Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: Вопросы и Ответы Выпуск от 09.07.2020


Вопросы и ответы

КонсультантПлюс в Telegram. Присоединяйтесь!

Подписывайтесь на канал КонсультантПлюс в Telegram, чтобы ежедневно получать важные новости о свежих разъяснениях, обзорах изменений законодательства и практических материалах в КонсультантПлюс.

Официальные аккаунты КонсультантПлюс есть и во всех других популярных социальных сетях: в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Одноклассниках, на Яндекс.Дзен.

Присоединяйтесь! С нами интереснее!

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Instagram Twitter
Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 10.07.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О налоге на прибыль в отношении выплат по договору страхования, производимых российской организацией в пользу иностранной организации.

Ответ:

В соответствии с нормами статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, являются полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, а для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации, определяемые в соответствии со статьей 309 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Согласно пункту 5 статьи 38 Кодекса услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, раздел К "Деятельность финансовая и страховая" включает финансовые услуги, включая страхование, перестрахование, пенсионное страхование, а также деятельность по предоставлению финансовых услуг.

Таким образом, если деятельность иностранной страховой организации по предоставлению услуг по страхованию не приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, выплаты, осуществляемые в ее пользу на основании договора страхования российской организацией, налогообложению в Российской Федерации не подлежат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.04.2020 N 03-08-05/35077

Вопрос:

О начислении в целях налога на прибыль амортизации в отношении ОС при отсутствии дохода от их использования.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно пункту 4 статьи 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Начисление амортизации в налоговом учете осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 256 - 259.3 НК РФ.

Перечень основных средств, исключаемых из состава амортизируемого имущества, установлен пунктом 3 статьи 256 НК РФ. При этом указанные положения не предусматривают требования о прекращении начисления амортизации в случае отсутствия дохода от использования амортизируемого имущества в какой-либо промежуток времени.

Следовательно, произвольное исключение имущества из состава амортизируемого, в том числе по критерию временного неполучения дохода, НК РФ не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.04.2020 N 03-03-06/1/34012

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на основании первичных учетных документов, оформленных в электронном виде.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

При этом с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих понесенные расходы.

На основании статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Пунктом 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).

Согласно статье 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 Закона N 63-ФЗ.

Таким образом, хозяйствующие стороны при оформлении первичных учетных документов могут организовать электронный документооборот при условии соблюдения требований Закона N 63-ФЗ.

Учитывая изложенное, расходы организации могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в случае оформления документами, соответствующими требованиям действующего законодательства, и при условии обоснованности таких расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.04.2020 N 03-03-06/1/34096

Вопрос:

О порядке возврата налогоплательщику сумм НДС, подлежащих возмещению.

Ответ:

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость установлен положениями статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым в случае превышения налоговых вычетов над суммой налога, исчисленной в целом по деятельности налогоплательщика за налоговый период, полученная разница подлежит возмещению путем возврата (зачета) на основании решения налогового органа.

Согласно пункту 1 статьи 176 Кодекса налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 176 Кодекса при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам.

В соответствии с пунктом 8 статьи 176 Кодекса поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.04.2020 N 03-07-08/34184

Вопрос:

О предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога и проведении налоговых проверок в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Ответ:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 409), принятым в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), утверждены Правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.

В указанный перечень отраслей экономики не включена деятельность по сдаче в аренду земельных участков.

Отсрочка (рассрочка) по уплате налога предоставляется в порядке, предусмотренном главой 9 Кодекса.

Основания для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога установлены пунктом 2 статьи 64 Кодекса.

Органы, уполномоченные принимать решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога, определены статьей 63 Кодекса.

Заинтересованное лицо представляет в соответствующий налоговый орган заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога и документы, предусмотренные пунктами 5 - 5.3 статьи 64 Кодекса.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации N 409 предусмотрено приостановить до 31 мая 2020 г. включительно вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, течение сроков, установленных Кодексом (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении проверок, указанных в абзаце втором указанного пункта.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.04.2020 N 03-02-07/1/33207

Вопрос:

О налоговой поддержке организаций в сфере брокерской деятельности на рынке нефтепродуктов в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Ответ:

В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительству Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия по изданию в 2020 году нормативных правовых актов по отдельным вопросам налогового регулирования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" предусмотрено продление организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства:

сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), за исключением налога на добавленную стоимость, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента, от 3 до 6 месяцев;

сроков уплаты страховых взносов организациям и индивидуальным предпринимателям, относящимся к категории микропредприятий, от 4 до 6 месяцев.

Одновременно предусмотрены продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 г. проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.

Кроме того, указанным постановлением установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В этой связи в случае отнесения организаций в сфере брокерской деятельности на рынке нефтепродуктов к вышеуказанным категориям, а также в случае принятия Правительством Российской Федерации отдельного решения при отнесении подобных организаций к стратегическим, системообразующим и градообразующим на такие организации будут распространяться меры поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.04.2020 N 03-01-10/31790

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении иностранной организацией дохода от источников в РФ.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Министерства финансов Российской Федерации не относятся.

Вместе с тем порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Кодекса, в частности, исходя из положений которых иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.

При этом согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации при условии представления подтверждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.04.2020 N 03-08-05/31517

Вопрос:

Об учете правопреемником убытков присоединенной организации в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 5 статьи 283 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 283 Кодекса, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации. Положения пункта 5 статьи 283 Кодекса не применяются, если в ходе мероприятий налогового контроля будет установлено, что основной целью реорганизации является уменьшение налоговой базы налогоплательщика-правопреемника на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Согласно пункту 2 статьи 283 Кодекса налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного пунктом 2.1 статьи 283 Кодекса.

В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующие годы.

Согласно пункту 3 статьи 283 Кодекса, если налогоплательщик понес убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены.

Таким образом, налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшить налоговую базу отчетного (налогового) периода на сумму убытков, полученных присоединенной организацией в предыдущих налоговых периодах, в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 283 Кодекса. При этом убыток присоединенной организации, образовавшийся в последнем для нее налоговом периоде, налогоплательщик-правопреемник вправе учесть в периоде, следующем за налоговым периодом, в котором произошло присоединение.

Если налоговая база отчетного (налогового) периода у налогоплательщика-правопреемника признается равной нулю, то убытки, полученные налогоплательщиком-правопреемником, а также убытки, полученные присоединенной организацией, могут быть перенесены на будущее в той очередности, в которой они понесены (совокупно по годам), с учетом положений статьи 283 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.04.2020 N 03-03-06/2/31592

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов при использовании вахтового метода работы, а также при проведении сезонных работ.

Ответ:

Необходимо отметить, что глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уже содержит положения, на основании которых указанные расходы налогоплательщика могут учитываться в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом следует учитывать, что указанные расходы должны соответствовать общеустановленным требованиям статьи 252 НК РФ, а именно такие расходы должны быть признаны экономически оправданными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, а также не должны быть поименованы в статье 270 НК РФ.

Так, согласно пункту 17 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за календарные дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям.

Установленный статьей 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда не является закрытым, и согласно пункту 25 данной статьи НК РФ к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли организаций учитываются любые виды расходов на оплату труда, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, а также локальными нормативными актами, при условии соблюдения критериев статьи 252 НК РФ и при условии, что такие расходы не поименованы в статье 270 НК РФ.

При этом перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, также содержит нормы, связанные с учетом расходов при использовании вахтового метода, таких как расходы налогоплательщика на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях, и расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях (подпункты 12.1 и 32 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

Что касается вопроса об учете расходов налогоплательщика, понесенных им при проведении сезонных работ, то особенностей формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций, связанных с сезонностью производства, НК РФ не предусматривает, в связи с чем указанного рода расходы могут учитываться при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае соблюдения вышеупомянутых критериев и условий статей 252 и 270 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.04.2020 N 03-03-07/31402

=============================================================================

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

- Подписаться на новости КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2020 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

Выпуски за другие дни

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: http://www.consultant.ru/ можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное