Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Новости культуры
http://russ.ru/culture
----------------------------------------------------------------------------
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Список авторов РЖ http://russ.ru/journal/archives/authors
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------

Николай Малинин

На краю оврага

Иллюстрации см. по адресу http://www.russ.ru/culture/20000114_malinin.html

О том, что в Нижнем Новгороде есть какая-то своя новая архитектура, все 
вроде бы знают. Но сомневаются. "А что, там действительно есть что 
посмотреть?" - с недоверием спросил меня один знаменитый московский 
"бумажник", узнав, что я собираюсь на очередной фестиваль "Архотека". 
Откуда этот московский снобизм - понятно. Если уж в Москве на три десятка 
новостроек приходится одна более-менее приличная, а в Питере - одна на 
пятьдесят, то откуда ж им взяться в такой глухой провинции? И как ни 
упорствуют московские журналы в пропаганде нижегородской школы ("Проект 
Россия" так и вовсе считает, что это - главное событие в русской 
архитектуре последнего десятилетия), эстеты кривятся и морщатся на манер 
Станиславского.

Посему, прежде чем перейти к апологии этого феномена, сразу скажу о его 
главном недостатке. Да, действительно, качество строительства 
отвратительное. Домам нет и десяти лет, а половина в трещинах, штукатура 
отваливается, офис "Нижегороднефтепродукта", знамя местного 
деконструктивизма (архитектор Валерий Никишин) оделся в реставрационные 
леса сразу по окончании строительства, да так в них и стоит. Только в 
нижегородскую архитектуру стал пробираться хай-тек, как грянул кризис, и 
вместо чаемого алюкобонда пришлось обходиться отечественным железом - что, 
конечно, вселяет большую патриотическую гордость, но и большие сомнения с 
нею вместе.

Но это единственное, что у меня есть против этой архитектуры. Необходимость
употребить личное местоимение связана с тем, что, конечно, можно найти и 
другие недостатки. Чрезмерная зависимость от средового подхода, избыточно 
бережное отношение к не самому совершенному контексту, примат этического 
над эстетическим. Повторение давних достижений мировой архитектуры, 
бесконечная цитатность, щеголяние знанием западных журналов. Упоение 
деталями при композиционных просчетах, приверженность к типовым объемам, 
неловкость пропорций. Все это так - и не так. Ты ходишь по Нижнему 
совершенно обалделый: от разнообразия, фантазии, юмора, смелости этой 
архитектуры. Чисто эмоционально она производит фантастическое впечатление. 
Каждый дом - при всех возможных "но" - совершенно особый образ, яркий, 
внятный, запоминающийся. И таких домов - не меньше полусотни! Такого в 
России нет нигде. И тем более - в Москве. Так что скепсис москвичей 
обусловлен не в последнюю очередь банальной завистью.

О том, как это получилось, уже пишутся книги и снимаются фильмы. И первый, 
естественно, будет посвящен Александру Харитонову - лидеру школы, автору ее
лучших созданий, бывшему как мотором (в смысле пробивания нового через все
предрассудки властей), так и тормозом (в смысле преграждения пути 
халтуре). Последние семь лет он был главным архитектором города, летом же 
прошлого года погиб в автокатастрофе. Правда, еще весной он был отстранен 
от должности новым мэром Нижнего Юрием Лебедевым, Градостроительный совет -
разогнан, и все, что с таким трудом создавалось, было поставлено под 
угрозу. Проекты перестали утверждаться, инвесторов (чьим воспитанием 
успешно занимался Харитонов) решили стравить в борьбе за участки, вытащили 
из загашников Генеральный план восьмилетней давности, а главным 
архитектором мэр назначил себя.

Определенные основания для беспокойства у власти были. Все последние десять
лет зодчие упоенно рисовали фасады, сочиняли невероятные композиции, 
придумывали смачные детали - короче, все силы были брошены на архитектуру. 
Тогда как градостроительство оставалось в некотором загоне, и хотя в Нижнем
еще нет такого количества автотранспорта, как в Москве, но страх за 
дальнейшую судьбу инфраструктуры, сетей, коммуникаций и прочих важных вещей
в принципе справедлив. Другое дело, что мэр должен был бы гордиться 
новейшей архитектурой своего города, и если уж что-то недоделано - плавно и
аккуратно доделать, а не разрушать имеющееся. Но Юрию Лебедеву 
(обронившему во время своей предвыборной кампании фразу "Летящий лом не 
остановишь" - да так и оставшемуся в народе с этой кличкой) понадобился 
конфликт - и, похоже, лишь для того, чтобы утвердиться в качестве новой 
метлы.

Тогда как роль бывших хозяев города в архитектурном процессе была 
минимальной. "Главная моя заслуга, - сказал Борис Немцов на открытии 
выставки нижегородской архитектуры в Москве, - в том, что я не вмешивался".
И совершенно логично, что лучшим зданием города в 1995 году был признан 
кириенковский банк "Гарантия". Интересно то, что лучшей постройкой 1999-го 
снова стала "Гарантия" - но уже вторая ее очередь (авторы и той и другой - 
Евгений Пестов и Александр Харитонов). Она пристроена к первой стык в стык,
но отличается разительно. Примерно как время тогдашней ностальгии по 
потерянной России - от нынешнего сумбура, в котором перемешаны как комплекс
неполноценности по отношению к цивилизованному миру, так и презрение к 
нему.

Если первая "Гарантия" была авангардистской фантазией на темы модерна 
(витальная энергия опоясывала - распоясываясь - фасад, разгоняясь, 
кончалась башней а-ля НЛО, повсеместно прерывалась дырами и разрывами, а 
майоликовые орнаменты оттеняли сей радикализм), то вторая ее очередь - это 
уже в чистом виде разлом и полная деконструкция. Одна стена, как бы 
продолжающая фасад старого корпуса, отслоилась и загнулась, тщетные попытки
пришпилить ее обратно гвоздями зеленых труб кончились эффектными 
прорехами. Вторая стена, апеллирующая вроде бы к интернациональному стилю 
(ленты окон и зеленые панели), покренилась, сплющилась и была в конце 
концов обрезана. Сзади в эти стены вонзились еще какие-то уголки и шайбы, и
все это вместе медленно сползает в овраг. Овраг этот, являющийся 
неотъемлемой частью ландшафта исторического центра, вроде бы все объясняет:
вот он контекст, рытый-перерытый, сам по себе деконструкция, и вот он 
модернизм, которому только чисто поле и нужно (взять виллу "Савой"!
 или капеллу в Роншане). Но, во-первых, это действительно очень правильный 
деконструктивизм - который все-таки не стиль, а некое сингулярное событие; 
это именно здесь и теперь: это "про" овраг и "про" Нижний вообще (в Москве 
же редкие образчики деконструктивизма - в основном Александра Асадова - 
несколько декоративны и как-то "в никуда"). Во-вторых, восхитительна 
смелость авторов, рискнувших доделать первую часть здания, которая успела 
стать визитной карточкой новой архитектуры города. Ну и в-третьих, просто 
мощнейшее эмоциональное впечатление.

Прежде чем обозреть второй шедевр, необходимо сказать и о другом участнике 
архитектурного процесса в Нижнем. Это небольшое женское сообщество, 
состоящее из Любови Сапрыкиной и Анны Гор (Государственный Центр 
современного искусства "Кариатида"), а также Марины Игнатушко - 
архитектурного критика. Именно их силами устраивается фестиваль "Архотека",
проводится рейтинг лучших построек и вообще создается необходимое 
информационное поле. Поддерживает их Нижегородское отделение Института 
"Открытое общество", местный Союз архитекторов, агентство "Биржа Плюс" и 
фирма "Велюкс". Доброй традицией стало печение торта в виде 
здания-победителя, который тут же и поедается - дабы авторы не зазнавались.

Правда, испечь торт в виде второго лауреата было бы затруднительно. 
Торговый центр на углу Покровских улиц сделан целиком из железа - и это 
первый прецедент такого рода, и не только в Нижнем, но и вообще в России. 
То есть, конечно, металл активно используется в нашей архитектуре, но так 
чтобы одеть целый дом исключительно в оцинкованное железо (и чтоб это 
выглядело не просто пристойно, а даже как-то пижонски) - такого еще не 
было. Не только функцией, но и формой здание немного напоминает московский 
"Наутилус": оно также стоит на остром углу двух улиц, его "нос" также 
скруглен, а верх опоясан всевозможной арматурой. При всем том образ его 
куда более цельный - и это отсутствие компромисса (с заказчиком, с модой, с
техническими возможностями, с требованиями согласующих инстанций) вообще 
как-то приятно отличает Нижний от Москвы. Конечно, нижегородские 
архитекторы тоже жалуются, конечно, у них тоже хватает проблем - но они 
предпочитают их решать сами, и, глядя на конечный результат!
, упрекнуть их трудно. Этот дом, например, предполагалось облицевать 
фирменным алюкобондом, но грянул кризис, и пришлось взять отечественную 
оцинкованную сталь. Сколько она выдержит - это, конечно, другой вопрос, но 
пока выглядит на редкость шикарно. Можно придраться и к решению торцевой 
стороны дома (которая как раз у "Наутилуса" обработана с особым шиком - и 
силуэтно, и фактурно), но это уже детали.

Построили этот дом Василий Бандаков, Владимир Коваленко и Александр Дехтяр 
- дружным свои коллективом составляющие бюро "Архстрой". В ноябре этого 
года бюро исполнится 10 лет, на его счету уже около 30 построек (среди них 
- новое здание Нижегородской ярмарки, ставшее ее символом), и совершенно 
очевидно, что оно выходит в лидеры. Архитекторы признаются, что к 
наметившемуся повороту в сторону неомодернизма они были готовы давно, в их 
портфелях - масса суперсовременных проектов, так что - были бы инвесторы. 
Сейчас "Архстрой" завершает строительство жилого квартала у Сенной площади,
который должен стать своеобразным ответом на постоянно звучащий вопрос о 
цельном подходе к застройке города. И надо сказать, они мастерски разрешили
все проблемы: историческая среда не нарушена, внутреннее пространство - 
уютно, при этом каждая сторона квартала имеет свой яркий образ (особенно 
любопытна центральная башня, в композиционном отношении служащая "шарниром"
всего квартала, а в живописном - не!
 то гриб, не то выныривающая из океана акула)...

Третий победитель рейтинга - дом на Звездинке - удачно сочетает в себе 
решение градостроительной проблемы и собственно художественный образ. 
Проблема (вообще довольно распространенная в России) заключалась в торчании
глухого торца типового жилого дома. Причем торчал этот торец прямо в 
створе оживленной улицы. Архитектор Виктор Быков сумел так пристроить к 
нему новый объем, что и улица сразу обрела законченность, и площадь 
Горького (откуда дом просматривается) получила композиционную интригу. Сам 
же по себе этот корпус - эффектное сопряжение нескольких овалов, встроенных
друг в друга и завершенных остекленным пентхаузом. Внизу - тоже стеклянная
лента, отчего дом словно бы воспаряет и умудряется утянуть за собой - как 
современный локомотив - вагончик старого дома.

Эти три сооружения удачно обозначают новые векторы нижегородской 
архитектуры: деконструктивизм, хай-тек и скульптурность. При этом в 
рейтинге было еще два десятка сооружений, не менее любопытных или, по 
крайней мере - забавных (как, например, перегруженный смачными деталями дом
Валерия Никишина - "ни словечка в пустоте", такая концепция). Хотелось бы,
конечно, сделать вывод, что, невзирая ни на что, нижегородская архитектура
полна сил и энтузиазма, однако надо помнить, что архитектура - процесс 
долговременный. Все, что сегодня построено, - продукт работы нескольких 
последних лет, если же нынешняя ситуация останется прежней (проекты не 
утверждаются, участки не выделяются, мэр саботирует работу Градсовета и 
т.д.) - нам останется только грустно вздыхать о яркой комете Нижегородской 
архитектурной школы.

Иллюстрации см. по адресу http://www.russ.ru/culture/20000114_malinin.html

----------------------------------------------------------------------------
Новости культуры в Русском Журнале http://russ.ru/culture
Культурный гид http://russ.ru/culture/guide
Соглядатай http://russ.ru/journal/culture/soglyad

Современное искусство в Сети http://guelman.ru

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное