На фоне острого сюжетного голода стремление Голливуда непременно экранизировать любую чушь, лишь бы про неё слышало хотя бы полтора инвалида, совершенно понятно, но по факту оно лишь окончательно продолжает закапывать фабрику грёз в могилу, поскольку вместе с очередным девачковым недофэнтэзи, недоантиутопией и недо-ещё-что-нибудь кино как жанр пробивает очередное дно, в которое, впрочем, тут же снизу стучится новый желающий показать вершины низшего пилотажа.

Хуже «Сумерек» быть не могло, но на них нашлись «Голодные игры», за провальной «Гостьей» последовал чудовищный «Дивергент». И вот, паче чаяния, вышло его продолжение, за которым, будьте спокойны, будет ещё размазанная, по традиции, на две части концовка, которая непременно побьёт новые рекорды творческого падения.

Причём не то чтобы в постановщики непременно набивались жадные до бабла бездари, как раз нет, Эндрю Никкол, Фрэнсис Лоуренс, Нил Бёргер и, теперь уже, Роберт Швентке — фигуры в жанре знаковые, а некоторые даже культовые, сомнительное звание «режиссёра-новатора» — это не их номер, и просто так (хоть и за серьёзное бабло) портить себе карьеру, снимая заведомый трэш, они не собираются, но целевая аудитория и качество исходного материала плюс дамоклов меч веского мнения очередной «пишущей домохозяйки» приводят к тому, к чему приводят всегда — очередному лютому убожеству, проистекающему на нас с экрана.

«Инсургент» не имел шансов переломить эту традицию. Перекочевавшее в скрипт из книжки полное пренебрежение персонажами хоть какой-нибудь логикой, внезапные повороты сюжета и многостраничные страдательные диалоги в стиле «я не такая, я жду трамвая» никуда деться не могли — получите, распишитесь.

Роберту Швентке, отлично шутившему по мотивам комиксов, здесь стало резко не до шуток, его только и хватает, что расставлять задники да оттягиваться на немногочисленных экшн-аттракционах, поскольку завтра опять весь день снимать очередное знакомство с родителями, не забывая концентрироваться на попутном заламывании рук, а сегодня можно хотя бы пустить Джая Кортни побегать по лесу (не знал, что когда-нибудь настанет момент, и самым светлым пятном в целом фильме станет этот обычно мною нелюбимый актёр, жалко, его в фильме так быстро в смысле мало).

Куда хуже живётся, например, Кейт Уинслет, которой свои три несчастные смены приходится городить с экрана такую ересь, что скулы сводит. «А подать сюда Тяпкина-Тяпкина!» В общем, если кто не в курсе, по сюжету, пока беглые соратники нашей дивергентши прячутся то на грядке, то на стройке, то в товарищеском суде, вонаби-диктаторша пытается вскрыть некий артефакт, требующий прохождения тестов на все касты разом, внутри которого сокрыто, по её мнению, священное знание о том, как максимально эффективно убить всех людей дивергентов. В общем, жила бы страна родная, и нету других забот.

На этом сюжет исчерпывается, поскольку мудовые рыдания по поводу трудного детства Фора таковым нельзя назвать даже с большой натяжкой, а первый неловкий секс главгероини выглядит вставным анекдотом про «я кончил и закурил» не только на фоне «50 оттенков серого», но даже, кажется, на фоне советского мультфильма «Маугли», там был эпизод пралюбовь, кто помнит. Вроде бы кино не для детей (иначе зачем в фильме секс), а снято так, будто зрительницы поголовно не в курсе, как этих самых детей заводят.

В общем, поскольку помимо многочисленных предательств братца-дебила (у авторши вообще странные представления о научной интеллигенции, как говорил генерал Лебедь, глупость — это не отсутствие ума, это такой ум) и нескольких снов Веры Паллны, в книжке сюжета как такового нет, то экранное действо в конце концов, хошь не хошь оказывается в лаборатории Джанин, где нашей болезной Трис придётся доказать, что она стопроцентный дивергент, то есть пройти тесты-симуляции за все фракции, от чего все почему-то мрут, как в «Матрице», где когда ты упадёшь в виртуальной реальности, если ты не Нео, то тут же помрёшь смертию.

Попадая в виртуальную реальность, и без того бредовое кино окончательно теряет всякую связность, превращаясь в чистый (хотя и предельно скучный) аттракцион, ничего не доказывающий и по-прежнему разбавленный задушевными разговорами до состояния жидкого компота из советской столовки.

В общем, к тому моменту когда Страшная Правда будет раскрыта, а Коварные Тётки закулисно начнут жрать друг друга, все в зале уже давно мирно спят, а когда проснутся, настанет самое время идти на очередной девачковый трэш.

Автор: Роман Корнеев