Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология и тело

  Все выпуски  

Психология и тело


Информационный Канал Subscribe.Ru


Домой
Психологическая консультация on-line

Выпуск 1

Эволюция отношения к человеческому телу в культуре.

 

 

Здравствуйте Уважаемые Читатели!

 

Начиная рассылку «Психология и Тело» , как введение в тему, я предлагаю культуральный обзор, который в кратце описывает Эволюцию отношения к Человеческому Телу в культуре.

На мой взгляд такое вступление необходимо, для того, что бы вы – Дорогие Читатели, задумались: Как обстоит ситуация с отношением к Телу и Телесности в настоящий момент?

 

Современные направления психологии и психотерапии, ориентированные на тело и движение, учитывали и будут учитывать весть тот багаж запретов, мифов и тайн, который прошел через века и цивилизации в наше время.

 

 

 

 

ОТНОШЕНИЕ К ТЕЛЕСНОСТИ В КУЛЬТУРЕ

 

Отрывок из дипломной работы «Особенности мотивационно-потребностной сферы

у девушек с нарушениями репродуктивной функции», Огородниковой М.Б

Москва, МПСИ, 2003

 

Отношение к телу - одна из важнейших ценностных ориентаций любой культуры. Тело - не простая физическая, природная данность, а сложный социальный конструкт. В отечественной науке это одним из первых понял и реализовал в своих исследованиях средневекового телесного канона М. М. Бахтин. Однако дуалистическое противопоставление "тела" и "духа" и требование безусловного подчинения первого второму неизбежно делало телесность частным и маргинальным явлением..

Христианская мораль средних веков в ее наиболее аскетиче­ских формах относилась к телесности откровенно враждебно. Подавление плоти означало не только воздержание, но и изг­нание ее из самосознания. Но поскольку это было практически невозможно, средневековье справлялось с этой проблемой пу­тем символического разграничения «верха» и «низа». Эта двой­ственность явственно проявилась в средневековой живописи. Иконописный «лик» бестелесен, над всем обликом человека до­минирует лицо, на котором, в свою очередь, выделяются глаза как выражение души. Напротив, карнавальная культура уделя­ет много места телесному «низу», откровенно изображая и сма­куя его физиологические отправления («гротескное тело»).

Возрождение ослабило эту антитезу и вызвало к жизни но­вый телесный закон. Новый те­лесный канон был одним из аспектов общего процесса индиви­дуализации и персонализации личного пространства. Но он, в свою очередь, имел важные психологические последствия.

Сильнее всего новые установки затрагивали педагогику. Средневековый образ ребенка был, амбивален­тен. С одной стороны, повседневное участие детей в жизни взрослых и весь деревенский уклад жизни не позволяли убе­речь их от сексуальных впечатлений, да никто, кроме монахов, и не пытался это сделать.

В новое время усиливается забота о сохранении «невинно­сти» ребенка, причем не только физической, но психологической, в смысле «блаженного неведения». В начале XV в. домини­канский монах Джованни Доминичи учил, что ребенок не дол­жен различать мужчин и женщин иначе, как по одежде и во­лосам, обязан спать в длинной рубашке, что родители должны всемерно воспитывать в нем стыдливость и т. д. В XVXVI вв. подобные пожелания редко осуществлялись.

Ребенок должен быть всегда спокойным, сдержанным, никак не выражать своих эмоций. Даже спать он дол­жен так, чтобы тот, кто подойдет к постели, «не мог разглядеть форму его тела». Такой же строгий контроль учреждается за чувствами и мыслями подростков .

В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля мы не найдем понятия «телесность», нет отдельной главы, посвященной телу, но в главе «плоть» можно прочитать: «плоть – тело животного и человека; все вещество, из коего состоит животное тело; персть, прах, человек телесный… Живой или земной человек, плотский, во плоти и в теле своем…»

В XIX – начале XX вв. отношение к телу определялось представлением о плоти, как о вещественной половине человека, покидаемой при отрешении духа. Но в первой половине XX века профессор русской словесности И. А. Бодуэн де Куртенэ, обновивший словарь “живого великорусского языка” В. Даля, а вслед за ним – Ушаков и Ожегов, ввели в словари главу “тело”, в которой выделяют прилагательное “телесный” – “принадлежащий организму, телу… земной, материальный, в противоположность духовному”, и упоминают, не поясняя, впрочем, производное от него существительное “телесность”.

Хотя советская философия считались материалистической, образ человека, которым она оперировала, был нематериальным. В двух послевоенных изданиях Большой Советской Энциклопедии тело представлено двумя статьями "Тело алгебраическое" и "Тело геометрическое", плюс "телесные наказания" и "телесные повреждения". В "Философской энциклопедии" (1960 - 1970) редкие упоминания о "теле", "телесной субстанции" и "телесности" почти все содержатся в историко-философских статьях.

Двадцатый век принес с собой значительные перемены. В тридцатые годы улучшились санитарные условия жизни младенцев, но психологические условия ухудшились. Кормление грудью почти исчезло, кормить стали по часам, приучать к туалету начали с ранних месяцев, современная мебель и электрические приборы ограничили возможность исслделований и свободу передвижения по дому. Эти перемены усилили психосоматические заболевания у взрослых.. Согласно Халлидейю, в превой половине двадцатого столетия: «Вместо того, чтобы позволить жизни развиваться естественным путем, в соответствии с постепенным созреванием тела, ее заставляли подчиниться навязанной системе, которая провоцировала или создавала предрасположенность к телесным недомоганиям...»

Тяжелые гигиенические занавеси, окутывавшие западное общество, впервые были раздвинуты ранними глубинными психологами и другими исследователями. Антропологи, такие как Мид и Малиновски, опубликовали информацию о примитивных культурах с совершенно иным отношением к сексуальности, что позволило отноститься к инстинктивной жизни с большей терпимостью. Маргарет Риббл отстояла права младенцев и выступила против холодного отношения к процессу вынашивания ребенка.. Рене Шпитц и Гарри Харлоу подтвердили с помощью экспериментальной психологии, что физический контакт с матерью очень важен для выживания младенцев и человеческой рассы в целом.

Даже поверхностный взгляд на историю телесности в мировой культуре, позволяет сказать, о том, что отношение к человеческому телу было всегда не однозначным. Подавление и вытеснение – это основные механизмы, которые были неотрывно связаны с феноменом телесности на всем долгом пути цивилизации. И как бы сейчас свободно не говорили о теле, сексе, поле – это многовековая история будет накладывать свой отпечаток.

 

Литература:

  1. Газаева Е.Э. «Психология Телесности», М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002
  2. Кон И.С. «Битва за штаны: этикет, мода, политика, идеология», журнал «Человек», 2001
  3. Кон И.С. «Ребенок и общество» , - М., Наука, 1988
  4. Мак-Нили Д. «Прикосновение: глубинный анализ и телесная терапия», М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999

 

 

Опираясь на культурную ретроспективу, невольно задаешь себе вопрос: Какие ограничения и шаблоны культура накладывает на восприятие Тела в наше время?

 

Вопросы, предложения пишите пожалуйста по адерсу: marog@inbox.ru, ответы, по вашему желанию, будут опубликованы в ближайшем номере рассылка

 

Продолжение следует...

 

Огородникова Мария

 

Наши психологи

Архив психологических консультаций Огородниковой Марии

 

 

 


WEB портал - Психологическаяя консультация OnLine

WEB ПСИХОЛОГ - Электронный журнал практической психологии

Аудиокурс Бодо Шефера Путь к финансовой независимости

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.spectr.telo
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное