, предложения пишите, пожалуйста, по адерсу: marog@inbox.ru


Внимание

На все ваши письма я отвечаю через рассылку!

Если вы не желаете видеть свое письмо в рассылке и хотите получить мою консультацию бесплатно - зайдите на сайт и задайте мне вопрос на соответствующей странице.

Если вы хотите получить мою анонимную консультацию на свой почтовый ящик - это услуга платная.

Подробнее о заказе консультации




© Яна Лан тел.: +380 (56) 231 18 51, моб.: +380 (67) 632 59 64, e-mail: admin@webpsycholog.com

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.spectr.telo
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное