Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология и тело

  Все выпуски  

Психология и тело Мужское тело глазами женщин


<<ГОРОД>>
Психологическая Консультация

 Мини-консультации наших специалистов

 Задать вопрос психологу

Популярные статьи

 Новости

Архивы рассылок

 Контакты

 

 

 

 

Здравствуйте, уважаемый читатель!

 

Предлагаю продолжить обсуждение темы мужского тела. Сегодня я хочу затронуть вопрос женского взгляда на обнаженное мужское тело.

Разглядывание и рассматривание всегда было чисто мужской привилегией. И хотя аристократы XVIII в. не запрещали своим женам любоваться наготой античных статуй, предполагалось, что никаких эротических чувств (= "грязное вожделение") эти образы у них не вызывали.

Тело, тем более мужское, оставалось для женщин строжайшим эстетическим и моральным табу, которое ограждало раздетых мужчин от критичных женских глаз J. Даже в современном раскрепощенном обществе в большинстве случаев мужчин смущает слишком пристальное внимание (пусть и любовное) к их телу вообще и к гениталиям в частности. «Обнаженное» мужское эго очень ранимо и уязвимо. Ведь мужчина-мачо, который представляет свой пенис фаллосом (фаллос – символ оплодотворения или порождающего начала природы, иногда божества плодородия - Дионис в древнегреческой мифологии, Шива в древнеиндийской), требует, чтобы все думали так же. Фаллос существует не для того, чтобы его рассматривали, а чтобы ему поклонялись.

 У Шарля Обера есть рассказ "Слепой" (1883), повествующий о том, как молодая и богатая художница Изабелла, получив в отсутствие мужа-капитана заказ на изображение Святого Себастьяна, пожелала увидеть обнаженного молодого мужчину, но так, чтобы сам он на нее не смотрел. Дабы угодить богатой женщине, роль слепого натурщика уговорили сыграть бедного молодого художника, но едва тот разделся, чтобы сменить обычные трусы на набедренную повязку, в которой ему предстояло позировать, как Изабелла упала в обморок и очнулась уже в объятиях юноши, которому в конечном итоге призналась в любви. Мораль рассказа очевидна: мужчина, даже раздетый и униженный, все равно сильнее женщины, которая не может устоять перед его наготой.

Не удивительно, что в XVIII, XIX вв. и даже в начале XX века изображение мужского тела женщинами-художницами было абсолютно невразумительно.

Революция началась с фильмов и фотографий Лени Рифеншталь  Одинаково восхищенно и благоговейно воспринимает она и фашистских штурмовиков, и олимпийских атлетов, и африканских воинов нуба. Но художница не скрывает своих чувств и открыто любуется мужской наготой, чего не смели делать прежние поколения женщин. А это уже означало шаг вперед в объективации женского сексуального желания, которое раньше замалчивали или отрицали.

Дальше последовала сексуальная революция XX в., которая была по преимуществу женской революцией. Изменение сексуальной техники: распространение орального секса и позиции «женщина сверху» (которую в древней Руси приравнивали к содомии) - не просто дает эротическое разнообразие, но и подрывает самый принцип незыблемости и однозначности гендерной иерархии.

Дальше оказалось, что женский взгляд, как и сами женщины, далеко не всегда бывает нежным и любящим. В женских образах мужского тела широко представлены разоблачительные, пародийные мотивы, когда мужчина изображается без лица или без головы, а его тело предстает бездушным механизмом, агрегатом самостоятельных частей.

Настоящей пионеркой демистификации мужского тела является московская художница Анна Альчук. На обложке женского журнала "Рукоделье" помещена фотография полураздетой молодой женщины, вяжущей кружева. Альчук поместила в эту позицию полураздетого мужчину средних лет. И ситуация сразу же становится проблематичной. Почему рукоделье - женское занятие? И почему изображение полуобнаженной женщины воспринимается как естественное, а мужчины - нет?

Вообще, когда я работаю над статьями этого цикла («Мужское тело в истории культуры»), я очень радуюсь за женщин. Я горжусь их завоеваниями и победами в борьбе за внимание к своим потребностям и возможностям, которые, как мне представляется, действительно не так уж и отличаются от мужских. Но вот соревновательный компонент этого процесса, честно говоря, вызывает у меня пусть и не жгучее, но все же устойчивое отторжение. Женщины иногда представляются мне как толпа воинствующих мятежников, стремящаяся любой ценой одержать верх над своими тюремщиками.

За женщин я радуюсь, но за мужчин уже очень беспокоюсь. Ведь, оказывается, что к точке равноправия мы идем по дороге со встречным движением. И если для женщин это прогресс и развитие, то для мужчин, похоже, - деградация и поражение.

Но возможно ли по-настоящему быть счастливой и чувствовать себя женщиной без сильного мужчины рядом? Действительно ли так необходимо отбирать для себя мужские привилегии?  Готовы ли мы к тому, чтобы отдать им свои? Вдруг в недалеком будущем нас ожидает полная смена ролей в семье, где мужчина будет бежать на маникюр, а женщина зарабатывать деньги? Еще в декабре 2004 г. одна из немецких газет опубликовала данные, согласно которым около 15% мужчин жалуются, что женщины мало помогают им по дому…

Но можно ли считать победой и завоеванием ситуацию, когда молодая мама обеспечивает семью, а папа сидит дома с младенцем? Неужели деловые костюмы и совещания стоят того, чтобы не видеть, как растет твой ребенок? Не придется ли нам со временем возвращаться к истокам: реабилитировать мужчин и возвращать им то, что мы сами у них и отняли – их достоинство, силу, права … и ответственность, обязательства?

 

* в статье использованы материалы книги И. Кона «Мужское тело в истории культуры» (2003)

С уважением, Игнатьева Вера

Все вопросы, замечания, отзывы по рассылке просьба отправлять по адресу: post@gorod-psy.ru

 


 

Вы всегда можете обратиться к нам за помощью и информацией:

WWW.GOROD-PSY.RU

 

Copyright (C) Психологическая консультация "ГОРОД"


В избранное