Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Играем в Цивилизацию 5

  Все выпуски  

В мире Цивилизации, Цивилизаций и Цивилизаторов #27. Патч 3.13; Стратегия победы в Beyond the Sword


Пропатчим Beyond the Sword?
Патч 3.13 доступен для скачивания



Долгожданный патч 3.13, вносящий более 500 корректировок в геймплей, искусственный интеллект и сценарии Beyond the Sword наконец-то выпущен! Он доступнее на официальном сайте Firaxis и на нашем сайте civfanatics.ru, частями по 10Мб.
*********************************************************


Наука побеждать
Руководство по практическому применению советов



Эта статья является продолжением масштабного руководства от ОТ4Е Guide: От древности и до наших дней. В ней рассматривается практическое применеие стратегий, о которых мы писали в десятом номере рассылки. Для лучшего представления ситуации руководство содержит ссылки на скриншоты размером порядка 150Кб

Недавно я участвовал в турнире, который мне удалось выиграть1st.gif, используя изложенную схему. (прим: теоретические советы находятся в теме форума) На примере этой игры я постараюсь сделать некоторый "поправки на БтС". Надеюсь в будущем у меня будет возможность провести более детальный анализ какой-нибудь игры, чтобы полностью погрузить читателя в тонкости стратегии.

Карта: Green_Ring, для тех кто не знает - это такая сарделька свернутая в круг на 8 человек, соответственно 8 сарделек.
Для ориентирования по такой карте часто используют циферблат часов или клавиши нумпада: локации таким образом расположены на всех цифрах, а на 5 - центральный остров с тундрой.
Я появился на 8, значит, мои соперники.
9 - Penny(Pacal(Exp/Fin))
6 - zarathoustraaa(Pericle(Phi/Cre))
3 - MrGameTheory(Darias(Fin/Org))
2 - [Mojo]Caeru71(Ghandi(Phi/Spi))
1 - RedPhoenix (Pacal(Exp/Fin))
4 - kergonan(Pacal(Exp/Fin))
7 - noob4ever(Hayna(Ind/Fin))

Мой выбор - Петр(Phi/Exp). Вообще в БтС появилось несколько интересных лидеров, поэтому в начале я хочу прокомментировать их плюсы для данной стратегии.
1. Перикл(Phi/Cre) - достаточно удобный лидер, имеет бонус и к университетам и к библиотекам, может не заботиться о расширении границ, при прочих равных будет лидировать по очкам из-за бонуса в территории. К тому же в моей стратегии используются театры, а в последствии часто приходится строить еще и колизеи.
2. Петр(Phi/Exp) проигрывает по многим параметрам предыдущему лидеру, но имеет существенный бонус в росте городов. Быстрый амбар дает бонус к постройке зданий порой не хуже креативности. В конечном итоге мы часто сталкиваемся и с лимитом здоровья. Так вот неэкспансивные лидеры чаще ощущают нехватку плюсиков и менее гибки в расселении без свежей воды.
3. Ганди(Phi/Spi) был хорош в Варлордах, и, как мне кажется, утратил свои позиции в БтС, хотя бы потому, что Золотой Век позволяет менять цивики без анархии. Вполне реально, сделав 2-3 Золотых Века, осуществить все необходимые переходы.
4. Фредерик(Phi/Org) этот лидер из всех философов наименее актуален в начале игры. Возможность использовать трейт-Орг появляется ближе к середине и особенно в конце игры с появлением Конвейра.
5. Александр(Phi/Agg) очень хороший вариант, особенно в играх на конквест или частичный конквест(завоевание одного из соседей). Звезда будет всегда иметь решающую роль в боях практически во все времена.
6. СидящийБык(Phi/Pro) все-таки, на мой взгляд, уступает предыдущему варианту, хотя в некоторых случаях, особенно против навязчивых Мая и хорошо иметь такого уникального юнита.
7. Елизавета(Phi/Fin) явно предполагает какой-то смешанный вариант из моей стратегии и коттеджистской, так что, раз мы до конца раскрыть ее свойства не можем, поэтому и использовать ее не будем.
8. Линкольн(Phi/Chm) - один из самых слабых вариантов, так как в счастье мы сильно не упираемся и на прокачки выше второй особо не метим. Поздний УЮ и УЗ делают американцев одними из наименее популярных цив в играх любого толка.
9. Сулейман(Phi/Imp) новая тенденция в игре показывает, что в общем случае Имп становится лучше, чем Эксп. Но мой вариант развития больше рассчитан на быстрый качественный рост городов, нежели быстрый количественый, поэтому амбар нам очень важен и делает города более самодостаточными.

Вот такая вот цепь рассуждений все-таки опять привела меня к Петру.
Сама игра проходила в режиме онлайн с одновременными ходами. К слову, пришлось 3 раза перестартовать, чтобы все наконец сдвинулось с места и заняло все удовольствие более 13-ти часов в общей сложности. Поэтому в свете общей суматохи я наделал достаточно много ошибок, но тем не менее выиграть игру. Поэтому ставлю перед собой еще одну задачу - оградить читателей от возможных ошибок, через которые прошел сам.

Стартовый скрин

Сразу видно, что старт - крайне удачный. Две кукурузы, самоцветы, камень и пойма. Одна кукуруза со свежей водой, другая - без, еще есть 2 озера. Скаут разведал и нашел еще и коров. На скрине отметил где находился сеттлер. Ходить сеттлером в другую сторону было не выгодно, так как там на горизонте рисовалось несколько пустынных клеток, от которых я предпочел уйти. Тем более старт на камне дает дополнительный молоток и возможность строить Пирамиды вручную. В принципе, если камень есть в окрестности, то я стараюсь поставить на нем хотя бы второй город и строить, так как это экономит одного Великого, да и, в принципе, получается раньше, а, значит, надежнее.
Замечу что поселенец сдвинулся вниз-влево и затем в лес, чтобы разведать максимум, а поселиться в любом случае можно лишь на следующий ход.
Далее я допустил небольшой ляп. Нужно было строить рабочего и изобретать Земледелие, чтобы быстро обработать ферму со свежей водой и уже потом ковырять свои драгоценные камни. Я же сразу сосредоточился на драг. камнях, чтобы максимально быстро изобрести все базовые техи. Вариант с первым земледелием уступал бы, дай бог, пару ходов работы шахты, зато дал бы дополнительный толчок к развитию. В любом случае, я попытался компенсировать отсутствие еды постройкой второго рабочего, используя шахту. Так что если Вы выбрали какой-то вариант, то надо выжать из него максимум.
Скаут сначала сделал небольшой вираж вокруг моей столицы, чтобы осмотреться, и пошел в противоположную сторону. В сторону, где вероятный противник был ближе я направил уже воина. Практически сразу приглянулось место для второго города.

2980BC(17) - Окрестности.

Вероятный противник оказался тоже в непосредственной близости к моей локации, поэтому стычка была неизбежна. Кроме того, это был Инка, индрустриальный, который потенциально мог претендовать на Пирамиды, а еще более вероятно на Великую Библиотеку, так как с моим камнем Пирамиды я имел практически гарантировано. Таким образом сразу после основания второго города было решено строить Пирамиды в Москве. Помимо этого к Инкам был направлен дополнительный воин, чтобы создавать препятствия строительству ВБ. Мои рассчеты подтвердились, кроме кеучей у инков ничего не было. Улучшения были обработаны, причем построены несколько шахт, что в общем-то на ранних этапах делается понятно зачем. Никакого намека на второй город не было, зато был Оракул, о чем я узнал из top5cities. Наука взятая Оракулом была не известна, то есть это было не Свод Законов, а либо Литье, либом, может даже, Эстетика, чтобы строить ВБ. Из всего этого я сделал вывод, что одними дубами мне не ограничиться и при первой же возможности отправил туда топора и копье, причем сначала копье, а потом топором догонял, строя дорогу. То есть ситуация была крайне серьезная, так что я должен был сделать все возможное, чтобы помешать своему соседу. Первого воина ему удалось обманом выманить из леса, то есть он сделал вид, что город пуст, а когда я подошел, там стояло уже 3 кеуча, готовых на меня напасть. Второй воин тоже разменялся, но в любом случае свои задачи они выполнили, а именно заставили инков построить 4 кеучи. Возможно другой сосед тоже что-то присылал, так что инкам пришлось несладко. Топор и копье уже встретили луков, но луки - плохой аргумент для топора, так что их сломалось аж 4 штуки, а я-таки сломал пастбище.
В общем отчаянная тактика инков: урвать ВБ - обламилась и инкам ничего особого не оставалось делать, можно было выходить. Так в принципе и произошло инка заменился и начал строить города, причем без охраны, а игра шла с опцией No City Razing, значит, нельзя рушить города и их приходилось содержать.
Изучение Эстетики я уже ускорял учеными в СанктПетербурге, так как в Москве это могло навредить рождению инженера.
640 BC - В любом случае моя основная задача была выполнена: Пирамиды(1600BC) и Библиотека были построены в Москве. Длительная война мне была также не выгодна, поэтому пришлось инков захыватывать и гробить свое экономическое положение. Инка мог зажаться в обороне, но, видимо, не хотел продлевать мучения.
Расселение мое было во многом обусловлено боевыми действиям. Я рванул к Музыке, думая прижать соперника артистом, хотя, наверное, следовало обойтись без этого и прямо идти к Госслужбе. Но никто же не мог преположить, что инка просто решит сдаться без боя.


480BC(63) - Демография. Москва. Кузко. Западные и Восточные земли.


480BC - По науке в это время я оказался впереди: коттеджисты еще не набрали обороты, а я с ВБ, представительством и академией пошел в гору. Но научное превосходство длилось недолго особенно потому, что мне пришлось захватить несколько городов сразу и содержать по крайней мере 3 пустышки в значительном удалении от столицы.
200AD - Дальше я решил, что моей экономике требуются шоковые меры и вместе с Бюрократией перешел еще и на Касты. Причины того достаточно просты: я хотел в периферийных городах, где было много еды, тоже делать науку, однако отсутствие рабства стало у меня на путь солидным препятствием. Во-первых, я в новозахваченных городах не мог построить быстро даже амбары, не говоря уж о юнитах для защиты. Так что очень хорошо, что никто на них особо не претендовал. Во-вторых, практически сразу после Госслужбы(200AD) я изобрел Образование(410AD), подогнав его ученым, а к постройке университетов не был готов. Поэтому пришлось перейти обратно на рабство(470AD). Идея моя была благородной: сделать Золотой век и во время него перейти на Госслужбу и заодно еще и Касты - анархия во время ЗВ отменена. Однако моя идея оказалась провальной и, собственно, ЗВ был потрачен впустую.
После Нац. Эпика(120BC), я решил сделать еще и Висячие Сады(260AD), вообще достаточно странно, что их еще никто не построил, обычно в мультиплеере это очень популярное чудо. После Образование я изобрел Драму(440AD) и для защиты рванул в Порох(680AD), забыв об Либерализме, за что впоследствии и был наказан: мой второй сосед изучил его на один ход раньше. В принципе, не изучай я Порох, а еще и Календарь, я бы успел.
В итоге в 920AD я оказался с Либерализмом, но уже без бонусной технологии, а моя экономика была в упадке. За Мавзолей, конечно, стоило побороться, но делать это следовало значительно раньше и еще до первого своего ЗВ.

1040AD(112) - Новгород-Екатеринбург-Ростов.

В Новгороде, как в наиболее одаренном пищей городе строился Глобальный Театр(1180AD), причем строился путем слейва мушкета и последующего перекидывания переизбытка молотков на Театр. Таким образом, в нем уже начались было беспорядки, которые испарились по итогам постройки.
Екатеринбург был построен, казалось бы на одном лишь ресурсе - кукурузе, но на практике именно в нем в конце концов и сосредоточилось наибольшее производство. Моя эконимика до сих пор оставляла желать лучшего. Несмотря на то, что мои рабочие наконец-то добрались до инковских земель производительность их была невелика, так как строил я фермы и мастерские, но не было ни Химии, ни Гильдий и мастерские явно не окупались. С другой стороны от постоянного рабства появлялось недовольство, поэтому застраиваться одними лишь фермами я не мог. В общем требовалось как можно скорее получить вышеуказанные технологии и требовался Золотой Век. У меня уже давно простаивал Великий Шпион и ждал себе подходящей пары и дождался: родился инженер. Вообще, конечно же, им следовало построить Тадж Махал и забыть о проблеме, но у меня на тот момент Национализма не было, да и мы ж легких путей не ищем, поэтому я запустил второй ЗВ(1020AD) двумя Великими. Помимо этого я один ход не подождал Банковского дела и перешел только на Свободную религию, хотя на представительстве меркантилизм значит не так мало, так что это тоже относится к разряду ляпов. Наконец, в 1100 году нашей эры, кто-то-таки решился построить Парфенон.
После Гильдий(1060AD) и Банков(1080AD), да с ЗВ исследования взлетают в разы, я изобрел Нацонализм(1120AD) и увел Купца с Экономики(1180AD). Следующим пунктом в поднятии производство была Химия(1280AD).

1220AD(121) - Инклядния.

Производство в Кузко росло на глазах.
Таким образом завершался этап моего нищенствования и мастерские уже работали наравне с обычными шахтами. В это же время рабочие наладили промышленность на земле инков, так что я даже решил более широко там основаться и заложил еще 2 города. Один из них, Якутск, получился практически целиком в лесу, так что там было решено делать Национальный Парк.
Достаточно давно я поставил на южной границе колесницу с обзором, но никаких намеков на претензии оттуда не поступало. Поэтому было решено направить туда экскадру из пары мушкетов. Я периодически просматривал пограничный город моего нового соседа(еще один Майя), там появлялся максимум 1 длиннолук. Мушкетов я, естественно, отправил не с целью захвата, а с целью поломать слегка коттеджи, так как это дает ощутимый вклад в мою валютно-молотковую экономику.
Уже на территории Майя я познакомился с третьими Майя - RedPhoenix'ом, который стеком мейс и кат там орудовал, причем судя по тому, что мы встретились уже заканчивал свою миссию. В общем мне даже удалось забежать в захваченную столицу моего соседа, правда, меня тут же оттуда выперли.
Было ясно, что воевавшие между собой Майя технологически отстали и поэтому я постепенно начал готовиться к отхвату еще одной земли.
В 1430AD построился Таджмахал в Екатеринбурге, который и ознаменовал начало еще одного моего Золотого Века, наиболее продуктивного. Я сразу осуществил переход на Меркантилизм, Касты и Национализм. Да, конечно, от Бюрократии немножко убыло, но и содержание упало. Одновременно с этим я изобрел Ружья и в Новгороде начался призыв вполне современных Стрелков, за 20 ходов Новгород буквально из ничего произвел неплохую армию, обеспечивая защиту всем городам. Даже несмотря на то, что у Стрелков было всего 1 очко опыта, они оставались Стрелками и существенно укрепили мои позиции на мировой арене. Так что мой сосед, Penny, опережавший меня на ход всю игру даже и не думал суваться ко мне.
Далее я начал подготовку к изобретению Научного метода(1500AD) и, соответственно, Биологии(1520AD) и Коммунизма(1560AD). Для этого я сначала подучил его на 7/8, потом начал изучать более дешевые технологии, вроде Луков, Верховой езды, Монотеизма, а уже переполнением сразу закрыл и Метод и за 2 хода получалась Биология. В общем-то, наверное, оно особо того не стоило, но Библиотека поработала дольше. После этого я произвел последнюю революцию и перешел на Госсобственность(1560AD).
Национальный Парк построил инженером, хотя, наверное, можно было и не спешить, так как заповедник строится целых 7 ходов.

1600AD(150) - данные по http://www.civfanatics.ru/civ4/subscribe/1600ADcities.JPG и по миру

Из демографии видно, что мое производство в двое больше среднестатистического, а моя экономика, вообще говоря, еще оставляет желать лучшего. Следует отметить лидерство практически по всем показателям.
По городам, можно заметить сосредоточение производства в Кузко и Екатеринбурге. С Госсобственностью и Кастами мастерские приносят на 1 молоток(уравнивается с ж/д) и на 1 еду(не уравнивается ничем) больше, чем шахты. Таким образом обычные тайлы оказываются самым настоящим оплотом производства. В БтС роль позиция Castle System укрепилась благодаря дополнительному молотку, соответственно, укрепилась и роль Госсобственности и самих мастерских, соответственно, и моей безкоттеджой стратегии.
Тем временем мой сосед Penny начал проявлять нездоровый интерес к железу находящемуся между нами. Как я понял, своего железа у него не было и оно ему было необходимо, чтобы строить Фрегаты и Пушки, поэтому грех было ему не мешать.

1610AD - наука 0%
и Москва.


Хочу обратить особое внимание на построение экономики. Даже если науку поставить на 0%, система производит 451 колбу. Важнейшую роль в колбовом плане играет столица, город с Оксфордом, в который внедряются все(почти все) полученный ученые, каждый из которых обеспечивает рост науки не хуже, чем рост коттеджей. Каждый Великий Ученый дает 27колб и еще 1 молоток в придачу.
Следует отметить, что в любой момент система может перестать гнать науку и перекинуть все производство на военные нужды и иметь 100% отдачу. При этом наука вроде как будет на 0%, но на самом деле будет двигаться вперед. Грубо говоря, можно сказать, что имеется некий "стабилизационный фонд" - ползунок науки, который может быть поставлен 100% на науку, чтобы максимизировать исследования, может быть на 0%, чтобы поддерживать максимальное производство войск, а может быть направлен на культуру для счастья. Последнее в свою очередь не является преступлением, как было бы при игре через коттеджи, так как наука производимая непосредственно из монет минимальна: все идет из ученых. Производить богатства имеет больший смысл, чем производить сразу колбы, так как на науку, полученную из монет, действуют бонусы от зданий, а на производство из молотков - нет. Не действуют и бонусы на коммерцию поэтому коммерческие здания(банки, бакалеии, рынки) я практически не строю. Коттеджисты тоже могут ставить науку на 0% и покупать юнитов - это да, но их наука будет в этот момент 0 буквально, в то время как моя работает как минимум на половину. При этом покупка молотков за деньги происходит по весьма невыгодному курсу(3 монеты за молоток) и на нее не действуют никакие производственные бонусы. Кроме того Избирательное право не дает бонусов к счастью, поэтому коттеджистам приходится бороться с несчастьем "дедовскими" способами: строить храмы, рынки. Национализм вообще стоит за рамками разумного понимания, так вместо 20 молотков от рабствования 1 жителя вы получаете 73 за Стрелка.
Еще один немаловажный аспект - это снижение содержания Госсобственностью, в моем случае экономия составила 63золота на момент принятия цивика.
Как правило, производство войск осуществляется с помощью Национализма/ГлобТеатра и в городах с Военной Академией и Героическим Эпосом. К сожалению, про последний в нашей игре я забыл, не было подходящего юнита, а заняться его прокачкой стоило, так как можно было бы иметь еще один военно-производственный центр.

1690AD(163) - демография и города.

Обращаем внимание на укрепление позиций по экономике и армии. Смотрим также роль Якутска в производстве науки и Великих людей.
В это время я уже начал военную кампанию на юге против майа, где, как оказалось, по одному булавщику на город. Вообще я как всегда шел пограбить коттеджи, но пришлось захватывать, так как там уже на горизонте появилось сразу несколько игроков, претендующих на плодородные земли. Вот еще один из моих просчетов - надо было в начале настроить стек колесниц и им под прикрытием стрелков уже ломать, так как пушки и пехота уж очень долго возятся с коттеджами. Другим недочетом было, что я практически не стал обрабатывать новые земли, а так и оставил коттеджи, хотя напрашивалось их перековать на мастерские. С другой стороны засчет высокой коммерции и ползунка культуры я серьезно прессовал креативного Перикла, который тоже каким-то образом укрепился на этом несчастном клочке земли.

1755AD(176) - Екатеринбург и демография.

Тенденция по науке никуда не делась и вот я уже первый, причем благодаря войнам соперников экономика уже вдвое больше средней, но, правда, по войскам - начал сдавать. Связано это прежде всего с тем, что мои оппоненты показали мне, что воевать со мной в открытую не собираются, поэтому строить войска мне особого смысла не было, достаточно было поддерживать небольшой оборонный контенгент, что я и делал. Сам тем временем построил Пентагон(1760AD) и рванул через Конвейр(1715AD) к Пласткике
По поводу технологий: Сталь(1620), Паровой двигатель(1650AD), Ж/д(1670AD), Астрономия(1685AD), Коституция(1690AD), Корпорации(1695AD), Конвейр(1715AD) Физика(1725AD), Фашизм(1735AD), Топливо(1750AD).
Хотя, конечно, стрелки начали устаревать, но я старался их призвать побольше, поэтому с конвейром особо не спешил.
Изначально я хотел на Айронворк пустить инженера, но потом-таки одумался и пустил его на Нац. парк, так как Екатеринбург и так легко справился с задачей. Электроэнергия сулила еше 50% производства во всех городах, поэтому Дамба стала моей целью №1, стоило, конечно, поберечь инженера, но мозги уже порядочно затекли на тот момент, поэтому отметим это как урок на будущее.

1866AD(203) - Москва и города.

Производственный бум захлестнул империю, фабрики и электричество удвоили производство и, соответственно, наука пошла в гору. Но действие надо было заканчивать, поэтому я пошел на космос. Надо признать, что это был один из первых моих космических стартов, поэтому сделал я это одним из наидолгих и кривых путей. Следовало же начать Компьютеров, чтобы строить уникальное здание - НИсследовательский Институт, и Генетику, так как города серьезно уперлись в здоровье, но мы ведь не ищем легких путей, поэтому все действо растянулось еще на 30 ходов. НИИ увеличивают и скорость изучения остальных наук: в моем случае дало бы мне колб 200-300, плюс еще они ускоряют непосредственно производство самих модулей.
Еще один момент, который я упустил - это Радио, так как возможно было с моим производством урвать пару чудес, чтобы сбавить культуру хотя бы % на 20.
Подводя итог сказанному, не имею особого желания подробно расписывать свой путь в космос, так как считаю его корявым и неграммотным. Думаю, что в любом случае нужно было подготовиться и запустить под конец еще один ЗВ, пусть и 3, все равно под конец я пускал ученых и не на самые нужные науки, так как вселять их в города было уже явно поздно.

1934AD(237) - финальная демография и города.

В самом конце игры произошел координальный передел земли, был построен Манхеттен и началось разбрасывание ядерных ракет, но в принципе на меня никто особо не похушался, поэтому я свободно улетал в космос.

Теперь хочу подвести некоторый итог, собрать, так сказать, все воедино.

Стратегия возможна и в случае отстутствия Пирамид и Великой библиотеки, но, конечно, позиции при этом теряет. В этом случае нужно играть более внимательно, под Оксфорд отводить один город, а в столице использовать связку коттеджей с бюрократией. Такой схемой пользовался в моей игре Перикл, причем он долгое время лидировал по наукам засчет того, что я просел из-за перерасселения.
Переход на Касты необходим, но возможен только после постройки университетов и, желательно, театров, и, когда уже есть мастерские, а от рабства цивилизация слегка подустала.
Стоит участвовать в гонке только за нужные чудеса и их список следует хорошо продумать и знать заранее назубок. Помимо Пирамид и Вб - это Мавзолей, Висячие Сады, Великая Стена, Тадж Махал, Статуя Свободы и многие другие.
Шпионаж в общем-то в плане миссий практически бесполезен, но собственно шпионы и пассивные миссии играют достаточно внушительную роль. Так вселив всего лишь одного Великого шпиона в столицу я к концу игры имел полную видимость своего соседа Penny, что серьезно помогало мне в планировании обороны. Врага нужно знать в лицо и шпионы во многом определяют стратегию на текущий момент, решает надо ли идти воевать или следует отсидеться.
Роль кострукций серьезно ослабла, поэтому следует отдавать предпочтения быстрым и защитным юнитам. Так в этой игре я пошел селиться на слонов, хотя их никак не использовал, зато достаточно долго строил мушкетов, которые в Варлордах практически перепрыгивались.
Суть стратегии заключается в использовании сочетания Госсобственности и Каст для производства и Представительства для науки. Касты дают возможность ставить любое количество ученых и добавляют еще один молоток к мастерским - круг замкнулся. Сюда же добавляется Национализм: призыв делает цивилизацию намного более стойкой к любого рода агрессии. Даже в городе, где нет Глобального Театра можно в случае угрозы "выдернуть" стрелка-другого. Да, беспорядков это дает много, но и исчезают они через 6 ходов.
Универсальность этой стратегии в ее мобильности, достигаемой с помощью возможности поднимать культуру и полностью управлять коммерцией/производством по средством молоткого-денежных отношений.

Надеюсь, что то, что должно было проясниться после прошлой статьи, стало для Вас еще яснее.
Спасибо за внимание и Good luck! worthy.gif
*********************************************************


В избранное