Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Overground Music Newsletter

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
OMN-9 ЧАСТЬ 2 ИЗ 2

***ИДЕОФАГИЯ

Включая в наш замечательный самиздатовский журналец рубрику "Идеофагия"
аккурат после выборов, мы не  гонимся просто за сиюминутным трендом (слово
"мода" сюда конечно не подходит). Хотя, конечно определенный вызов времени
и дней ощущается, не будем лукавить. Но, во-первых, какой в России самиздат
без идеологического оппортунизма? Во вторых, почти все проделки политиков,
бизнесменов, манипуляторов и проходимцев остаются в последнее время не
просто безнаказанными, но и довлеют в безмолвной пустоте, как боксерская
груша в покинутом 1000 лет назад спортзале. С нижеследующей заметкой про
концертный бизнес и так все ясно, а вот про статью Мадисона, которая
следует за ней, хотелось бы сказать пару слов - это звонок, это не просто
праздные рассуждения о временах иных. Это воспоминания о ближайшем будущем,
и Мадисон знает, о чем говорит, хотя, уважая читателя, не все
договаривает, и не все разжевывает. Откроем вчерашний номер вполне
мейнстримовского, если не сказать обслуживающего систему, "Коммерсанта".
"Владимир Путин знает, где найти то, что никак не могли обнаружить ни его
предшественники, ни даже президент - русскую национальную идею. Она будет
придумана в Центре стратегических разработок, который вчера был
торжественно открыт в доме, который построил Александр Смоленский".
Упоминание Смоленского красноречиво не конкретно, а как одного из
известного класса, но дело даже не в этом. Несомненно, такому режиму
потребуется музычка. И она у него будет. Жалко, Мадисон пока не называет
имен, если не артистов, то их будущих папиков. А папики уже заняли места.
Мадисон знает, где, - но это для будущих номеров OMN.

Компилятор

ИСКУССТВО ПРИНАДЛЕЖИТ НЕ НАРОДУ, А АРТИСТУ

В любом случае - не братку и не папику


Накануне Нового года сообщают о многочисленных итогах и результатах года,
десятилеятия, века, тысячелетия.  Я обратил внимание вот на какой. Третий
год подряд валовой доход мирового  концертного бизнеса превышает миллиард
долларов и составил один миллиард триста миллионов (цифрами - 1 300 000 000
долларов). Как сообщает дотошный журнал "Биллборд", столь неплохие
результаты обеспечены успехами таких подростковых коллективов, как 'N Sync
и Backstreet Boys (даже если эти имена вам ничего не говорят, их неплохо бы
и знать, чтобы блеснуть перед дочкой и младшим братом), стабильностью
звезд 90-х годов, таких как Dave Matthews Band и Phish (блеснуть  перед
старшим братом, уехавшим на Брайтон-бич), и уверенным результатом ветеранов
вроде Роллинг Стоунз и Брюса Спрингстина (это мы и сами знаем).  Вообще,
95 процентов вышеупомянутых денег получили англо-американские артисты.

* * *

Средний московский коллектив, достаточно известный, чтобы выступать 2-3
раза в неделю, может рассчитывать на гонорар от 500 рублей до 300 долларов
на всех в зависимости от паршивости клуба, где он выступает. Большие
российские звезды счастливы, если получат 3-5 тысяч условных единиц (в
случае с бандитскими ресторанами единицы не условны, а вполне "конкретны",
потому что артиста после этого выступления тошнит не условно, а конкретно в
сортире).  Кроме бандитских ресторанов, в 1999 году - году наметившейся
стабилизации, зачисток и единства нации, - музыканты могли заработать
только в одном месте, - на предвыборной кампании. Заметив, что "Отечество"
проводит пропагандистскую кампанию "Да!", в пику ему кремлевская камарилья
выделила бюджет на оплату собственных концертно-массовых мероприятий (я не
помню, как они назывались, потому что больше двух букв). Поп-кумир, в свое
время на радостях обзаведшийся женой и двумя детьми, теперь имеет выбор -
целовать ручку или братку (не путать с младшим братом, слушающим Backstreet
Boys) или папику (еще в советское время, когда не было братков, были
папики - советско-политические филармонические покровители).

* * *

Проблема не в качестве отечественных звезд (не путать с "Отечественными").
Проблема в том, что братки и папики не оставили денег на билет тому, кому
артист действительно хотел бы поклониться и посвятить свое искусство -
обыкновенному российскому  зрителю, а тот уже не может заплатить музыканту.
Братки и папики делят бюджет, трансферты, дотации, кредиты и льготы, а
людям оставили не искусство (за которое надо платить, потому что оно
принадлежит не народу, а артисту)  а телевидение, - купил в 1991 году ящик,
а теперь смотри бесплатно того, кого мы тебе сами покажем.

И неизвестно, кого еще надо пожалеть, зрителя или артиста, такие уж итоги
российского шоу-бизнеса.


* * *

Единственное, что утешает: уже на подъеме послевоенной  западной
цивилизации, ансамбль "Битлз" в первые три-четыре года своего существования
за один концерт больше 8 фунтов стерлингов (на всех) не получал. И ничего.
Росли. Творили. Старались.

Олег Пшеничный
willy@relline.ru


ЗАВИТКИ НА ДЕРЬМЕ
(о художественном оформлении идеологии)

Пару месяцев назад выяснилось, что российским властям вновь понадобилась
идеология. И не простая, а основанная на патриотизме (в неопределенном
смысле этого слова). Свою большую надобность в ней власть выразила в форме
соцзаказа: созвала главных научных администраторов страны и дала разнарядку
создать. Те козырнули и отправились по своясям   спорить и творить.
Сейчас, после парламентских выборов от них, вероятно, потребуют черновики.
А к президентским, очевидно, все должно быть готово. Чтоб инаугурация
прошла красиво, и чтоб гражданам потом было ясно, во имя чего им стоит
жить, строить и ломать.

Нет сомнений, без надлежащего музыкального оформления идеологию в широкие
массы не протолкнуть. Точнее, без аудио-визуального ряда, в который она
обязательно должна быть вписана, чтоб удобнее было на него равняться. Для
чего понадобится большая армия специальных людей без принципов, поскольку
без них лучше спорится пропагандистская работа. Выставочным ее элементом,
естественно, должны стать так называемые  исполнители , попросту   певцы и
певички. Об одном, уже отработанном, но по-прежнему актуальном выставочном
элементе идеологического музона, и поведется речь далее   поскольку его
опыт наверняка будет учитываться в оформительской работе.

Имя этого элемента, благодаря усилиям не во всем сходных, но в чем-то
родственных сил, в свое время было вознесено на пьедестал. Тем самым была
обозначена претензия на то, чтоб утвердить его в качестве символа. Именно
потому, что пьедестал   излюбленная позиция, с которой на Руси размахивают
символами. Отсюда, безусловно, и то исключительное значение, которое
придается у нас возведению и свержению памятников. Полагаю, что обрядовую
сторону этого процесса давно пора оформить в законодательном порядке. И
приступить, наконец, к возведению памятных монументов нынешним политическим
лидерам, чтобы было что крушить грядущему поколению.

Однако к делу. Итак, для каждого временного среза в рамках популярной
культуры имеется свой набор кумиров, отрабатывающих одну-единственную
установку   установку на взаимозаменяемость. Они же обслуживают у публики
чрезвычайно важную для нее потребность   потребность в смене однообразных
впечатлений. Как правило, идеологической нагрузки эти кумиры не несут.
Поскольку идеология   вещь серьезная, обстоятельная, претендующая на
абсолютную правоту и жизнь в вечности. Чтобы было ясно, что я имею в виду,
напомню имена певцов-идеологов предыдущей формации: Иосиф Кобзон, Лев
Лещенко или их женское альтер эго   Людмила Зыкина. (То, что они легко
перевалили в наше время, свидетельствует: идеология   не вера или знание, и
потому от нее легко можно отказаться, сменить или скорректировать.
Вечностей  много). Каждый из них   это своего рода собирательный стереотип,
который, в свою очередь, является составной частью стереотипа более
высокого порядка. В случае с вышепоименованными певцами, скажем, Кобзон
обслуживал государственный, советский аспект официальной идеологии, а
Зыкина   ее национальный, в данном случае, квазирусский аспект.

Понятно, что когда началась и набрала инерционную силу перестройка,
затрещала и разрушавшаяся ею официальная идеология. Исполнение песен вроде
Партия   наш рулевой  стало превращаться в опасный анахронизм. Зато
быстро актуализовались песнопения на тему, которую, нехитро скаламбурив,
можно было бы обозвать так:  Патрия   наш рулевой .

Именно эту пружину для раскручивания собственного успеха и включил тогда в
свой репертуар герой нашего повествования   Игорь Тальков. Самый его
известный шлягер так просто и назывался    Россия . И в нем были
задействованы все клише для того, чтобы еще раз внедрить в сознание
слушателей известную триаду  самодержавие, православие, народность . На
уровне текста это делалось путем многозначительного поминания  золотых
куполов  и т.п., на уровне музыки их аналогом служил православный
колокольный звон, имитированный иностранным синтезатором.

Если мне не изменяет память, песня начинается с того, что ее лирический
герой листает старую тетрадь некоего обобщенного царского генерала, и за
этим занятием его осеняет мысль, что Россия стала отнюдь и далеко не тем,
чем она была некогда. То есть, в свете идейной задачи, она изменилась к
худшему. Или, вернее, ее изменили. Что сразу актуализует в песне тему
врага.

По иронии судьбы, мне тоже как-то раз попалась в руки старая тетрадь.
Правда, не генерала, а полковника. Зато кавалера нескольких орденов, в том
числе и святого Владимира. Кстати, и тетрадь была далеко не одна. Тетрадей
было много. И почти все они были испещрены теоретическими рассуждениями,
практическими рекомендациями и стихотворными трактатами на тему сечения
дамских жоп, или, как кокетливо выражался полковник,  задничек . Сечение
имело для него назидательно-эстетический характер. У жертв оно должно было
вызывать пароксизм наслаждения поскольку именно сечение оказывалось
наиболее подходящей реализацией их комплекса вины. Не нужно быть семи пядей
во лбу, чтобы, при желании, возвысить эту игривую схемку до общей картины
взаимоотношений власти и народа в Российской империи.

Но как раз такую тетрадь Тальков и иже за ним отбросили бы как
неадекватную. Им нужен не исторический, а сусального сусла образ России.
Мне довелось прослушать пять или шесть песен Талькова. В трех из них
фигурировали назойливые  золотые купола , но ни разу не поминались, скажем,
курные избы.

Представителями этого направления в постсоветской эстраде вообще очень
охотно эксплуатируется военно-православная бижутерия и атрибутика. То бишь
кресты, кителя, лампасы, золотые погоны, сапоги бутылками и т.п. Ничего не
могу сказать в этом смысле о популярности лаптей или, например, опорок.
Видимо, они нетипичны для того образа России, который возрождается на
эстрадных подмостках.

В принципе, эта категория певцов и певиц работает в том же ключе, что и
колхозная художественная самодеятельность тридцатых-пятидесятых годов. Но
если самодеятельность сталинской эпохи представляла Россию сплошной
выставкой достижений народного хозяйства, то нынешние есаулы с микрофонами
рисуют ее нескончаемым Кремлем или, на худой конец, Охотным рядом.

Что, конечно, очень мило с их стороны. Но тогда, если верить их песням и
пляскам (а верить надо!), оказывается, что в те прежние, настоящие, прямо
баснословные времена русские только и делали, что молились богу и царю да
еще воевали   причем никогда пешком, а исключительно на лошадях. Кто при
этом работал   остается абсолютно неясным. Ни певцов, ни, похоже, аудиторию
это не интересует. Значит, и те и другие отрабатывают пайку   каждый свою.

По диковатой случайности мне дважды выпадало несчастье видеть Игоря
Талькова на сцене. Говоря  несчастье , я изрядно смягчаю то чувство
нравственного и эстетического оскорбления, которое испытал, наблюдая и
слушая его. Концептуально то, что он с коллегами делал на сцене, можно было
бы определить как православно-монархическую клоунаду. Закавыка, однако, в
том, что главное ее действующее лицо хотело произвести самое серьезное
впечатление.

На это впечатление были призваны сработать истовая внешность певца, уже
поминавшаяся религиозная бижутерия, пафосные статические позы, перемежаемые
экстатическими конвульсиями, падения на колени в кульминационные моменты,
а также самая разнообразная жестикуляция   от высочайше дозволенного кукиша
Ленину до крестного знамения, творить которое на эстраде с исключительной
целью произвести внешний эффект,   самое натуральное кощунство с точки
зрения православной законности. Впрочем, неважно. Не мне ее блюсти.

Тем более, что сама церковь эстрадникам этой формации попускает делать все
лишь бы они, так или иначе, способствовали ее торжеству над
безбожниками. И у Талькова была песня, которая всей грудью шла навстречу
этому торжеству. В ней он изображал гипотетическую, но желанную картину:
как он, взобравшись на кремлевскую стену, выламывает из нее кирпичи и
бросает их на головы тех, кто (в советское, понятно, еще время) стоит на
трибуне Мавзолея.

Люди, обладающие хотя бы каплей воображения, могут представить себе
красочные последствия этой процедуры. Порождать же и исполнять со сцены
подобные тексты способны либо люди без воображдения, т.е. лишенные
поэтического дара, либо те, у кого подобные зрелища вызывают наслаждение.
Психологический тип Талькова располагается именно в этом диапазоне. И то,
что Тальков персонально вплоть до сегодняшнего дня пользуется успехом и
стал для кого-то даже культовой фигурой, означает: песни попали в цель, а
поклонники их вписываются приблизительно в те же психологические параметры.

К настоящему моменту ясно, что в чистом виде этот тип не будет рекрутирован
в художественное оформление грядущей идеологии. Ибо она, по имеющимся
признакам, будет включать в себя и избранные фрагменты из области
советского патриотизма. Соответственно, на сей раз это будет что-нибудь
вроде  Единство  наш рулевой . С крестом на груди и со звездой во лбу. И
знаком $ где-нибудь в кармане.

Андрей Мадисон
nomadison@yahoo.com
----------------------------------------------------------
Привет всем.

                         Компилятор - Олег Пшеничный

                         willy@relline.ru



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное