Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НАУЧИТЕ МЕНЯ ЛЮБИТЬ


НАУЧИТЕ МЕНЯ ЛЮБИТЬ


Продолжаем нашу беседу с директором Санкт-Петербургского центра практической Я-психологии «ПРОТОС», практикующим психологом, автором и ведущим многих тренингов ИГОРЕМ ПОЛЯКОВЫМ.

- Мужчины и женщины все-таки разительно отличаются - и характером мышления, и поведенческими реакциями, и отношением к ситуациям. Стоит ли при выборе психотерапевта ориентироваться этими соображениями? Может быть, мужчину лучше поймет мужчина-психолог и наоборот: женщину тоньше, глубже почувствует женщина-психотерапевт?

- Да, с такими просьбами клиенты обращаются. Но знаете, бывают ситуации, когда для женщины полезнее узнать точку зрения мужчины на те вопросы, которые ее беспокоят. Здесь больше вопрос человеческого доверия, симпатии, человеческого расположения - не важно, мужчина это или женщина. Главное, чтобы состоялся контакт.

- Доверие это, наверное, один из сложных моментов. Рассказывать чужому человеку то, в чем, может быть, и самой себе не хочется признаваться, - очень трудно.

- У каждого человека по-разному. Мы же везде подбираем себе партнеров, и книги мы не все читаем. Так же и здесь. Для душевного общения, для психологической помощи важно найти того, кто тебе подходит, с кем тебе хорошо, комфортно.

Мне знакомый врач, молодой психотерапевт, рассказывал: одной из своих клиенток он очень хотел помочь и договорился для нее о консультации с опытным психиатром, заведующим отделением. И сам тоже пришел. И этот доктор, светило, начал разговор с клиенткой так: «Ну, чего приперлась, чего тебе надо?» Мой коллега готов был провалиться от стыда. После этого он решил позвонить клиентке: извиниться. Она его перебила: «Спасибо вам большое! Такой доктор, такой доктор, он мне так помог!». Так что к каждому человеку нужен свой подход.

- Какие задачи вам самому интересно решать?

- Фантастически интересно помочь человеку научиться любить. Фантастически сложная задача.

- Парадоксальное словосочетание - научить любить.

- Можно легко рассказать, как мы учимся иностранному языку. Но вот как учимся родному языку в семье? Очень трудно описать этот процесс: как возникает активизация речевых центров в коре головного мозга, как происходит его развитие, как мы начинаем общаться. Примерно то же самое можно сказать по поводу эмоционального интеллекта. Если в семье присутствуют любовь, расположение, забота, то и ребенок все это впитывает, этому научается, для него это становится неким эмоциональным стандартом внутренних отношений. Так он учится любить.

А если не было подобных отношений в семье? Не у кого было научиться любить. И что делать уже взрослому человеку? Вот живут вместе мужчина и женщина, внешне - все благополучно, они заботливы, они внимательны друг к другу. Но обоим нехорошо. И нужно иметь достаточно сил, внутренней честности, чтобы сказать себе: да, я живу с этим человеком, принимаю от него деньги, забочусь о нем, но я его не люблю. Мне от этого тяжело. Я не умею, но я хочу научиться любить.

Мы объясняем, что этой проблемой можно заниматься, это довольно сложный процесс. Можно восполнить то, что не дополучено в семье, компенсировать в психотерапевтическом процессе.

- Заинтриговали.

- Энергия любви присутствует в мире, в отношениях мужчины и женщины. Нужно помочь человеку почувствовать эту энергию, которая есть в мире. И человек становится открытым потоку любви. Эта энергия начинает через него проходить. Эта энергия сказывается в его чувственно-эмоциональной сфере.

- Звучит умозрительно.

- А для меня это очень конкретно. Если человек зафиксирован на чем-то тяжелом биографическом, то это блокирует его эмоциональное, более масштабное восприятие мира. Это очень важно: выйти из того негативного, травматического биографического восприятия - перешагнуть негативное детское.

- Сложно представить. Есть уже состоявшийся, взрослый человек - он эмоционально скуден, эмоционально глух. И тут ему открывается нечто, он сам открывается - красоте заката, рассвета, музыки, картины, переживает гамму чувств?

- Но я о тех, кто хочет научиться. Переживание, страдание говорят о том, что у человека есть потенции для полноценной эмоциональной жизни, для любви, объемного восприятия мира. Но в силу обстоятельств это не используется. И от этого у него болит душа. И если мы снимаем то, что его блокирует, он раскрывается.

Другой говорит, что у него все хорошо: он посмотрел футбол, попил пива - получил удовольствие. Ну так какие проблемы? Пусть он и дальше будет счастлив. Но чем больше человеку дано внутренне, тем больше у него возникает страданий. Потому что реализация человека душевно одаренного сложна. И тут ему тоже можно помочь выразить себя.

Счастье, гармония возникает тогда, когда человек научился себя выражать. Тогда он отдает что-то миру и получает от него. Надо, оттолкнувшись от собственного страдания, подняться на другой уровень, не фиксироваться на детских или иных травматичных впечатлениях.

Вот в качестве примера расскажу о клиентке, которая вызвала у меня искреннее сочувствие. Она воспитывалась в детском доме, мама от нее отказалась. Она знает, что видела маму два раза - ей так сказали, но она ее не помнит. Однако всегда знала, что мама у нее есть. Из-за этого отказывалась несколько раз, когда ей предлагали удочерение: нет, у меня есть мама. Всю жизнь ждала ее и не дождалась, мама умерла в тюрьме. Девочка выросла в жесткой среде. При этом у нее очень хорошие жизненные ресурсы. Они сохранились. Но теперь эта уже взрослая женщина их не реализует. Потому что она находится в ситуации боли и обиды. Она любит свою маму и она переживает ее предательство.

- Не понимаю: любит?

- Ребенок биологически обречен на любовь к родителям. Да у всех млекопитающих присутствует инстинктивное стремление, влечение, любовь к матери. От нее получают не только жизнь, но и молоко. От нее зависит выживание. У человека это особенно развито. И вообще человек становится человеком, когда получает от родителей поддержку, заботу, любовь. В нашу архетипическую психику это включено. А если тебя предали, тебя бросили? Та женщина хранит верность, любовь к матери - это выражается в том, что она обижается на нее до сих пор. Это глубоко скрытое, подавленное чувство не пускает ее в жизнь, не дает ей реализоваться как женщине, как специалисту.

В чем тут состоит терапевтическая модель помощи? В признании того, что боль, обида порождены любовью. Если выйти на эту первичную любовь - чистую, глубинную, примарную, то могут открыться колоссальные ресурсы. Боль порождена любовью. И женщина начинает видеть эту любовь, а любовь есть жизнь. И она открывается ей. Но для этого надо сначала разобрать все обиды, все негативные модели жизни, которые сложились у девочки, когда ее бросили, когда ее унижали, насиловали в детском доме, когда она во взрослой жизни столкнулась с одиночеством.

- Хотела бы я видеть, как вы всего этого добивались.

- Это невозможно пересказать. Это постоянная импровизация, это упражнения, направленные на переживания человека, его эмоциональное отреагирование, осознавание. Это обращение к еще неразвитым психическим функциям, обращение к душе. Это и есть наша практика.

ЕСЛИ У ВАС ВОЗНИКЛИ СОБСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ -
задайте их Игорю Аркадьевичу Полякову на сайте центра «ПРОТОС».


Беседовала журналист ТАТЬЯНА КОЛЯСНИКОВА


В избранное