Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Новости культуры
Все дискуссии "Новостей культуры"
Московская афиша

Новое в культурной рубрике
http://russ.ru/culture

Подробная программа "Страстей по Матфею-2000"


Немецкий культурный центр имени Гете

C нами Бах!

16 июня 2000, 19:00
17 июня 2000, 12:00

Англиканская Церковь Св. Андрея
Москва, Вознесенский пер., 8

"Страсти по Матфею-2000"
 (по BWV 244)


"Страсти по Матфею-2000"

Кончилась битва, кончился грех.
Спи, моя сладость, усни.
Кончился ад, ожидающий всех.
Спи, мой Спаситель, усни.
(Ольга Седакова)

Композиторы: Алексей Айги - Иван Великанов - Александр Вустин - Вячеслав Гайворонский
- Андрей Дойников - Сергей Загний - Павел Карманов - Алексей Ларин - Владимир Мартынов
- Владимир Николаев - ТПО "Композитор" - Борис Филановский - Юрий Ханонъ
- Дмитрий Чеглаков - Алексей Шульгин - Александр Щетинский - Ираида Юсупова

Поэты: Геннадий Айги - Александр Анашевич - Леонид Белый - Михаил Гронас - Псой Короленко
-Вячеслав Курицын - Вера Павлова - Алексей Парин - Д.А.Пригов - Ольга Рожанская -
Лев Рубинштейн - Роман Рудица - Ольга Седакова - Мария Степанова - Елена Фанайлова

Художник: Анна Колейчук

Хореография: Татьяна Баганова, труппа "Провинциальные танцы" - "ПОВ.С.ТАНЦЫ"

Видео: Андрей Сильвестров, Павел Лабазов (студия "ВидеоДом")

Исполнители: Группа "Opus Posth" под управлением Татьяны Гринденко - Ансамбль
древнерусской духовной музыки "Сирин" под управлением Андрея Котова - Капелла
музея "Московский Кремль" под управлением Геннадия Дмитряка - Детская хоровая
капелла Марии Струве - Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского

Матфей: Сергей Старостин

Иисус: Михаил Давыдов

Пилат: Федор Леднев

Иуда: Андрей Котов

Ученики, первосвященники, слуги, воины, толпа: певцы ансамбля "Сирин"

Солисты: Виктория Евтодьева, сопрано (16.07) - Юлия Корпачева, сопрано (17.07) -
Ольга Кирьянова, сопрано (17.07) - Ариадна Корягина, сопрано - Ольга Леонова, сопрано
- Федор Леднев, тенор - певцы капеллы музея "Московский Кремль" и ансамбля
"Сирин"; Вячеслав Гайворонский, труба - Эвелина Петрова, аккордеон - Ольга
Пономарева, флейта - Григорий Воскобойник, контрабас - Дмитрий Чеглаков, виолончель,
гитара - Петр Федьков, гобой - Марина Катаржнова, скрипка - Сергей Никольский, бас-гитара
- Анастасия Сидельникова, орган

Идея: Екатерина Поспелова, Екатерина Бирюкова, Мария Степанова

Автор-составитель: Петр Поспелов

Литературная часть: Екатерина Поспелова, Михаил Шульман

Концепция и организация: Николай Дмитриев, агентство "Длинные руки" - Моника
Холлахер - Нина Хлыновская - Лола Сосновская - Кира Мерутенко, Гете-институт - Ирина
Лесковская, Санкт-Петербург

PR: Юлия Монэк

Благодарим за содействие: Общину Англиканской Церкви Св. Андрея в Москве и капеллана
преподобного Саймона Стивенса; Культурный центр "Дом"; Наума Клеймана (Музей
кино); Телеканал "Культура"



"Страсти по Матфею-2000" - коллективное произведение, созданное современными
художниками по модели "Страстей по Матфею" Баха.

Сюжет Страстей (Пассионов) охватывает события последних суток жизни Христа - причастие,
моление о чаше, взятие под стражу, суд, распятие, смерть и погребение - и строится
на тексте глав 26 и 27 Евангелия от Матфея (Бах использовал немецкий перевод Лютера).

Структура "Страстей по Матфею" складывается из следующих компонентов:

1. Речитативы, которые излагаются по тексту Евангелия от Матфея и включают представление
событий в лицах. Партию Евангелиста исполняет тенор; другие солисты поют за Иисуса,
Петра, Иуду, Пилата; хор выступает в ролях учеников, первосвященников и толпы.

2. Арии и ариозо, которые служат лирическим комментарием происходящему и выражают,
напротив, индивидуальное переживание некоей, не названной по имени, но сочувствующей
души основных ситуаций истории.

3. Хоралы, выражающие коллективное религиозное чувство. Создавая свод песнопений
протестантской церкви, Лютер часто использовал уличные мелодии и песни. Заменяя в
них изначальные светские слова на собственный духовный текст, Лютер тем самым отнимал
эти напевы у Дьявола и передавал их Богу.

4. По краям "Страстей" стоят развернутые хоровые фантазии.

"Страсти по Матфею-2000" созданы художниками, для которых опыт Баха является
частью их собственного опыта. Вдохновленные ариями и хорами Баха, они написали персональные
произведения на евангельскую тему - с мыслью о Бахе, и при этом в свободно выбранной
художественной форме.

"Страсти по Матфею-2000" - попытка объединить современных авторов в целостном
проекте, который задуман как повторение труда Баха новейшими художественными средствами.

"Страсти по Матфею-2000" - многосоставное единое произведение, авторами
которого выступают ведущие российские композиторы, поэты, хореографы и видеохудожники.
В исполнении "Страстей по Матфею-2000" принимают участие известные солисты
и коллективы как академического, так и неакадемического направления. Представление
"Страстей по Матфею-2000" дается в Англиканской Церкви Св. Андрея, чьи
акустика и атмосфера располагают к сакральному переживанию и художественным экспериментам.

"Страсти по Матфею-2000" исполняются на русском языке в соответствии с
синодальным переводом Евангелия от Матфея.

Для нас, участников, проект "Страсти по Матфею-2000" проникнут и человеческой
грустью: молох ротации отнимает у нас нашего друга Михаэля Кана-Аккермана. И мы хотим,
чтобы ему было что о нас вспомнить.



Поэты-участники проекта о проекте:

Геннадий Айги: Проект необычный, я бы сказал, на грани риска. Он углубляется в серьезные
переживания поэтов, композиторов, да и людей вообще. Он затрагивает саму жизненную
экзистенцию и ставит каждого перед собственной совестью. Глубокие переживания святых,
евангелистов, выраженные в "Страстях", обращаются, с одной стороны, к личным
переживаниям участников, а с другой - к чувству их ответственности перед чем-то большим,
назовем его Бах или как-то иначе. Поэт и композитор исходят из себя, но нуждаются
в ответе с той стороны. Накал серьезности, накал подлинности - это и есть религиозная
связь с тем, что больше меня. Мы все поставлены в очень серьезное положение. Каждый
участник должен как бы внутренне молиться. Мы обычно не говорим о таких вещах сообща,
все это делается разрозненно. Но здесь происходит некая проба: где мы находимся и
что мы можем сделать? Здесь, в этом проекте, все объединяются и находятся в состоянии
некоей проверяемости.

Д.А.Пригов: Нынешняя практика имеет в своем арсенале такую забавную вещь, как ремейк.
Ремейки бывают разные: травестийные, когда высокое пытаются свести к бытовому, низкому,
или связанные с несовпадением времен, когда что-то, бывшее в свое время актуальным
и духовно мощным, в наше время становится ходульным, риторическим и обнаруживает
свою неактуальность. Но в случае с Бахом мы этого не можем сказать. Он регулярно
исполняется, прошел сквозь все культурные моды. И теперь имеет вариант нынешнего
исполнения - ремейковский. Но ремейк дает возможность современным авторам включиться
в фундаментальную структуру Баха и, не пародируя, не травестируя, пытаться понять,
что есть Бах, транспонируемый в наше время, что бы он делал на нашем месте? Наше
время менее религиозное, менее аутентичное самой форме пассионов. Но когда искренне
включаешься, чувствуешь, что старая структура несет в себе память - и смысловую,
и интонационную.

Ольга Седакова: Сначала проект показался мне подозрительным: не пародия ли это, не
концептуалистская ли штучка, от которых я, в общем-то, устала? Все понятно: то, что
в большие времена делал один человек, то сейчас, в наши слабые времена, должно делать
множество людей. Никто не знает, что делают другие, и все получится само собой? А
потом мне показалось, что это все-таки интересно. Очень могучий скелет задает сам
Бах. Получается что-то вроде гадания: современные художники узнают свое место в сюжете
и построении Баха, а главным человеком и судьей остается он, и он расставляет всех
по местам.

Вячеслав Курицын: Это очень ценный для меня опыт. Я стишки свои писал крайне долго
и осторожно, имея одну задачу - не опошлить тему, а рефлектировать об этом - уж точно
опошлить...

Псой Короленко: Это такое дело, что очень легко, как сказал бы Матфей, "соблазниться
о нем". Строго говоря, это утопия. Проект, имеющий все признаки постмодернистского
действа, настойчиво и отчаянно от этого открещивается. В связи с "бомондным"
характером проекта, его завязанностью на определенной субкультуре, возникают беспокоящие
ассоциации с "Неофициальной Москвой" etc. Свое участие в проекте я описал
бы как "преодолевающее поведение". Я действую по принципу "верую,
ибо absurdum est", притом в союзе с другими людьми, многие из которых могут
чувствовать нечто подобное. Надеюсь, что из этого, с Божьей помощью, что-нибудь получится.



"Страсти по Матфею-2000"

Речитативы: Музыка - Вячеслав Гайворонский; текст - Евангелие от Матфея (Мф 26:17
- 27:66).

Тексты хоралов: Михаил Гронас, Псой Короленко, Екатерина Поспелова, Мария Степанова.

I отделение:

1. Ираида Юсупова. Куда?
Партия гитары: Дмитрий Чеглаков
Стихи: Леонид Белый

2. Павел Карманов. Музыка для инаугурации
Стихи: Елена Фанайлова

3. Вячеслав Гайворонский. Гавот
Стихи: Псой Короленко

4. Сергей Загний. Причастие
Стихи: Псой Короленко, Михаил Гронас
Хореография: Татьяна Баганова

5. Владимир Мартынов. Антифон I
Стихи: Лев Рубинштейн

7-9. Владимир Николаев. Три моления о чаше
Видео: Андрей Сильвестров
Моление I
Стихи: Геннадий Айги
Моление II
Стихи: Д.А.Пригов
Моление III
Стихи: Ольга Седакова

10. ТПО "Композитор". Ключ
Стихи: Михаил Гронас

11. Дмитрий Чеглаков. Сарабанда
Стихи: Михаил Шульман ("Из Пророка Исайи"; Ис, 24:16-17)

12. Борис Филановский. Обе смерти тебе, Иуда
Стихи: Роман Рудица

13. Ираида Юсупова, Дмитрий Чеглаков. Слово
Стихи: Вячеслав Курицын

14. Вячеслав Гайворонский. Французская увертюра
Стихи: Псой Короленко

15. Иван Великанов. Люди мои, что Я сделал вам
Стихи: Ольга Седакова

16. Ираида Юсупова. Сегодня
Стихи: Вера Павлова

17. Алексей Ларин. Повинен смерти
Текст: Евангелие от Матфея (26:65-68, 27:29)

18. ТПО "Композитор". Ария со считалочкой
Стихи: Ольга Рожанская

19. Сергей Загний. Вспомни обо мне
Стихи: Псой Короленко

II отделение:

20. Алексей Шульгин. Erbarme dich
Видео и костюмы: Анна Колейчук

21. Владимир Мартынов. L'apres-midi d'un Вach
Хореография: ПОВ.С.ТАНЦЫ

22. Сергей Загний. Земля крови
Стихи: Псой Короленко
Хореография: Татьяна Баганова

23. Вячеслав Гайворонский. Сарабанда
Видео: Андрей Сильвестров

24. Юрий Ханонъ. Аgonia Divina ("Заказное убийство для смешанного состава"),
ос. 72-s.
Стихи: неизвестный автор

25. Владимир Николаев. Обхохочешься (Laughtrack)
Видео: Андрей Сильвестров

26. Александр Щетинский. Этюд о душе
Стихи: Алексей Парин

27. Владимир Мартынов. Антифон II
Стихи: Лев Рубинштейн

28. Алексей Айги. Нетерпимость
Фильм: Д.У.Гриффит

29. Владимир Николаев. 2000@JC
Стихи: Александр Анашевич

30. Александр Вустин. Ночная мгла
Стихи: Борис Пастернак (из романа "Доктор Живаго")

31. Борис Филановский. Отдай мне его
Стихи: Лев Рубинштейн

32. Павел Карманов. Спи, мое сердце, усни
Стихи: Ольга Седакова

Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное