Классик соц-арта, один из его основателей. Излюбленный прием - лобовые ходы. Например, весь горизонт застлали орденские планки Брежнева. В этом и художественный смысл, в этом и новаторство: в том, чтобы взять да и нарисовать самую бесхитростную и лобовую антисоветчину. Считается, что так нельзя, уж слишком прямолинейно, публицистика получается, а не искусство - так вот фиг! Можно!
Или картина: "Опасно" - мирный пикник на лужайке под деревьями, а по периметру красные страшные надписи "опасно".
Собственно, это что-то вроде иллюстрации к стихотворению А.Блока
Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня.
Изображения состояния, в психиатрии именуемого "депрессия тревоги": есть "депрессия тоски" - "все хуже некуда, и так и дальше будет"; есть "депрессия тревоги": "сейчас-то все зашибись, но все это вот-вот... и тогда такое начнется!"
Хороший художественный вкус требовал передавать все это сугубо художественными средствами - сочетаниями цветов и линий и т.д. Живопись должна пользоваться своим собственным живописным языком! - такова общепринятая художественная идеология всего ХХ века. А "аллегория" и "литературщина" - самое страшное ругательство. А Булатов берет да плюет на эти требования: берет банальную бытовую фотографию с банальными красотами природы и жизни, переносит ее на холст в увеличенном виде и большими красными буквами пишет на ней: ОПАСНО! И - дело сделано; то, что автор хотел сообщить, он сообщил, а что не таким способом, каким положено, так и плевать. Потому что - не фиг мудрить, не нужно искать сложных путей, когда есть простые!
Вот это последнее - то, что автор взял да и пренебрег запретами на литературщину и аллегорию и сделал так, как сделал - это и есть то художественное послание, благодаря которому произведения Э.Булатова и стали действительно выдающимися и замечательными.
У меня нет изображения вышеописанных картин, поэтому вот то, что есть - две иллюстрации:
Вот, например:
Или вот, например:
Бульварная пресса
"1866 год ознаменовался удивительным происшествием, которое, вероятно многим еще памятно. <...> Дело в том, что с некоторого времени многие корабли стали встречать в море какой-то длинный, фосфоресцирующий веретенообразный предмет, далеко превосходящий кита как размерами, так и скоростью передвижения.
..................
Эти донесения, поступавшие один за другим, новые сообщения с борта трансатлантического парохода "Пэрер", столкновение чудовища с судном "Этна", акт, составленный офицерами французского фрегата "Нормандия", и обстоятельный отчет, поступивший от командора Фитц-Джеймса с борта "Лорд-Кляйда", - все это серьезно встревожило общественное мнение. В странах, легкомысленно настроенных, феномен служил неисчерпаемо темой шуток, но в странах положительных и практических, как Англия, Америка, Германия, им живо заинтересовались.
....................
В ученых обществах и на страницах научных журналов началась нескончаемая полемическая возня между верующими и неверующими. Чудовищное животное послужило волнующей темой. Журналисты, поклонники науки, в борьбе со своими противниками, выезжавшими на остроумии, пролили в эту памятную эпопею потоки чернил; а некоторые даже две-три капли крови, потому что из-за этого морского змея дело буквально доходило до схваток.
Шесть месяцев длилась эта война с переменным успехом. На серьезные статьи журналов Бразильского географического института, Берлинской академии наук, Британской ассоциации, Смитсонианского института в Вашингтоне, на дискуссию солидных журналов "Индиан Аршипелаго", "Космоса" аббата Муаньо, "Миттейлуген" Петтермана, на научные заметки солидных французских и иностранных газет бульварная пресса отвечала неистощимыми насмешками. Пародируя изречение Линнея, приведенное кем-то из противников чудовища, журнальные остроумцы утверждали, что "природа не создает глупцов", и заклинали своих современников не оскорблять природу, приписывая ей создание неправдоподобных спрутов, морских змей, разных "Моби Диков", которые существуют только в расстроенном воображении моряков! Наконец, популярный сатирический журнал в лице известного писателя, ринувшегося на морское чудо, как новый Ипполит, нанес ему, при всеобщем смехе, !
последний удар пером юмориста. Остроумие победило науку".
Это отрывки из самого начала "Двадцати тысяч лье под водой" Жюля Верна. Но вот что интересно: взаимоотношения серьезной и бульварной прессы в эпоху Жюль Верна, то есть в эпоху расцвета классического капитализма и первой Научно-технической революции.
И мы обнаруживаем: ученые тогда готовы были поверить во что угодно - и в морского змея, и в летающую паровую машину, и в города, освещаемые электричеством, и в жизнь на Луне, Марсе и даже Плутоне, и в механического коня скоростью в пятьдесят обыкновенных, и в передачу сообщений на любые расстояния без проводов, и в еще во все, что только придет в голову.
Бульварная же пресса высмеивала все эти бредни на основании того, что этого не может быть, потому что этого не может быть никогда.
То есть - стеной стояла на позициях благоразумия и здравого смысла.
Уже в двадцатом веке все изменилось прямо противоположным образом.
Бульварные газеты стали писать взахлеб о маленьких зеленых человечках, вытаптывающих загадочные круги в полях Британии, лучах смерти сэра Мэтьюза, похищении людей инопланетянами, чудесных свойствах воды, заряженной Чумаком, пользе онанизма (16 раз в сутки) против инсульта и проч., и проч., и проч. О жизни на планете Тритон, поскольку там под толщей льда скрыты города, населенные чудовищами, об Атлантиде, Шамбале, тайнах тибетских мудрецов, новой хронологии и проч., и проч, и проч.
А серьезная наука только пожимает плечами, хихикает и говорит, что этого не может быть, потому что этого не может быть никогда.
Чем объяснить подобную рокировку?
В.И.Ленин, конечно, объяснил бы (и объяснял) окончательным разложением капитализма, утратой им последних его жизненных и творчествах сил и вступлением на путь - - -
Примерно так же, мне кажется, рассуждают и новейшие левые типа Делеза, Фуко и проч., тоже, в сущности, ленинцы, только стыдливые.
Я же ...
Я же лучше скажу проще - хрен его знает!
Два интервью с И.Дудинским - идеологом буль. пр. во "Времени МН" и газете "Завтра"