Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Новости культуры
http://russ.ru/culture
----------------------------------------------------------------------------
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Список авторов РЖ http://russ.ru/authors
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Новое в культурной рубрике
http://russ.ru/culture

Александр Соколянский

В этом лучшем из миров

Ну, с чего бы начать - да не все ли равно, начнем с конца.

Вообразите мультик: по белому экрану на бешеной скорости носятся мышь и корова -
обе очень смешные, перевозбужденные и англоязычные. "Mouse!" - гордо пищит мышка;
"Сow!" - басит буренка. "Mouse! Cow!" "Mouse! Cow!" - тут они сталкиваются, устраивают
потасовку (это стоит оценить: потасовку коровы и мыши), сплетаются в клубок, из клубка
во все стороны летят пыль, шерсть, лишние буквы - наконец, исчезает все, и на экране
остается только надпись: MOSKOW. Все действие длится примерно столько же секунд,
сколько вы читали этот абзац.

Это - последний сюжет из фильма "Optimus mundus", Великого Московского анимационного
проекта (слово "великий" я, разумеется, добавил от себя лично). Проект был затеян
продюсерами Дмитрием Горбуновым и Александром Кугучиным под 850-летие российской
столицы. Заключался он вот в чем: бросить клич по всему миру, кому только можно назаказывать
коротеньких мультиков про Москву и слепить из них полнометражный фильм.

Поскольку в то время деньги на юбилейные дела лились рекою, Горбунов и Кугучин сумели
собрать и оплатить что-то около шестидесяти роликов. Следствие первое: в фильме,
длящемся 54 минуты, примерно 1/8 времени занимают титры. Следствие второе: я сразу
же беру себе за правило - не называть никаких имен вообще, иначе статья чудовищно
растянется. Исключение из правила: историю про Mouse-Cow придумал и снял неизвестный
мне Nooreddin Zarrinkelk. Турок, должно быть. Впрочем, не важно.

Действительно: не важно, кто что делал сам по себе. Тот, кто захотел бы в подобном
проекте остаться самоценной творческой личностью, заведомо оказался бы в дураках:
существенно лишь то, что слепится сообща. Самовыражение приветствуется, но не охраняется:
каждый может делать, что хочет, мы потом с ним сделаем, что сумеем, а что выйдет,
то и выйдет. Optimus mundus.

Любой человек догадается, даже не зная латыни, что "optimus mundus" в переводе означает
"Лучший из миров". Чуть труднее вспомнить, что у злобного остроумца Вольтера в повести
"Кандид" есть персонаж по имени Панглос, который, претерпевая все возможные беды
(война, землетрясение, сифилис), с негаснущим оптимизмом повторяет: "Все к лучшему
в этом лучшем из миров". Если вы знаете вдобавок, что философ Панглос - это пародия
на немца Лейбница, утверждавшего, что мир совершенен и только по этой причине может
существовать в реальности - как же мне повезло с вами, мой драгоценный, неизвестный
читатель!

Поэтому, не тратя слов на предисловия, перейдем к делу.

Место действия: Москва. Время действия: всегда. Стартовая точка: 60-е или, может
быть, 70-е годы, стоянка такси у Ярославского вокзала. В горбатую "Волгу" с шашечками
садится невидимый пассажир и просит отвезти его - куда? - ну, разумеется, на Казанский
вокзал. Невидимый таксист, обладающий голосом Николая Караченцова, с удовольствием
включает счетчик - поехали!

Этому анекдоту ровно столько же лет, сколько Казанскому вокзалу. Если вы, случайным
образом, не знаете (ну надо же - человек Лейбница читал, а в Москве ни разу не был!),
недотепе-пассажиру всего-то надо было пересечь Комсомольскую площадь - расстояние
между вокзалами равняется примерно полутораста метрам. Но теперь уж мы его повозим.
И по пути объясним всякие московские достопримечательности.

Я бы с удовольствием пересказал ту прекрасную ахинею, которую несет Таксист-Караченцов,
целиком. Сергей Мостовщиков сочинил для него вещи дивные - если публика не потеряла
отзывчивости, они войдут в культурную память наряду с грибоедовскими бонмо из "Горя
от ума" и афоризмами блаженного Венички Ерофеева. В 1382 году в Москву залетел специальный
огненный крокодил. Ленин тут родился, Гагарин на ракете летал, академик Павлов подключал
собак к электричеству и вырабатывал условный рефлекс. Трамваи и милиционеры приносят
огромную пользу: забирают подозрительных людей и увозят в неизвестном направлении.
Когда я смотрю на матрешек, я думаю не о Москве, а о стриптизе в городе Рыбинске
- ну прелесть, что такое! Немножко ненатуральная, стилизованная, но все равно - прелесть.

А то, что творится под разглагольствования образованного таксиста, - это уж просто
разлюли-малина. Памятники, поставленные всяким великим людям, обратно становятся
людьми и резвятся, кто как умеет; по Красной площади строем едут печки, и на каждой
лежит национальный герой Емеля-дурак; толстомясый Наполеон подпускает Москве красного
петуха, а петух превращается в птицу Сирин. "Это здорово! Это здорово! Это очень,
очень хорошо!" - ликует женский голос с неподражаемым эдитопьехским акцентом. И это
действительно очень здорово.

Видите ли, любезный читатель, по ходу фильма вызревает убеждение, что Москва - это
такой мир, в котором, ну правда же, все всегда оборачивается к лучшему. То, что пожар
1812 года "способствовал ей много к украшенью", это мы знаем давно, а вот что татаро-монголы,
пытаясь прорыть подкопы под белокаменную, проложили туннели для поездов московского
метрополитена - это серьезное историческое открытие, и оспаривать его бессмысленно.

Как говорит наш друг Таксист: "Все это правда, потому что не имеет никакого значения".
В Москве ничего не имеет значения. Если неопохмелившийся пьяница с утра попал под
автомобиль - от этого ничего не будет ни ему, ни автомобилю. Если человеку ногу оторвало,
он и на деревяшке поскачет, да еще как: посадит на плечи хорошенькую девочку, она
ему будет прыгалки крутить, он будет прыгать, а свободными руками в это же время
покурит - получит дополнительное удовольствие. И если какая-нибудь краснозвездная
сволочь начнет мучить какую-нибудь невинную пташку под соответствующую музыку ("Цыпленок
жареный, цыпленок пареный...") - из московской помойки вылетит веселый Бэтмен, и
вышеупомянутая сволочь, отмахиваясь от него своими серпами и молотками, сама себя
разрубит на мелкие куски. Бэтменов у нас на всех помойках просто завались, об этом
и говорить нечего.

Один из лучших сюжетов в "Optimus mundus'e" - дикая оргия, которую после полуночи
устраивают статуи, стоящие в нишах на станции метро "Площадь Революции": революционный
солдат, доблестный чекист, пограничник с собакой и другие (в разгар веселья к ним
еще подъезжают спортсмены со станции "Динамо"). Гулянка идет страшноватая и кончается
все примерно так, как в гоголевском "Вие": самым пронзительным образом наступает
утро, нечисть мечется, обламываясь и рассыпаясь в крошево, наконец все затихает в
ужасающем и непотребном виде. Ну и что? Сейчас придет пожилая, ко всему привычная
уборщица (ее почему-то очень хочется назвать "тетя Маша") - и она все приведет в
порядок. В Москве все всегда приходит в порядок - само собою или, в крайнем случае,
при помощи тети Маши.

Горе не беда. От горя до счастья - один шаг, и в Москве этот шаг делается неукоснительно,
причем почти всегда вслепую. Как возник этот город, умеющий извлекать счастье из
чего угодно, не ясно никому. Может быть, он существовал от начала времен - в виде
шара, покрытого водой (тогда становится понятно, почему Таксист везет своего доверчивого
клиента не напрямик, а по экватору); может быть, его насадили ангелы. То есть в буквальном
смысле: красивые такие, карандашом нарисованные ангелы. Поработали грабельками, бросили
в землю семена - из этих семян Москва и выросла, прямо у ангелов на глазах. Маленькому
черту, пытавшемуся украсть колокольню Ивана Великого, ангелы сделали а-та-та - и
с тех пор черти оставили Москву в покое.

До сих пор я рассказывал о первых тридцати - точнее, тридцати четырех - минутах фильма.
Все, что будет дальше, нравится мне гораздо меньше.

Чтобы как-то закончить дело, которое, по идее, могло бы длиться бесконечно, создатели
"Optimus mundus'a" решили сочинить связную историю. В основу его легла идея "Москвы
утопической" - той, в которой построен грандиозный Дворец Советов и на ладонь каменного
Ленина садятся вертолеты; той, где стоит башня Татлина, где скребут небо небоскребы,
где носится заимствованная из Нью-Йорка надземка - словом, той, где может жить кто
угодно, кроме коренного москвича. Фоном для мультиков, сделанных очень классно (я
вынужден это признать), служит печальная сказка в стиле Ганса Христиана Андерсена:
о мальчике, который жил в черно-белом мире, мечтал о красках, нашел их - и краски
чуть было его не поработили. Очень слышно, что Таксист-Караченцов рассказывает эту
сказку нехотя, но что ж ему делать: сюжет есть сюжет.

И это - неправда.

Счастье Москвы заключается в том, что она, по природе своей, совершенно бессюжетна.
Архитекторы всегда творили в ней все, что хотели, и любая постройка со временем хорошо
вписывалась в городской пейзаж. Москву не зря называют "сокровищницей градостроительных
ошибок". Фьораванти, Баженов, Мельников, да и кто угодно потом - от строителей сталинских
высоток до изобретателей нынешней "новой эклектики" - могли и могут выпендриваться
на любой манер: optimus mundus все переварит и все к себе приспособит. Единственное,
чего он не может перенести, - это жизни по плану, по порядку, по графику. Пока жизнь
лепится из чего ни попадя, она почти заведомо окажется счастливой; как только ее
начинают выстраивать и разграфлять, она уже не жизнь.

Именно поэтому Московский анимационный проект Горбунова и Кугучина пришелся мне очень
по сердцу. Он мил мне тем, что в нем - до черта лишнего, случайного, ненужного, а
в результате все оказывается к месту и к ладу. Он мил тем, что он - даже в присутствии
сказки про краски, напоминающей Новый Арбат, самую бездарную из моих любимых улиц,
- такой московский, что дальше некуда.

----------------------------------------------------------------------------
Новости культуры в Русском Журнале http://russ.ru/culture
Культурный гид http://russ.ru/culture/guide
Современное искусство в Сети http://gelman.ru

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное