Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская и славянская мифология Леший


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

 РУССКАЯ И СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Леший

Выпуск No:12    2005-12-17

 

            Из мира духов домашних мы выходим в мир духов природы, окружавшей крестьянина издревле. Одним из главных между ними был леший - "хозяин" леса, лесной царь. У него были и другие имена: лесовик, лешак, лесовой. Величественный и грозный образ лесного духа по понятным причинам возник в системе верований народа, жившего среди дремучих лесов, пользовавшегося их благами, но и постоянно сталкивавшегося с чем-то таинственным, страшным, невидимым, необъяснимым. Чудесной способностью лешего была его соразмерность с окружающей природой: когда надо было, он становился ростом с деревья, среди которых разгуливал, то выше, то ниже; когда надо, оказывался вровень с кустарником, а мог прятаться под самыми маленькими листиками. Другое качество лешего - невероятная сила. Он мог вырывать с корнем могучие деревья, мостить ими болотистые места, воздвигать неприступные преграды. Леший устраивал свое жилье где-нибудь в глубине чащи или среди не замерзавших в самую суровую зиму болот. Внешность лешего была под стать его царству. Его представляли черным, косматым, покрытым шерстью, иногда с хвостом. Кровь у лешего была синяя. Одевался он в звериные шкуры. Если же пользовался людской одеждой и обувью, то все носил наоборот: лапти перепутаны, не на ту ногу, кафтан запахивался в обратную сторону, не как принято у людей. По другим описаниям, леший был пучеглаз, с густыми бровями, длинной зеленой бородой и волосами ниже плеч. Говорить человечьим языком леший, по-видимому, не умел, но зато мастерски хохотал, аукался, цокал, свистели плакал, выл волком и ревел медведем. Это ему принадлежат разнообразные непонятные звуки, которыми всегда полон лес: бродя повсюду, он ударял дубиной по стволам, щелкал бичом, хлопал в ладоши. В лесных прогулках его сопровождали совы, филины, вороны и сороки. Лешему был подвластен весь лесной звериный мир. Он определял, кому где находиться, распределял урочища, перегонял зверей из одних мест в другие. Когда в округе появлялось слишком много волков, говорили, что это проделки лешего. Если видели большое скопление зверей - это означало, что один леший проиграл их другому. С приближением зимы леший переставал бродить. С досады, что ему придется надолго расстаться с лесом, он ломал деревья, загонял зверей в норы, сам же проваливался сквозь землю. Вообще ему были свойственны грубость, буйство, дикость поступков. От настроения лешего во многом зависели успехи охотников. Они обязаны были принести ему что-нибудь на поклон, например - краюшку хлеба с солью, блин. Первую добычу следовало оставить "хозяину". Считалось, что, задобренный подарками и специальными заклинаниями, леший помогал охотникам: пригонял в капканы и западни куниц, лисиц, белок, зайцев и наводил ружья на дичь. Пастухи обязаны были знать специальные заговоры, с помощью которых приглашали леших в союзники - помогать пасти стадо и охранять его от зверей. Все же к людям леший, как правило, не был добр. Он любил коварно подшутить над ними. Особенно часто жертвами его оказывались путники в лесу: из-за его "шуток" они не могли никак найти дорогу, словно попадали в невидимый заколдованный круг, леший водил их до первых петухов, с криком петуха власть его кончалась, и человек легко находил дорогу домой. Леший умел перевоплощаться: прикидывался обыкновенным прохожим или даже знакомым путника: подберут его, к примеру, по дороге в сани, а леший заморочит возницу, и тот завезет невесть куда, а сам исчезнет. Леший стоял на страже интересов леса и нарушителей наказывал, чаще всего тем, что заводил их в глушь, бросал там и убегал с диким хохотом, от которого сотрясались окрестности. Бывало, что он похищал людей, чаще женщин и девушек. Огородить себя от каверз лешего можно было лишь с помощью магических средств. Нередко соединяли при этом языческие заговоры и церковные молитвы (например, к христианской молитве в конце добавлялись слова: "Овечья морда, овечья шерсть!"), осеняли себя крестным знамением и одновременно пользовались языческими оберегами. При этом магическом ритуале платье должно было быть надето наизнанку. В борьбе с нечистой силой добиться результата можно было только поступив "наоборот". Например, поменять в упряжке местами коней или запрячь так, чтобы дуга оказалась задом наперед, и так далее. В одном старинном заговоре полагалось поступить так. в ночь на Ивана Купалу срубить осину так, чтобы она упала вершиной к востоку, затем встать на свежий пень лицом на восток, наклониться и, глядя назад через расставленные ноги, говорить: "Дядя леший, покажись - не серым волком, не черным вороном, не елью жаровою, покажись таким, каков я!" Так, с помощью заговора, лешего вынуждали принять человеческий облик, после чего его можно было склонить на свою сторону. Во множестве русских пословиц закрепилось народное представление о лешем: "Был бы лес, будет и леший"; "Домовой лешему враг"; "С лешего вырос, а ума-то не вынес!"; "Храбр, силен, а все с лешим не справишься!"; "Леший бы тебя задавил"; "Его леший обошел".

Все вопросы и пожелания на e-mail: vega_05@list.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.666
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное