Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Молодежный православный клуб Логос. Литургия


Православный молодежный клуб « Логос »
выпуск 65   :   14 - 27 декабря 2009 года

Литургия

Небо на земле
(окончание; начало в выпуске 64)

Литургия оглашенных

Возгласом «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа. Ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» начинается литургия.
Литургия – это общее дело всей Церкви, земной и небесной. Поэтому важно не «отстоять» литургию и не «послушать» ее, а молиться и участвовать в ней. Свечи во время службы ставить не стоит, это следует делать до или после нее.
Хор поет пением псалмы, которые называются антифонами, т. к. в древности в храмах было два хора и они пели псалмы попеременно.
Неотъемлемой частью литургии являются ектиньи (греч. прошение). Это вид молитвы, в которой диакон (или священник) просит Бога от лица всех людей о прощении грехов, даровании мира и избавления от врагов, о мирной кончине, о ниспослании различных благ. Хор соответственно отвечает «Господи, помилуй» или «Подай Господи».
В качестве третьего антифона обычно поются евангельские блаженства. Во время пения происходит малый вход. О нем следует рассказать отдельно.
В древности богослужебные книги хранились в специальной кладовой (поскольку книги были очень дорогими) и к моменту чтения Евангелие выносили оттуда в центр храма, а после прочтения уносили обратно. Сейчас Евангелие хранится в алтаре, но малый вход остался неотъемлемой частью службы. В момент пения евангельских блаженств священник выносит его, становясь перед царскими вратами и благословляя народ. Затем он говорит: «Благословен вход святых твоих всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь ». После благословения он входит через царские врата обратно в алтарь, а вместе с ним в алтарь незримо входят святые, которые вместе христианами совершают божественную литургию.
Проскомидия архиерейский чин
Проскомидия архиерейский чин
В этот момент поются тропари и кондаки (краткие песнопения, выражающие суть празднуемого события; или рассказывающие о подвиге того или иного святого). Во время пения священник читает первую тайную молитву. Дело в том, что в первые века христианства молитвы священник произносил гласно. Со временем, в связи с ослаблением литургической жизни, для того, чтобы не вводить в заблуждение малограмотный народ, эти молитвы начинают читать тайно.
Далее следует Трисвятое пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Во время пения в центр храма выходит диакон (или иподиакон), который читает вслед за этим отрывок из Деяний или посланий апостольских. Они подбираются т. о. , чтобы соответствовать сути празднуемого события. Евангельское чтение подбирается аналогично (например, на все праздники Божией Матери читается отрывок о посещении Ею прав. Елисаветы). Евангелие и Деяния на Востоке принято читать лицом к народу. В РПЦ при служении архиерейским чином Евангелие читает диакон в центре храма, при служении иерейским чином, священник сам читает Евангелие, лежащее на престоле. Древней традицией является проповедь после чтения Евангелия. В этой проповеди дается толкование прочитанного фрагмента и преподается наставление верным и оглашенным. Эта традиция и поныне сохраняется на архиерейских службах.
Литургия оглашенных завершается ектиньей об их просвещении и спасении. К сожалению сейчас, в связи с тем, что желающие креститься не готовятся к таинству, эта ектинья фактически утратила смысл. В древности же после возгласа: «Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните», они уходили из храма.

Литургия верных

Перед Херувимской песней священник читает две тайные молитвы, в которых просит Бога простить наши согрешения и удостоить в чистоте сердца предстоять Ему.

Херувимская песнь
«Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе. Всякое ныне житейское отложим попечение, яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дариносимо чинми. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».
Смысл ее заключается в том, что мы, христиане, в призвании своем подобные ангелам, должны, отложивши всякие дела невидимо прославлять Бога (глагол «дариносимо» восходит к обычаю носить сидящего на щите царя-победителя на копьях).
Великий вход
Великий вход
Во время пения диакон кадит алтарь и храм, священник трижды негромко читает Херувимскую и, приложившись к престолу, отходит к жертвеннику. При пении «Всякое ныне житейское отложим попечение» происходит Великий вход. Впереди шествует свещеносец, за ним диакон, держащий дискос (священное блюдо, на котором лежит приготовленные для Евхаристии хлеб), после - священник с чашей (если священник служит один, он сам несет дары). Остановившись на амвоне, священник, помянув патриарха, правящего архиерея и всех православных христиан, входит в алтарь и ставит чашу с дискосом на престол. Великий вход символизирует шествие Спасителя на страсти.
После просительной ектиньи следует пение «Символа веры». Он введен в литургическую практику примерно с VI в. и исполняется всеми предстоящими людьми.

Анафора
Священник возглашает «Горе (т. е. к Небу) имеем сердца».
Хор (а в древности народ) отвечает «имамы ко Господу».
Священник: «Благодарим Господа».
Хор медленно поет : «Достойно и праведно есть покланятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».
Священник в это время благодарит Бога, подающего нам разнообразные милости: «Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших приятии изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тьмы ангелов...победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще.
Хор: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Осанна в вышних». Священник в воспоминание страстей Христовых произносит: ««Приимите, ядите, Сие есть тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Аминь. Пийти от нея вси, сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Аминь. Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Удивительно то, что мы приносим Богу те дары, которые Он же Сам нам дал. В таинстве евхаристии Христос является и Первосвященником и жертвой, поскольку Он – Глава Церкви и в то же время Он дает Свою плоть и кровь нам в пищу.
Хор медленно поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи. И молимтися, Боже наш». В этот самый важный момент литургии принято стоять на коленях. Вся Церковь молится о том, чтобы Дух Святой сошел на дары и соделал их истинным телом и истинною кровью Христовыми.
После освящения даров мы особенно вспоминаем о Пресвятой Богородице: «Изрядно О Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».
Хор : «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем ».
Причащение мирян
Причащение мирян
Священник в алтаре просит всех святых молиться за нас пред Богом. Затем поминает священноначалие и других людей по своему усмотрению. Также он молится о достойном причащении.
Логическим завершением является молитва «Отче наш», которую поет весь народ. Она дана нам Самим Христом. Слова «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» относятся в данный момент к плоти и крови Христа, которыми мы питаемся для того, чтобы наследовать вечную жизнь.
«Вонмем. Святая святым». Этот возглас обращен к тем, которые от всего сердца желают стать святыми и потому приступают к чаше. В этот момент положено преклонять колени.
Закрываются царские врата, священник раздробляет Агнец на четыре части крестообразно и причащается сам, а также причащает диаконов, сослужащих ему. Затем дробит Святое тело на частицы и опускает их в чашу. С возгласом «со страхом Божиим и верою приступите»(в этот момент положено вставать на колени) он выходит из алтаря для причастия мирян.
Причастие Святых Христовых Таин – самое великое таинство Церкви, поскольку в нем человек приобщается Богу. Только через причастие возможно обожение. Оно является целью служения литургии. Для того, чтобы жить напряженной духовной жизнью, необходимо участвовать в Евхаристии, прося у Бога оставления согрешений и стяжания Небесного Царства.
Наш адрес:
храм Св. вмч. Варвары
г. Смоленск, ул. Кашена, 20а (здание храма Св. вмц. Варвары)
тел. 21-88-33


Обратная связь
У вас есть вопросы о православии? Давайте искать ответы на них вместе!

Архив рассылки
(в скобках указан средний балл, оценка выпусков рассылки; значения округлены до 0,1)
Количество подписчиков: 101
автор статьи
Лиза Куликова
Лиза Куликова
Не забудьте поставить оценку выпуску.

Для нас важно знать, что Вам нравится и не нравится в наших выпусках.
Свои пожелания можете сообщать также по e-mail: LogosClubPress@Gmail.Com

В избранное