Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

RSS-канал «Игры Разума»

Доступ к архиву новостей RSS-канала возможен только после подписки.

Как подписчик, вы получите в своё распоряжение бесплатный веб-агрегатор новостей доступный с любого компьютера в котором сможете просматривать и группировать каналы на свой вкус. А, так же, указывать какие из каналов вы захотите читать на вебе, а какие получать по электронной почте.

   

Подписаться на другой RSS-канал, зная только его адрес или адрес сайта.

Код формы подписки на этот канал для вашего сайта:

Форма для любого другого канала

Последние новости

С днем рождения!
2009-06-07 17:02 duboff
19:01 07.05.2009
С днем рождения!

Сегодня исполняется 75 лет Евгению Григорьевичу Ясину, человеку сделавшему наверное больше всех для сохранения (или для зарождения?) российской экономической науки. Перечислять его заслуги мне кажется лишним, о них все и так знают. Для меня лично главным было создание вместе с Ярославом Кузьминовым и другими Высшей Школы Экономики, лучшего на сегодня ВУЗа по экономики для степени бакалавра, куда я поступил после школы и где даже немного проучился.

Но к главному достижению Ясина экономика на самом деле имеет только косвенное отношение. Он сумел построить себе безупречную репутацию. В любом рейтинге доверия именно он должен занимать первое место. К сожалению, сегодня репутация не в цене, но тем важнее, что в стране остаются такого уровня нравственные авторитеты.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | No comment


Не просто блоггер
2009-06-07 17:02 duboff
07:00 24.04.2009
Не просто блоггер

Среди многочисленных блогов по экономике и по кризису есть один заслуживающий особого внимания. Это блог Money Illusion, который ведет профессор не самого престижного в мире университета Бентли Скотт Самнер. От остальных он отличается сразу по нескольким пунктам. Во-первых, Самнер не старается просто вести успешный блог. Для него этот сайт работает только как площадка для высказывания важных мыслей. Во-вторых, пишет он в основном на одну тему (монетарная экономика и кризис. В-третьих, по этой теме у него очень нестандартный взгляд. И наконец, по стилю он сильно отличается от почти всех блоггеров. Его посты обычно очень длинные, подробные с лирическими отступлениями и очень подробными рассуждениями. Поэтому читать его не просто, но каждый пост того стоит.

Нестандартность взгляда Самнера заключается в том, что он считает, что рецессию вызвала политика Федеральной Резервной Системы во время финансового кризиса. По его версии ФРС вовремя не согласился на политику повышения предложения денег, да и потом допустил много ошибок. Более того, если бы не эти ошибки, то финансовый кризис вообще не вызвал бы больших проблем в экономике. Трудно дать ссылку на конкретный пост, надо читать весь блог. Вот здесь есть список самых важных постов. Очень рекомендую. Если найдете время, то получите удовольствие.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | 4 comments


Медаль Джона Бейтса Кларка 2009
2009-06-07 17:02 duboff
17:33 23.04.2009
Медаль Джона Бейтса Кларка 2009

В пятницу состоится вручение второй по важности премии в экономике. Ее вручают лучшему американскому экономисту до 40. С этого года приз стал ежегодным, а раньше его вручали только раз в два года, что делало награду еще более ценной. Многие из победителей потом получают Нобелевскую Премию. Блог WSJ Real Time Economics представил свою версию шорт-листа.

Самым вероятным кандидатом они считают Эстер Дуфло из MIT. Она регулярно занимает первые места в рейтингах молодых экономистов по важности работ. В основном она занимается разработкой програм для развивающихся стран с помощью больших рандомизированных (оказвается, есть такое слово) экспериментов. Это значит, что разные программы тестируются случайным образом в разных городах или странах, чтобы выбрать лучшую.

Второе место в списке занимает Сендхилл Муллаинатан (честно говоря, не знаю как правильно перевести эту фамилию) из Гарварда. Он работает в том, что называется поведенческой экономикой, хотя в том числе занимается и программами борьбы с бедностью вместе с Дуфло. Самая его известная статья экперементально подверждает предвзятость американских работодателей. Как-нибудь, напишу подробней.

Третью строчку занял Эммануэль Саез из Беркли. Он больше всего известен своими работами по исследованию неравенства.

Не знаю, есть ли среди экономистов до 40 еще достойные кадидаты, но из этих я пожалуй предпочитаю Малэйнатана.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | 7 comments


Интервью с Хайеком
2009-06-07 17:02 duboff
08:00 20.04.2009
Интервью с Хайеком


F.A. Hayek Interviewed By John O'Sullivan from FEE on Vimeo.

Большое интервью Фридриха фон Хайека Фонду Экономического Образования. Очень жаль, что таких материалов сохранилось не так уж много. Вот еще на дессерт интервью журналу Reason.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | No comment


Сонин против золотого стандарта
2009-06-07 17:02 duboff
07:00 20.04.2009
Сонин против золотого стандарта

Константин Сонин в Ведомостях высказывается против золотого стандарта. Если помните, мы недавно говорили на эту тему, и хотя я был не так категоричен, вывод тоже был негативным.

ВЕДОМОСТИ
Правила игры: Против «золотого стандарта»

Во времена экономических кризисов в обществе бродит немало простых, понятных каждому, неверных решений для сложных проблем. Далее

Советую также посмотреть ссылки в ЖЖ у Константина, хотя многие из них и перекликаются с ссылками из моего поста. Думаю скоро там разгорится интересная дискуссия.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | No comment


Психология жулика
2009-04-19 05:00 duboff
11:45 14.04.2009
Психология жулика

Знаменитый «поведенческий» (behavioural) экономист Дэн Ариэли в своей лекции на конференции TED рассказывает о том, что толкает людей на обход правил и не только.

Update: Для просмотра видео, надо зайти на рукономикс, в рсс его почему-то не видно. На всякий случай вот ссылка на сам сайт.

В стандартном подходе (а-ля Гарри Бэккер) экономисты считают, что решение жульничать как и остальные принимается взвешиванием прибыли и издержек. Иногда так оно и происходит. Но видимо не всегда.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | One comment


Десять правил Нассима Талеба
2009-04-19 05:00 duboff
07:00 10.04.2009
Десять правил Нассима Талеба

В FT вышла статья Нассима Талеба со списком 10 правил поведения в кризис. Все вокруг в восторге. Ведомости и Суперинвестор даже уже сделали перевод на русский. Мне, если честно, этот список совсем не понравился. Хотя там есть много мыслей, с которыми я бы мог согласиться, мне кажется что сам этот список показывает, что мы переоцениваем Талеба. Он может сейчас сказать что угодно, и все будут слушать с открытыми ртами. Я свои претензии к статье выскажу чуть позже, а пока вы высказывайте свои. Что не понравилось? С чем не согласны? Где автор слишком упрощает?

м

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | 3 comments


Демография по-грузински
2009-04-02 07:01 duboff
10:33 31.03.2009
Демография по-грузински

В Грузии, оказывается, тоже есть проблемы с низкой рождаемостью. Но если российские власти пытаются решать ее денежными премиями матерям и странной пропагандой, то южные соседи (правда не совсем власти, но все же) придумали более интересный и скорей всего дешевый способ.

Блог Marginal Revolution сообщает, что рождаемость сильно выросла после того, как грузинский патриарх Илия II пообещал лично крестить каждого третьего (и больше) ребенка в семье. По данным из СМИ рождаемость поднялась на 30%. Мне конечно кажется странным такой большой эффект, но сама идея безусловно заслуживает похвалы. Во-первых, затраты минимальные. Во-вторых, схема работает через положительный стимул (в отличие от любителей запрещать презервативы и аборты). В-третьих, патриарху есть чем заняться.

Правда из новостей не очень ясно, будет ли Илия лично крестить детей или просто станет номинальным крестным отцом, не встречаясь с ребенком. Надеюсь, что первое. В любом случае, помогает сравнительно небольшое население Грузии.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | No comment


Все дело в стимулах
2009-04-02 07:01 duboff
13:50 27.03.2009
Все дело в стимулах

Прочитал в журнале Вадима Новикова поучительную историю:

Профессор экономики в Техасском Техническом Университете рассказывал, что раньше никогда не заваливал студентов по одному, но однажды завалил целую группу. Группа настояла, что социализм „работает“ и что никто при этом не будет бедным и никто — богатым. Великое выравнивание! Профессор сказал, что хорошо, поставим в этом классе эксперимент на предмет социализма. Все оценки будут усредняться и каждый получит одинаковую оценку, таким образом, никто не провалится и никто не получит „отлично“.

После первой контрольной оценки были усреднены и все получили „хорошо“. Студенты, учившиеся упорно, были расстроены, а студенты, кто учился мало — счастливы. Но ко времени второй контрольной студенты, кто учился мало, занимались ещё меньше, а те, кто учились упорно, решили, что тоже хотят халявы, поэтому занимались немного… Вторая контрольная в среднем дала „удовлетворительно“. Никто не радовался.
Когда же прошла третья контрольная, в среднем вышло „неуд“.

Результат так и не улучшился, ведь ссоры, упрёки, ругань приводили к враждебным отношениям и никто не собирался учиться за других. Все завалились, хотя не ожидали этого, и профессор объяснил им, что социализм в конечном счете падёт, потому что чем тяжелее преуспеть, тем больше награда, но когда правительство все награды отбирает, никто не будет стараться преуспеть.

История скорей всего нереальная (по крайней мере не удается найти источник), но она хорошо демонстрирует проблемы заложенные в любую уравнительную систему. Это касается не только полноценного социализма, но и просто любой системы с прогрессивными налогами и социальными выплатами. Это не значит, что система всегда рушится, но в определенной степени такой эффект всегда существует и мешает экономики развиваться.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | 18 comments


Экономика как наука
2009-04-02 07:01 duboff
12:06 24.03.2009
Экономика как наука

3-го марта в журнале «Что новго в науке и технике» вышла наша статья про научность экономики. Поскольку сайт журнала не доступен онлайн, выкладываем ее здесь. Статья длиннее обычного, но ее все равно стоит прочесть.

Комментировать можно здесь.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | 3 comments


Как экономика спасает жизни
2009-04-02 07:01 duboff
06:00 24.03.2009
Как экономика спасает жизни

Одно из наиболее очевидных направлений, по которым экономике удается давать действительно полезные советы, это так называемый дизайн рынков. Правильно организовать аукцион, благотворительную компанию или какую-нибудь еще необычную рыночную систему вовсе не так просто. Например, при продаже лицензий на 3g-диапазон одни страны умудрились заработать гигантские суммы, а другие остались ни с чем. А теперь экономисты взялись за еще более важную задачу: рынок органов. Сегодня в большинстве стран торговать органами нелегально, поэтому многие люди умирают без пересадки. Из-за этого же существует большой черный рынок, провоцирующий иногда на убийство вполне здоровых людей ради их органов.

Запрет на торговлю означает, что за деньги купить почку нельзя. Почка отличается от некоторых других органов тем, что у человека их две, а значит одной можно поделиться, если очень надо. Чаще всего это делается за счет родственников, потому что добровольные соглашения (без денег) все же разрешены. Но иногда органы жены не подходят мужу или наоборот. Тогда можно найти другую пару, где тоже муж не подходит жене и пересадить почку жены А мужу Б, а почку жены Б мужу А. Но и этот вариант очень сложен, потому что операции необходимо производить одновременно, а то, если одна из пар откажется после того, как получит почку, то вторая больше не сможет участвовать в таком обмене. Запретить отказываться от операции по закону нельзя. Но провести две операции (а на самом деле 4) одновременно еще возможно. А если вы не можете найти подходящую пару? Тогда по идее можно удлинить цепочку до трех, четырех и так далее пар. Все выигрывают, но провести сразу 3 пары операций в одном госпитале уже сложно, а 10 вообще невозможно.

Экономисты помогли разработать эффективную систему построения цепочек обмена почками. Оказвается, если цепочку начинать с человека без определенных интересов на чужую почку, то все становится намного проще. Если мы нашли альтруиста, то можно пересадить его почку мужу А, одновременно забрав почку у жены А. Это две операции. Потому отдельно можно пересадить почку жены А мужу Б, забрав почку у его жены и так далее. Цикл на каждом этапе включает в себя только две одновременные операции. И главное, его можно прервать на любом этапе без катострофических последствий. На каждой ступеньке пара получает почку, а значит уже не так важно, как поступит пара на следующем этапе. По идее даже двух операций не надо проводить одновременно: если сначала взять почку у жены, а потом пересадить уже имеющуюся почку мужу, то ничего страшного не будет. То есть достаточно найти одного альтруиста (им может быть и умерший донор) и цепочка может удлиняться хоть до бесконечности.

На практике группе экономистов и хирургов из Бостона удалось создать цепочку из 10 пар. Без «дизайна» ничего похожего сделать на сегодня нельзя. Естественно помощь экономистов не ограчилась достаточно простой идеей начать с альтруиста. Нужно было еще и создать оптимальную цепочку из конкретных людей по заданным характеристикам. Польза очевидна.

Подробнее можно почитать в блоге одного из соавторов этого механизма, гарвардского экономиста Алвина Рота. Здесь можно найти еще одно популярное объяснение. А для самых любопытных уже вышла статья в New England Journal of Medicine, где все описывается научно.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | 5 comments


Девальвация доллара
2009-03-24 06:02 duboff
07:00 23.03.2009
Девальвация доллара

Во времена кризисов всегда становится больше слухов. С одной стороны экономические новости вдруг становятся важными почти для каждого, с другой — люди продолжают в ней ничего не понимать. В итоге их вниманием завладевают «простые идеи», которые по каким-либо причинам кажутся интуитивно верными. К сожалению, очень часто интуиция нас подводит. Не только у экономики такая судьба. Например, почти каждый сегодня имеет мнение по поводу глобального потепления, переработки продуктов и так далее, хотя это совсем не очевидные вещи.

Читая и слушая по радио интервью с разными экономистами я постоянно вижу вопрос о «девальвации доллара». Его задают при каждом удобном случае. А иногда экономист зачем-то начинает на полном серьезе на него отвечать. Хотелось бы хотя бы для наших читателей прояснить этот вопрос.

Само понятие «девальвация доллара» бессмесленно. Она не маловероятна, ее просто не может быть. Потому что Америка не фиксирует курс своей валюты, а позволяет ей колебаться под влиянием рынка. То есть ФРС конечно может повлиять на курс доллара по отношению к другим валютам, но только в качестве пообочного эффекта, например, от снижения ставки процента. Девальвация же подразумевет не просто снижение курса, а конкретно контролируемое понижение фиксированного курса. В Америке его, еще раз повторю, нет.

Это не значит, что американские власти не могут влиять на курс доллара к другим валютам. Могут. Их решения обычно в качестве побочного эффекта. ФРС опускает ставку или проводит скупку активов для своих внутренних целей, но это сказывается на курсе доллара. Но даже в этих случаях я бы скорей говорил о дорожании рубля (евро/фунта/тугрика), потому что доллар до сих пор остается своего рода эталоном. Остальные валюты существуют относительно к нему. Исключение может составить только евро, но с точки зрения США и этот случай не так уж важен.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | 3 comments


Комментарии
2009-03-24 06:02 duboff
05:00 23.03.2009
Комментарии

Мне регулярно поступают жалобы на нашу систему комментирования. Что-то там у людей не получается. Я вернул форму для комментирования для пользователей без логина, и сделал максимально удобным использования логина из других систем (Livejournal, Wordpress, Blogger ...). Теперь надо просто нажать на соответствующую кнопку, вписать свой юзернейм вместо USERNAME и ввести имя и имейл. Пожалуйста, пользуйтесь и оставляйте отзывы.

Пока спам не проходит наших оборонных фильтров, но если это снова будет проблемой, то видимо придется приделать в форму какую-нибудь защиту от роботов.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | One comment


Предложения Медведева
2009-03-20 16:23 duboff
07:00 17.03.2009
Предложения Медведева

Вчера в интернете появился официальный документ с предложениями президента Медведева к встрече G20. Хотя в сети на него в основном отреагировали негативно, по-моему, стоит посмотреть на него чуть внимательней, потому что там среди абсолютно бессмысленных, но приятных слов есть пара мыслей. Начнем с самых неоднозначных предложений:

В настоящее время странами «двадцатки» принимаются меры по стимулированию внутреннего спроса в национальных экономиках. Признавая необходимость этих антикризисных мер, считаем необходимым так обеспечить их реализацию, чтобы они не вступали в противоречие с задачами обеспечения средне- и долгосрочной макроэкономической устойчивости, выраженной в низкой инфляции, приемлемом бюджетном дефиците и уровне государственного долга.

Читатели Рукономикса могут вспомнить, что я не поддерживанию планы по стимулированию экономики (как это делает, например, Обама в Америке), поэтому был приятно удивлен такой позицией Медведева, хотя высказать ее можно было и более агрессивно. Даже в такой формулировке она очень напоминает один из выводов Дарона Асемоглу. Кстати оппозиционный политик и бывший российский чиновник Владимир Милов у себя в блоге очень странно отреагировал именно на эту часть документа. Почему-то он считает, что график падения производства в России однозначно доказывает, что надо стимулировать экономику. Хотя уж он-то должен знать, что даже в Америке и Европе стимулирование пока даже не началось, и деньги вряд ли дойдут до экономики раньше 2010-го года, так что график за последние месяцы уж никак не может служить аргументом в этом споре. Не говоря уж о том, что на промышленность в России влияет еще тысяча разных факторов, и в основном это совсем другие вещи.

Правда и российский президент тут не обошелся без лицемерия. При инфляции в стране в двузначных числах и одними из самых недружелюбных к бизнесу нормах в развитом мире стыдно должно быть говорить о «долгосрочной макроэкономической устойчивости, выраженной в низкой инфляции». Понятное дело, что такой документ не предназначен для признания ошибок, но это не значит что можно предлагать другим то, что ты сам не хочешь выполнять.

— Расширение (диверсификация) перечня валют, используемых в качестве резервных, на основе принятия согласованных мер по стимулированию развития крупных региональных финансовых центров. В этом контексте следует проработать вопрос о создании специфических региональных систем, способствующих снижению волатильности обменных курсов таких резервных валют.

А вот здесь согласиться с президентом трудно. Налицо непонимание самой идеи резервной валюты (там оно еще несколько раз очень наглядно показано в документе). Резервной валюта становится не по чьему-то указанию, она может появиться только естественным путем. Страны с фиксированными обменными курсами сами выбирают, по отношению к кому им отсчитывать свою валюту, и резервы автоматически нужно хранить именно в этой валюте. Иначе не очень понятно, зачем такие резервы нужны. Обычно в роли резервной валюты выступает доллар, что почему-то не нравится России. Но все проблемы России с рублем и других стран с их валютами идут от своей политики, а не из Америки. Там пока все нормально, никаких причин к краху не вино, так что проблема тут только в отказе брать на себя ответственность. К тому же, для большинства стран это вообще не особо актуально на сегодняшний день.

— Создание наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами. Представляется целесообразным рассмотреть роль МВФ в этом процессе, а также определить возможность и необходимость принятия мер, которые позволят СДР стать признанной всем мировым сообществом «суперрезервной» валютой.

Совершенно непонятно, как это все будет работать. Возможно президент имеет в виду некий аналог золотого стандарта, но мне почему-то кажется, что он просто начитался глупых предложений, которые с неизбежностью появляются в момент кризиса. При этом глупость оказалась смешана с потенциально интересной идей начать использовать СДР.

Кроме этих, в документе есть несколько умных (повышение финансовой грамотности) и несколько очень общих пустых предложений. В документе вроде бы есть несколько оригинальных идей, но не похоже, что президент Медведев собирается делать хоть что-то конкретное сам, ведь в России многие из описываемых проблем намного актуальней.

Update

Реакция Сергея Алексашенко:

У меня нет никаких сомнений в том, что на саммите мало кто из мировых лидеров захочет всерьез обсуждать эти предложения (к большому для России сожалению там не будет верного Чавеса или хитрого Ахмадинеджада), лидеры будут искать точки согласия и, если вдруг такое случится, и им удастся сделать прорыв в каком-то вопросе, то российский вклад в это будет минимальным.

Не поспоришь.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | 2 comments


Просто о сложном
2009-03-11 21:22 duboff
07:00 09.03.2009
Просто о сложном

Томас Шелинг получил нобелевскую премию по экономике в 2005 году за «теорию игр», но при этом большинство из его работ не похожи ни на что в этой области. Основным языком в теории игр еще со времен ее создания Джоном Фон Нейманом была математика. Чем дальше, тем сложнее она становилась. А у Шеллинга все модели интуитивные и обычно очень наглядные. И это не мешает ему быть одним из главных авторитетов по самым разным проблемам из раздела применения теории игр к переговорам, в том числе когда-то он работал на американский Белый Дом. Одна из его теорий касается расовой сегрегации. То есть Шеллинг с помощью теории игр попытался объяснить почему даже в относительно толерантной стране люди все равно группируются по расовому признаку в городах. Традиционно считалось, что во всем виноваты предрассудки людей. В принципе так оно и есть. Если бв люди вообще не различали друг друга по цвету кожи (или национальности), то объяснить существование Гарлема было бы трудно. Но в реальности люди все же не так идеальны. Шеллинг на очень простом примере показал, что для существования значительной сегрегации вовсе не нужны сильные предрассудки. Достаточно, чтобы люди хотели жить в районе, где их цвет кожи не сильно доминируется чужим. Очень быстро оказывается, что единственный вариант, где все люди могут жить в таком месте состоит из раздельных кварталов. А пишу я этот пост, чтобы показать видео Тима Харфорда, где он очень наглядно объясняет эту идею примерно за минуту:

Думаю, с моими комментариями это можно понять, даже не зная английского. Хотя среди наших читателей это вряд ли представляет большую проблему.

Ссылки по теме:

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | No comment


Кризис по Коузу?
2009-03-11 21:22 duboff
07:00 06.03.2009
Кризис по Коузу?

Читатель buzzz прислал нам на почту такой вопрос:

1) К сожалению, никак не могу понять, в чем суть транзакционных издержек. Понимаю, мой вопрос вызовет усмешку, но чем больше о них читаю, тем больше не понимаю. Не могли бы вы дать определение?
2) Вопрос: не могли бы вы сказать как именно с помощью теории Коуза можно объяснить поведение крупных образований, скажем, транснациональных корпораций?
3) Говорит ли что-нибудь теория Р. Коуза на счет текущего кризиса? Как там на счет «рынок все расставит»? :)

Пойдем по пунктам.

1. Интересно, что хотя термин «транзакционные издержки» почти всегда связывают с Рональдом Коузом, сам он его долгое время не придумал, и начал использовать только в относительно поздних статьях. А в своей первой известной статье «Природа фирмы» Коуз говорит об «издержках использования ценого механизма». Такая формулировка, хоть и не очень удобна она помогает разобраться в сути термина. Под транзакционными издержками экономисты понимают траты обеих сторон на собственно совершение сделки. Легче всего это понять на примерах. Допустим, вы покупаете подержаный компьютер на аукционе Ebay. Вы выигрываете аукцион со ставкой в 500 долларов, но в реальности часть из этих денег уходит самому Ebay в виде коммисии за предоставление торговой площадки. Еще часть может уйти платежной системе, другая — потратиться при конвертировании валют. Все это транзакционные издержки. Без Ebay вы бы просто не нашли того самого продавца, поэтому ваша сделка не бесплатна. Точно так же большинство брокерских контор берет коммиссию за покупку ценных бумаг. Транзакционные издержки могут принимать и скрытую форму. Например, время затраченное на поиск правильного продавца/покупателя тоже входит в транзакционные издержки.

В транзакционные издержки входит и необходимость исполнять контракт. То есть при работающей судебной и правозащитной системе любая сделка становится дешевле. В Индии или России многие сложные сделки, основанные на доверии (например, кредитование) выходят намного дороже из-за отсутствия правильных институтов по борьбе с транзакционными издержками. Поэтому там приходится придумывать такие бессмысленные для развитого мира вещи как Грамин Банк, а процент по кредиту как правило намного превышает разумный уровень. Издержки по открытию бизнеса, по оплате налогов и так далее тоже можно рассматривать как транзакционные.

2. Тут надо четко понимать, что мы понимаем под «теорией Коуза». Если говорить о природе фирмы, то транснациональные корпорации очень хорошо в нее вписываются. Оказывается, что одна большая компания в том числе за счет экономии на транзакционных издержках может работать эффективнее чем несколько маленьких. Очень вписывается в эту теорию и аутсорсинг, там где он встречается. Крупная компания по Коузу может быть эффективной, но иногда может стать слишком громоздкой для управления, и тогда некоторые функции необходимо выделить в отдельный бизнес. В истории корпораций таких примеров предостаточно и для этого вовсе не обязательно антимонопольное законодательство. Если же мы говорим о «теореме Коуза», то транснациональные корпорации очень удобны для решения вопросов, потому что вместо торговли с десятью фирмами, можно договориться с одной. Например, если бы решили бороться с загрязнениями окружающей среды в рамках мира, а не отдельных стран, то с большими корпорациями можно было бы легко договориться, а вот с тысячью маленьких вряд ли. Но сомневаюсь, что читатель хотел именно ответа, так что мне бы помогло уточнения вопроса. О каких конкретно аспектах деятельности мы говорим?

3. В экономике применить можно все что угодно к чему угодно. Теорему Коуза можно применить к кризису сотней разных способов. Но ни в коем случае не через формулировку «рынок все расставит». Просто потому что она об этом не говорит. Теорема Коуза как и любая теория построена на четких предпосылках. Если они все выполняются, то рынок действительно сам разберется, но в реальности такого никогда не бывает. Но значение теоремы Коуза не в этом. Ее главный смысл в том, что если рынок разбирается плохо, то это вовсе не значит, что кто-то может разобраться за него. Рынок разбирается плохо по каким-то серьезным причинам, и просто так обвинять его в ошибках нельзя. Надо смотреть на конкретную ситуацию и анализировать, можем ли мы в данном случае что-то сделать лучше рынка. В большинстве случаев оказывается, что нет. Например, можно утверждать, что из-за специфических норм американского регулирования была скомпроментирована система рейтингов, призванная снизить транзакционные издержки для инвесторов. Или, что деятельность Fannie Mae и Freddie Mac нанесла ущерб традиционной системе оценки рисков ипотек. То есть в данном случае транзакционные издержки упали (банк мог спокойно выдавать ипотеку каждому), но как бы фиктивно, что сделало рынок намного больше, чем он должен был быть. Регулирование может наносить ущерб, а не только пользу.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | 2 comments


О золотом стандарте
2009-03-11 21:22 duboff
07:00 27.02.2009
О золотом стандарте

Читатель Антон задает такой вопрос:

Прочитал у блогера av_rybin перевод статьи А. Гринспена о Золотом стандарте (http://av-rybin.livejournal.com/100250.html) которая была написана 1967 году. В статье последовательно доказывается правильность использования золотого стандарта в качестве общего знаменателя для всех валют.

Каково ваше мнение относительно доводов Гринспена? Есть ли какие-то ограничения для принятия золота в качестве мирового стандарта сегодня?

Золотой стандарт это одна из самых спорных тем в макроэкономике. Хотя уже достаточно давно она не выглядит актуальной, теоретики продолжают активно спорить о пороках и преимуществах этой системы. Поэтому за последние годы было придумано наверное сотни разных аргументов в обе стороны. Как скептик я в данном случае не готов вынести однозначный вердикт, но поговорить о золотом стандарте стоит.

Сама система основана на обязательстве властей страны обменивать валюту на золото по фиксированному курсу. С подробностями того как это происходило в реальности можно ознакомиться, например, здесь. Соответственно, поскольку резервы золота ограничены, в мире золотого стандарта почти не было инфляции. Средний уровень роста цен в Америке за период классического золотого стандарта (до Первой Мировой) составил всего 0.1 процент. Кроме того, в пользу золотого стандарта говорит относительно высокая стабильность в долгосрочном периоде. Как и в других системах фиксированных курсов торговля значительно облегчается отсутствием неопределенности по обменному курсу. Некоторые, так же записывают в колонку «за» тот факт, что при золотом стандарте власти страны намного меньше вмешиваются в экономику. Как я понимаю, это один из важных аргументов в статье Гриспэна.

Сам Гринспэн, по крайней мере, если верить ему на слово, от своих идей 1966-го года не отошел, но в политической дискуссии о нем уже всерьез почти не говорят. Для этого есть несколько причин. В первую очередь, многие винят золотой стандарт и нежелание властей от него отказаться в усилении Великой Депрессии. Во-вторых, золотой стандарт делает каждую отдельную страну зависимой друг от друга. Иногда это хорошо, но иногда странам вовсе не хочется «импортировать» чужие проблемы через фиксированную ставку. При золотом стандарте выпуск (ВВП) страны может соблюдать стабильный долгосрочный тренд, но при этом он будет сильно прыгать от года к году. В большинстве стран сегодня правительства не могут себе такого позволить. Золотой стандарт требует очень жестких обязательств от правительства, которые иногда заставляют страну ничего не делать, когда ВВП, а вместе с ним и занятость, резко падают. К сожалению, изящность и внутренняя логичность золотого стандарта не выдержала столкновения с реальным миром.

Пару лет назад я был свидетелем такой сцены: один экономист австрийской школы (а они особенно сильно поддерживают золотой стандарт) объяснял преимущества этой систему одному министру экономики. Я на всякий случай не называю имен, но в принципе как минимум одного из них легко можно вычислить. Так вот, в ответ на все красноречивые доводы экономиста министр только улыбался и говорил что-то на подобие «ну-ну», если не что-то менее приличное. Примерно таково сегодня состояние дискуссии о золотом стандарте. Теоретики могут обсуждать ее сколько угодно, но по крайней мере пока, она настолько политически невозможна, что остальным тратить силы на ее обсуждение нет смысла.

Update: В журнале Александра Куряева завязалась интересная дискуссия на тему этого поста, рекомендую посмотреть.

Дополнительное чтение

  • Статья в Википедии (там очень много ссылок)
  • Статья в EconLib (за авторством знаменитого специалиста по этой теме и одного из моих учителей Майкла Бордо).
  • Подкасты EconLog о золоте с Алланом Мелцером и Джином Эпстином (оба сторонники стандарта)
  • Если есть желание почитать что-то более серьезное на эту тему, то наверняка заслуживает внимание книга Барри Айченгрина (не знаю так ли правильно пишется), хотя я ее не читал. Кроме того, почти все известные экономисты австрийской школы об этом так или иначе писали, то есть Мизес, Ротбард и так далее. Полную коллекцию можно найти здесь. Там же есть и «Капитализм и Свобода» Милтона Фридмена, где он высказывается против золотого стандарта.
  • Небольшой список аргументов против золотого стандарта от Брэда ДеЛонга.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | One comment


Студентам
2009-03-11 21:22 duboff
07:00 26.02.2009
Студентам

Наши большие друзья Институт Катона в очередной раз проводят конкурс эссе для студентов. В качестве призов дают деньги и поездку в летнюю школу, которую институт в этом году проводит в Одессе. По-моему второй приз даже важнее, потому что для студентов это уникальная возможность пообщаться с очень умными людьми. Поэтому всем, кто проходит по критериям, очень рекомендую принять участие!

В современном мире государство обладает целым рядом монополий, существование которых кажется настолько естественным, что нам трудно заставить себя подумать об их целесообразности. Суды и дороги, полиция и деньги, медицина и армия, образование и пенсионная система — мы не способны представить, как эти фундаментальные потребности общества могут удовлетворяться без участия государства.

Но насколько оправданы монополии подобного рода? Возможны ли частные альтернативы для перечисленных выше и им подобных функций государства? С помощью каких критериев мы должны определять, какие функции должно выполнять государство? Каковы сравнительные преимущества и недостатки частных и государственных способов решения этих задач? Как общество может заменить государство в различных сферах деятельности?

Мы предлагаем участникам конкурса подумать над этими вопросами и изложить свои мысли в виде сase study по различным опытам приватизации традиционных функций государства или в виде проектов организации частных альтернатив государственной деятельности в той или иной конкретной области.

Крайний срок сдачи работ — 5 мая 2009 года.

По ссылке в начале поста можно найти более подробное описание.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | One comment


Антикризисные мифы
2009-03-11 21:22 duboff
15:56 24.02.2009
Антикризисные мифы

Правительства разных стран продолжают бороться с кризисом. К сожалению, большинство из них отказываются понять одну очень важную вещь. Почему-то почти вся политика сегодня основана на странной идее, что кризис случился просто так, а значит надо только восстановить все как было до кризиса, и будет все отлично. Поэтому предлагаются целый ряд мер, направленных на консервацию экономических проблем, а не их решение. На самом деле, кризис говорит о том, что экономика была устроена неэффективно, а значит что-то должно измениться. Давайте рассмотрим на примере.

Вчера в Коммерсанте вышла статья с планами российского правительства по антикризисным мерам в образавании:

Как следует из доклада экспертного совета при правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова (разработан Академией народного хозяйства), правительству предлагают изменить планы. В тексте декларируется, что в период кризиса следует любой ценой удержать студентов в вузах — ведь работать молодежи будет негде.

Набор антикризисных мер по развитию образования в условиях роста безработицы выглядит революционным. Так, эксперты правительства предлагают увеличить срок обучения в школе до 12 лет — таким образом выход на рынок труда для подростка отсрочится еще на этапе поступления в вуз.

И так далее. Предлагается не сокращать псевдо-вузы и вообще не ограничивать доступ к ним. Я тут не буду обсуждать технические проблемы, например, с армией, а хочу поговорить о логике этого предложения. На первый взгляд, все выглядит симпатично: правительство заботится о студентах, страна получает больше образованных людей, безработица чуть меньше и так далее. Но по факту это означает, что мы всего лишь надеемся, что кризис обойдет нас стороной, а дальше школьники спокойно вольются на рынок труда. В реальности для преодоления кризиса должен измениться в частности и кадровый состав. В некоторых отраслях будут сокращения не временно, а навсегда. Для заполнения спроса в других регионах и других отраслях старые безработные не помогут. Наоборот нужны новые работники, которые помогут вырасти новым отраслям, новым компаниям. Для этого лучше всего подходят выпускники системы образования. А вот тех, кто уже не сможет найти работу по специальности имеет смысл обучать новой. Поэтому искусственно задерживать школьников сегодня — не давать экономике перестроиться. Не говоря уж о том, что никто не знает, куда уйдет этот лишний год. Можно говорить о том, что образования у нас сейчас слишком мало, но это ведь не повод просто прибавлять год. Нужно найти для него полезные применения. Пока этого не видно.

С высшим образованием все еще серьезней. До кризиса расцвело бесчисленное количество ВУЗов с непонятным качеством образования. Пока у всех были деньги, это имело смысл. Сегодня, поддерживая эту неэффективную систему, мы опять же не даем стимула кому-то хоть как-то изменить свое поведение. Люди будут продолжать получть никому не нужные специальности в непонятных ВУЗах, а не искать себе полезную профессию. Мы уже много писали на эту тему, вывод всегда один и тот же: образование должно соответствовать спросу.

Точно так же в Америке банки пытаются заставить выдавать бессмысленные кредиты, хотя именно это вроде бы привело к кризису. Точно так же в России правительство помогает частным компаниям (от АвтоВаза до Норильского Никеля) без гарантий по реструктуризации. Деньги даются ровно тем людям, которые не сумели ими грамотно распорядиться. Для выхода из кризиса нужно не заливать огонь керосином, а искать первопричины и менять их.

Update: Как мне правильно подсказывают в комментариях, министр образования Фурсенко в интервью на Эхе говорит, что это всего лишь одна из идей, и он с ней не согласен. Так что не все так плохо.

Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | 4 comments


Нассим Талеб в Ведомостях
2009-02-22 05:45 duboff
07:00 19.02.2009
Нассим Талеб в Ведомостях

Про Нассима Талеба мы уже как-то писали. А недавно видео с ним было выложено на сайте Ведомостей. Молодцы.


Поделиться!


Михаил Дубов for Ruconomics | Permalink | One comment