Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Трактовки текста 1 Послания Коринфянам 14:34-35 (часть 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 301/2019-10-31

Доброго време6ни суток. В этом выпуске публикуется окончание статьи о трактовках текста Первого послания коринфянам, в котором утверждается, что женщины должны молчать в церкви.

Пустая болтовня

По мнению других толкователей, текст апостола Павла подразумевает запрет пустой болтовни. Подобная трактовка затрагивалась в традиционном богословии. Так, Иоанн Златоуст в толковании данного текста писал: «Если имеющим дарования не позволительно говорить без порядка и когда они захотят, хотя ими руководит Дух, то тем более (не позволительно) женщинам пустословить напрасно и без пользы». Такая трактовка сама по себе могла подразумевать проблему конкретной коринфской общины, в которой присутствовало много беспорядка во время богослужений. Однако, патриархальные установки святоотеческого и средневекового периодов имели тенденцию к принижению женщин в целом. Тот же Иоанн Златоуст в толковании этого текста писал: «жена есть существо слабейшее, непостоянное и легкомысленное. Потому он и поставляет им в учители мужей»[2].

Историческая критика

Современные интерпретаторы, использующие методы исторической критики, рассматривают текст апостола Павла как обращение к конкретной христианской общине в условиях древнего мира. Например, пресвитерианский богослов Уильям Баркли, комментируя текст апостола Павла, пишет:

«Не было еще человека, который бы перерос век, в котором он жил, или общество, в котором он вырос. Павел, в своей концепции о месте женщины в Церкви, оставался верным идеям своего времени, с которыми он прожил всю жизнь.

Мы уже говорили о низком положении женщины в древнем мире. Представитель греческого мира Софокл сказал: «Молчание прилично женщине». Женщины, если они не были очень бедны или распущены, вели в Греции очень замкнутую жизнь. Иудеи еще менее ценили женщину. Среди афоризмов раввинов было много таких, которые говорят о месте женщины в иудейском мире: «Обучать женщину закону, то же, что учить ее безбожию». Или «учить женщин закону, это все равно, что бросать жемчуга пред свиньями». В перечне мировых язв Талмуд приводит «болтливую и назойливую вдову и девицу, растрачивающих время в молитвах». Запрещалось говорить с женщинами на улице. «Не следует просить женщину об услуге или приветствовать ее».

Для такого общества написал Павел приведенные выше строки. По всей вероятности Павла более всего волновала проблема слабости моральных устоев в Коринфе и забота о том, чтобы не было допущено то, что навлекало бы подозрения на еще неокрепшую церковь. Было бы, несомненно, неправильно читать эти слова вне исторического контекста и рассматривать их как универсальное правило для церкви»[8].

Брюссельское издание Библии (под редакцией преимущественно католических библеистов) в комментарии текста о молчании женщин утверждает: «В отличии от сказанного здесь, в гл. 11:5 того же послания женщинам дозволяется пророчествовать; это еще раз показывает, что данное запрещение, связанное с обычаями того времени, имеет относительный характер»[7].

Католические взгляды

Учение католической церкви не разделяет представление консервативной части протестантизма о том, что женщина принципиально не должна выступать в роли проповедника или учителя из-за того, что она не может учить мужчин. Четыре выдающиеся и канонизированные святыми женщины были причислены к рангу Учителей католической церкви: Екатерина Сиенская, Тереза Авильская, Тереза из Лизье и Хильдегарда Бингенская.

Хотя женщины не могут проповедовать во время мессы, католические каноны относят это ко всем мирянам, независимо от пола, что связано с представлением о сакраментальности священства. Однако, вне совершения таинства женщины в католичестве могут проповедовать и учить как женщин, так и мужчин. В 2016 году авторитетное издание Ватикана «Римский обозреватель» (L’Osservatore Romano) выпустило серию комментариев о том, что миряне, в том числе женщины, должны получить возможность проповедовать во время мессы, хотя это противоречит церковным канонам[14][15]. (Тема отношения к женскому священству в различных христианских церквях выходит за рамки данной статьи и должна рассматриваться отдельно).

Список литературы

[1] Например: Уильям МакДональд. Библейские комментарии верующих (William MacDonald. Believers Bible Commentary. (Уильям МакДональд (1917-2007) — евангелистский богослов консервативного движения Плимутские братья)

[2] Толкования Иоанна Златоуста на Первое послание апостола Павла к Коринфянам (Беседа 37)

[3] Мэтью Генри. Толкование Ветхого и Нового Заветов (Matthew Henry. Exposition of the Old and New Testaments, в шести томах. (Мэтью Генри (1662-1714) — английский пресвитерианский священнослужитель)

[4] Толкования Жана Кальвина на Первое послание апостола Павла Коринфянам. — «Евангелие и Реформация», 2012

[5] Катехизис католической церкви, 399-400

[6] Фьоренцо Эмилио Реати. — «Бог в XX веке: Человек — путь к пониманию Бога. (Западное богословие XX века)» — Пер. с итальянского Ю.А.Ромашева. — СПб.: Европейский Дом, 2002, с. 175-176 (глава Феминистская теология)

[7] Комментарии Брюссельского издания Библии («Жизнь с Богом», 1989)

[8] Комментарии Нового Завета Уильяма Баркли (Daily Study Bible, шотл. изд. 1952-1958, русс. изд. 1985). (Уильям Баркли (William Barclay, 1907-1978) — священник Церкви Шотландии, профессор богословия и библейской критики Университета Глазко)

[9] Например: The Ordination of Women. By The Rev. Dr. Steve Harper Dean, Asbury Theological Seminary, Orlando (web-site The United Methodist Church)

[10] Комментарии Новой Женевской учебной Библии (New Geneva Study Bible, изд. 1995; Reformation Study Bible, изд. 1998)

[11] Новый библейский комментарий (Gordon J., Wenham, J. Alec Motyer, D.A. Carson, R. T. France. New Bible Commentary. — IVP Academic, 1994)

[12] Комментарии Даласской богословской семинарии (Roy B. Zuck and John  F.Walvoord. The Bible Knowledge Commentary: An Exposition of the Scriptures by Dallas Seminary Faculty, изд. 1980; русс. изд. 1989-1996)

[13] Давид Стерн. Комментарии к Еврейскому Новому Завету Давида Стерна (Jewish New Testament Commentary, изд. 1992). (Давид Стерн, David H. Stern, род. 1935) — мессианский еврейский богослов американского происхождения, проживающий в Израиле)

[14] In Vatican newspaper, theologians reflect on women preaching at Mass (Catholic News Service, 3.4.2016)

[15] Vatican newspaper essays say women should preach at Mass (Religion News Service, March 2, 2016)

[16] См. также также статью Women in Ministry: 1 Corinthians 14:33-35 (из серии Women in Ministry) блога Nathan C Morales (gospelgeeks.net)

Елена Преображенская (с)

Оригинал на сайте Независимый исследователь 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное