Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Христианское просвещение

  Все выпуски  

(8.dmpb09/106/mv) *Практикум молитвы-созерцания от Энтони де Мелло: 16-19. Осознание и Созерцание - радостные искорбные "тайны"*


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

Отправленбыxтьо: 14-May-2024 11:27


=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Практикум молитвы-созерцания от Энтони де Мелло:
16-19. Осознание и Созерцание – радостные искорбные "тайны"

Редактор-составитель рассылки, не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Предисловие к 8-му циклу рассылки читайте здесь.


Автор: Энтони де Мелло. Перевод: А.А.Малыгин. Из книги "Садхана: Путь к Богу".
 Англ. оригинал: Sadhana: A Way to God. PDF.
Курсив — в основном по англ. версии. По ней же при подготовке выпуска выверены места постановки разреженного многоточия, которым автор выделяет места для пауз при чтении книги при проведении групповых упражнений. Примечаения в {} и сноски сделаны редактором рассыкли.

серия/тег "Молитва";
серия/тег "Внутренний мир"

 (примерно 1.9 тысячи слов)

 

> Осознание и Созерцание

{День 18.
15–25 минут}

> Упражнение 16: Место для молитвы

> Подходящее место <очень> способствует молитве. <Я писал выше о местах, где есть благотворные "вибрации".> Кроме того, вы, наверное, замечали, как влияет на вашу молитву {does to your recollectedness and your prayer} прекрасный восход или закат солнца. Или звёзды на ночном небосклоне. Или лунный свет, струящийся сквозь ветви деревьев.

><Близость к природе существенно помогает большинству людей молиться.> Безусловно, у каждого свои вкусы. Кто-то предпочитает возносить молитвы на берегу моря, среди шума накатывающихся на песок волн. Других вдохновляют тихие речные заводи или величественный покой горных вершин… Вас никогда не удивляло, что даже Иисус, <несомненно, бывший мастером молитвы, не ленился подниматься на гору ради молитвы>? Как и все великие созерцатели, он знал — место, которое мы избираем для молитвы, влияет на ее качество.

> К сожалению, большинство из нас живет вдали от природы. Те места, которые мы вынуждены избирать для молитвы, в наименьшей степени пригодны к тому, чтобы поддерживать наш дух, стремящийся к Господу.<Тем больше причин проводить время в наших любимых местах, которые способствуют молитве, всякий раз, когда у нас есть такая возможность. Найдите время, чтобы вглядеться и насытиться атмосферой звездной или лунной ночи, пейзажом морского побережья, горной вершины или каким-то еще. Затем вы сможете носить эти впечатления в сердце, и даже если географически вы будете далеко от этих мест, они надолго запечатлеются в вашей памяти и вы сможете возвращаться к ним посредством воображения.>

Прямо сейчас попробуйте вот что:

> Посвятите некоторое время тому, чтобы успокоить свой ум, и затем мысленно <перенеситесь в некое место, которое может способствовать вашей молитве. Пусть это будет берег моря, или излучина реки, или горная вершина, или тихая церковь, или терраса, с которой открывается вид звездного неба, или залитый лунным светом сад . . .>

> Разглядите это место . . . <какие там> цвета . . . вслушайтесь в звуки (плеск волн, или ветер, шумящий в ветвях деревьев, или шорох ночных насекомых...) . . .

Теперь раскройте сердце для Бога и скажите Ему то, что сочтете нужным.

> Читая эти строки, те, кто знаком с духовными упражнениями св. Игнатия Лойолы, вспомнят о так называемой «композиции места». Игнатий Лойола советует производить воображаемую реконструкцию того места, где происходили события, избранные в качестве объекта для созерцания. Однако в первоначальном тексте на испанском языке сказано не о «композиции места», а о композиции ви́дения места. Иными словами, воссоздавая это место в своем воображении, вы воссоздаете не его, а себя в нём. <Если вы преуспеете в приведенном выше упражнении, вы будете точно знать, что имеет в виду Игнатий.>

>Когда вы освоите данное упражнение, ваше сердце преобразится, оно превратится в неиссякаемый источник покоя, <где вы всегда сможете уединиться, когда вам понадобится укрыться от толпы, побыть в покое, даже если вы нахо́дитесь на рынке или в переполненном поезде>.

{День 19.
20–40 минут}

> Упражнение 17: Возвращение в Галилею

> Когда два любящих человека, рассорившись, хотят помириться, им следует вспомнить те счастливые мгновения, когда они были вместе. Так Бог через пророков напоминал евреям о медовом месяце, в течение которого Он пребывал с ними в пустыне. Придя в страну изобилия, евреи последовали за ложными возлюбленными и забыли о Нём.

Во время духовного кризиса хорошо последовать совету Воскресшего Господа своим удрученным апостолам: «Вернитесь в Галилею». Вернись к радостным дням, проведенным с Господом. Вернись — и ты обретешь Его снова. И, вероятно, обретешь его по-новому, как это случилось с Апостолами. Но для этого не обязательно ждать кризисных дней. Делая это часто, мы могли бы предотвратить кризисы.

> <Вернитесь в воображении к одному из моментов своей жизни, когда вы так или иначе ощутили Божью благость и любовь к вам> . . . Сосредоточьтесь на этом переживании . . . еще раз окунитесь в любовь Бога . . . Затем вернитесь в настоящее и <поговорите с Богом>.
Или вернитесь к событию, когда вы чувствовали себя очень близко к Богу . . . или когда вы почувствовали сильную духовную радость и утешение . . .
>Важно, чтобы вы не просто вспоминали, нужно заново пережить это состояние . . . Пусть это займет у вас столько времени, сколько потребуется . . . <Это повторное переживание снова вызовет чувства, которые вы испытывали тогда: радость, ощущение близости к Богу, любовь> . . . Сосредоточивайтесь на этих чувствах так долго, как только сможете . . . <Оставайтесь с ними, пока не почувствуете чувство умиротворения  . . . Затем вернитесь в настоящее . . . Побеседуйте> с Господом некоторое время и затем завершите упражнение.

> <Я не зря настаиваю на том, чтобы вы сосредоточились на приятных переживаниях, ведь, как это ни удивительно>, многие попросту боятся позитивных эмоций. В людях глубоко укоренилось ощущение собственной никчемности, которое заставляет их инстинктивно отворачиваться от любого, <кроме самого мимолетного, приятного опыта, иначе они испытывают чувство вины из-за этого, или чувствуют себя недостойными, или что-то в этом роде… Наблюдайте за этой склонностью в себе и следите, чтобы беречь чувства, возникающие в вас, когда вы заново переживаете те восхитительные моменты, когда вы переживали присутствие Господа.>

>У некоторых святых была привычка записывать свои мистические переживания, — они вели своего рода дневник отношений с Богом. Вы можете последовать их примеру, однако я не советовал бы вам заниматься составлением длинных отчетов. И всё-таки, если переживание было сильным, краткая запись о нём позже поможет вам вернуться в Галилею…

> Трагедия, <одна из проблем> наших отношений с Господом (впрочем, это же характерно и для наших отношений с друзьями, <с теми, кого мы лю́бим>), — <в нашей забывчивости>!

{День 20.
20–40 минут}

> Упражнение 18: Радостные тайны вашей жизни*

> Каждый из нас хранит в своем сердце альбом с дорогими ему образами, — мы бережем воспоминания о счастливых моментах своей жизни. Сейчас я попрошу вас раскрыть этот альбом и вспомнить как можно больше подобных событий…

> Если вы никогда прежде не делали этого упражнения, вам вряд ли удастся выполнить его в полном объеме. <Но постепенно вы будете обнаруживать всё больше и больше сокрытого в вашем прошлом, и вам понравится раскапывать их и заново переживать в присутствии Господа. Более того, когда случатся новые счастливые события, вы сохраните память о них и не позволите им затеряться, и у вас будет огромная сокровищница, куда вы сможете прийти в любое время, как только возникнет потребность принести новую радость и энергии в свою жизнь.>

> <Думаю>, именно так поступала Мария: она бережно хранила <в сердце> бесценные сокровища — воспоминания о детстве Христа, и с любовью возвращалась к ним снова и снова.

> Вспомните ситуацию, когда вы ощущали себя любимым . . . Каким образом выражалась любовь к вам: словами, взглядом, прикосновениями? . . . Побудьте в этой ситуации <до тех пор, пока вы испытываете радость, которая была у вас, когда это происходило.>
>Вспомните ситуацию, когда вы испытывали подлинную радость . . . Что в тот момент радовало вас? Хорошие новости? . . . Исполненное желание? . . . Красота природы? . . . Воссоздайте эту ситуацию и свои чувства тогда . . . Как можно дольше задержи́тесь на чувствах . . .

> По-моему, возвращение в прошлое, в те моменты, когда вы любили и были исполнены радости, является одним из лучших способов укрепления <душевного> здоровья. <Многие из нас переживают то, что один психолог назвал пиковыми переживаниями. К сожалению, когда такой опыт действительно случается, очень немногие люди способны отдаться ему. Поэтому они ничего или почти ничего не усваивают из него.> Всё, что <.> нужно,  это при помощи воображения вернуться к <этому переживанию и погрузиться в него с головой. Тогда вы обнаружите, что, как бы часто вы ни возвращались к ним, вы всегда найдете в них энергию. Этот источник радости неисчерпаем.>

> Убедитесь в том, что, мысленно воссоздавая прошлые события, вы не наблюдаете за ними со стороны. Их следует заново переживать, а не наблюдать. <Разыграйте их снова, снова прими́те в них участие.> Пусть ваш воображаемый опыт будет настолько ярким, как если бы эти события происходили прямо сейчас.

>По мере того как вы будете осваивать данное упражнение, ваше уважение к воображению как к источнику жизненной энергии будет возрастать. Воображение является мощным инструментом терапии и личностного развития. Воображаемое <(если говорить о событиях, которые действительно происходили)> влияет на нас в не меньшей степени, чем сама реальность. Если я в сумерках перепутаю друга с врагом, мои физиологические и психологические реакции будут такими же, как если бы передо мной действительно предстал враг. Если человек, мучимый жаждой в пустыне, вообразит себе воду, он будет реагировать так же, как если бы перед ним действительно оказалась вода. Мысленно возвращаясь туда, <где вы чувствовали любовь и радость, открываетесь для переживания любви и радости сейчас.>

>В чём <.> духовная ценность данного упражнения? Во-первых, оно помогает преодолеть инстинктивное сопротивление, которое многие люди оказывают радости и любви, а также усиливает способность в полной мере испытывать эти благие чувства. Это значит, что оно дает возможность ощутить Бога и открыть <сердце Его любви и счастью, которое приносит с собой опыт богообщения. Тот, кто не позволяет себе чувствовать любовь со стороны брата, которого он видит, как позволит себе чувствовать себя любимым Богом, которого не видит?>

> Во-вторых, упражнение помогает избавиться от подспудного ощущения вины и собственной никчемности, <что является одним из главных препятствий для действия Божией благодати. На самом деле, основное действие благодати, когда она входит в наши сердца, состоит в том, что мы ощущаем себя любимыми и достойными любви. Упражнения, подобные описанному выше, готавят нас к тому, чтобы мы стали способными принять тот факт, что мы достойны любви.>

Вот еще один способ <извлечь духовную пользу из этого упражнения>:

> Вспомните ситуацию, когда вы ощущали себя любимым, когда вы испытывали подлинную радость . . .
Ищите присутствие Господа там . . .
Как Он там присутствует?

Это один из способов научиться находить Бога во всех событиях вашей жизни, прошлых и настоящих.

{День 21.
15–30 минут}

> Упражнение 19: <Скорбные> тайны*

> <Порой люди несут в себе раны прошлого, и они продолжают терзать их сердца́.> По прошествии времени душевная боль притупляется, но раны не заживают.

Например, ребенок горюет из-за потери матери. Го́ре может быть подавлено и забыто, но оно продолжает влиять на его жизнь, когда он повзрослел. Ему может быть трудно сближаться с людьми из-за страха потерять их, или он может быть не в состоянии принять любовь, которую ему предлагают люди, или он постепенно теряет интерес к жизни и людям в целом, потому что эмоционально он всё еще сто́ит у могилы матери, отказываясь отпустить ее, требуя от нее любви, которую она больше не может ему дать.

Или представим, что вас глубоко обидел друг. Обида превращается в озлобленность {hurt turns into resentment}, которая продолжает тлеть внутри, смешиваясь с искренней любовью к нему, так что по непонятной вам причине теплота уходит из ваших отношений.

> Или же вы сами были чем-то напуганы в детстве. С тех пор у вас остались неприятные воспоминания, вы нервничаете всякий раз, когда сталкиваетесь с чем-то подобным.

Или вы всё еще несете в себе чувство вины, от которого не можете избавиться и которое не приносит никакой пользы.

> <...> полезно вернуться к событиям, которые являются причиной негативных чувств. Мы можем сделать так, что эти события перестанут причинять нам вред.

> <Вернитесь к какому-нибудь моменту из прошлого, где вы ощущали боль, го́ре, обиду, страх или горечь . . . Еще раз проживите это событие. <Но на этот раз ищите и в нём присутствие Господа> . . .
Каким образом он там присутствует? . . .
> Или представьте, что в событии принимает участие сам Господь . . . какова Его роль?  . . . Поговорите с Ним. <Спроси́те Его о смысле происходящего> . . . И выслушайте то, что Он вам скажет  . . .

> Снова и снова мысленно возвращайтесь к этому событию, <пока негативное чувство не перестанет влиять на вас, пока вы не сможете отпустить то, что причиняет вам го́ре, простить того, кто причинил вам боль, спокойно взглянуть в лицо тому, что раньше вызывало у вас страх... пока вы не сможете пережить это событие спокойно. Возможно даже с чувством радости и благодарности.>

> <Вполне возможно, что, переживая эти события заново, как я предложил, вы начнете понимать, что сам Господь приложил руку к их осуществлению...> Не исключено, что при этом вы перенесете <свои чувства обиды, гнева или горечи на Него. Если это случится, важно, чтобы вы восприняли эти чувства и без страха высказали их Господу.>

> <Господь знает, что у вас на сердце, и бесполезно это скрывать.> Искренность, даже если ваши слова грубы и горьки, <поможет разрядить напряженность и приблизит вас к Господу.> Прекрасно, если вы настолько доверяете Ему, настолько уверены в Его любви, что можете говорить с Ним откровенно. Заметим, что и Иов, страдая, упрекал Бога, не слушая тех, кто призывал его судить не Господа, а самого себя. В конце концов, <когда Господь наконец появился, он> оправдал Иова и осудил его благочестивых, но неискренних друзей!


* Здесь аллюзия на католическую практику молитвы Розария, которая включает в себя группы "тайн" — воспоминаний о евангельских событиях. "Тайны" есть "радостные", "светлые", "скорбные" и "славные". – Прим. ред. рассылки.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk
Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

messia.ru/r2/8/dmpb09_106_mv.htm

Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» messia.ru

 »Тг-канал сайта«
»Страничка сайта вКонтакте« / »Страничка сайта в facebook«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах —
в письме, в icq или в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущая часть книги
   

В избранное