Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рождение без насилия

  Все выпуски  

Рождение без насилия


  
      Служба Рассылок Городского Кота / CityCat's E-mail Service
-*--------------------------------------------------------------------------
Информация данной рассылки - это личное мнение ее автора.
Вся ответственность за возможные действия и их
последствия, предпринятые в связи с этой рассылкой, лежит
на тех, кто эти действия предпринимает. Читатель, будь
ответственен за свои поступки!
________________________________________

Рождение без насилия N29 (25 июля 2000г.)
________________________________________

Архив рассылки, форум, библиотека, новости:
http://birth.ft.inc.ru

E-mail: birth@ft.inc.ru
(можно заказать предыдущие выпуски и подписаться)
______________________________________________________

Новости последней недели:

Угрозу жизни новорожденного выявят за 45 минут
Канадские специалисты из Университета Лаваля, Квебек,
разработали новый метод диагностики... >>>

Дезинфектанты стали причиной смерти шестнадцати
новорожденных
Неправильное использование дезинфектанта в детском
отделении одной из немецких больниц привело к... >>>

Спермицидный гель повышает риск заражения вирусом СПИДа
Использование спермицидного геля в качестве средства
контрацепции повышает риск заражения СПИДом... >>>

Электронное устройство предсказывает дату родов
Британские ученые разработали электронное устройство,
которое следит за сокращениями матки... >>>

Пищевые добавки могут быть опасны
Представители общественной организации, защищающей права
потребителей, обратились в американское Управление по
пищевым продуктам и лекарствам (FDA) ... >>>

______________________________________________________

Сегодня мы продолжим начатый разговор о школах.

ТЕМА: ВАЛЬДОРФСКИЕ ШКОЛЫ

В духовно-научной основе вальдорфской педагогики лежит
антропософия (от греческих слов "антропос" - "человек" и
"софия" - "мудрость"). Это разновидность теософии (учения
о единении человеческой души с божеством), которая ставит
своей целью раскрытие скрытых способностей человека с
помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки
и т.п.).

Эвритмия (от греческого слова, означающего "стройность,
такт, благозвучие") - равномерность ритма в музыке, в
танцах и в речи. На уроках эвритмии дети учатся двигаться
под музыку, выражая этим движением определенные эмоции.
Движение часто сопровождается не только музыкой, но и
декламацией определенного стихотворения. Все вместе -
стихи, музыка, танец - создает некое законченное
"произведение".

Основателем антропософии был немецкий философ и духовный
исследователь Рудольф Штейнер (1861-1925). В России его
последователями были многие люди науки и искусства, в том
числе Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов,
Андрей Тарковский и другие.

Первая свободная вальдорфская школа была основана в
городе Штутгарт (Германия) в 1919 году. Европа,
переживавшая социальные и экономические потрясения первой
мировой войны, стояла перед необходимостью переосмысления
прошлого и создания новых общественных структур.

Основоположник вальдорфской педагогики Рудольф Штейнер
активно разрабатывал в то время идеи новой социальной
формы общества, которая отвечала бы внутренним законам
общественного развития. Рассматривая социальный организм
как систему, состоящую из экономической, правовой и
культурной систем, Штейнер считал, что подлинный прогресс
в социально-культурной сфере требует полного обновления
воспитательного и образовательного процесса.

В этой ситуации Эмиль Мольт, директор фирмы "Вальдорф-
Астория" в Штутгарте, предложил Штейнеру создать школу
для детей рабочих и служащих своей фабрики. "Фундаментом
новой школы должны были стать внутренние законы и условия
развития человека, которые у всех детей при всех
индивидуальных различиях одинаковы... В вальдорфской
школе было исключено деление по социальным слоям, степени
одаренности, принадлежности к определенному
вероисповеданию".

Одним из основных требований, предъявляемых к современной
школе, является обеспечение своим выпускникам самой
широкой общей образованности. Образованности, которая
будет позволять понимать темп изменений, уметь
приспосабливаться к нему и давать возможность в случае
необходимости, уже будучи взрослыми, получить новую
профессию.

Нигде в мире не нужны доктора математических наук,
которые способны лишь использовать изобретенные другими
формулы, в такой работе компьютер гораздо успешнее
справляется с расчетами, чем человек. Повсюду требуются
творчески мыслящие математики, инженеры и химики,
способные сами делать новые открытия. И все меньше и
меньше на современных производствах требуются работники,
выполняющие рутинную работу. Автоматы выполняют эти виды
работ дешевле и лучше.

Наряду с широким образованием, творческим началом и
уверенностью в своих силах есть еще одна важнейшая
человеческая способность, которой должен обладать
современный человек и которую следовало бы воспитывать в
годы школьного обучения. Это - социальность или умение,
оставаясь самим собой, воспринимать людей такими, какие
они есть.

Никто из современных учителей и воспитателей не может
предвидеть, в какой части света будут жить и работать его
ученики, с какими культурами и людьми они столкнутся в
будущем. Выработать способность жить и работать с другими
людьми независимо от их происхождения, национальности,
религиозных убеждений или политических взглядов - высокая
и благородная задача.

Главная задача антропософской педагогики видится в том,
чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни,
которое свойственно детству, но, к сожалению, так редко
встречается у наших рано взрослеющих детей, чьи родители
стремятся как можно раньше и как можно больше "вложить" в
голову ребенка.

Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возраста и
рассчитано на 11-12 лет. Первый, кто встречает ребенка, -
классный учитель. На протяжении восьми лет он каждое утро
приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся 2
часа без перерыва. Воспитание в антропософской школе
ориентировано на равновесное развитие мышления, чувств,
воли, на гармоничное развитие целостного человека.

В настоящее время вальдорфские школы широко
распространены по всему миру - в разных странах
насчитывается около 700 школ и около 1000 вальдорфских
детских садов. В 90-е годы движение за создание
вальдорфских школ начало развиваться и на территории
Советского Союза. В начале 90-х годов в России было 18
школ, официально зарегистрированных в Международном
списке вальдорфских школ.

Школы, использующие в своей работе принципы вальдорфской
педагогики, открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани,
Иркутске, Ярославле, Казани, Самаре, Жуковском,
Зеленодольске, Смоленске, Владимире, Воронеже, Тюмени.
Гораздо шире география работы отдельных классов, групп
детских садов, инициативных групп различных направлений,
действующих на основе вальдорфской педагогики и
импульсов, данных Штейнером.

В настоящее время в России существует около 80 таких школ
и детских садов - в Москве, Санкт-Петербурге,
Архангельске, Калуге, Ярославле, Казани, Самаре,
Красноярске, Новосибирске, а также в Прибалтике, Грузии,
республике Саха.

В сентябре 1992 года при содействии Российского
Государственного педагогического университета им. А.И.
Герцена, института им. Г. Гана (г. Мангейм, Германия),
РОНО Петроградского района в Санкт-Петербурге открылась
первая вальдорфская школа - школа N 626 им. Р. Штейнера
(Крестовский остров, пр. Динамо, д. 14).

В прошлом учебном году в этой школе было 8 классов, где
обучалось 172 ученика (первый класс, в котором обучалось
всего 11 человек, а также все классы с 4-го по 10-й) и
работало 20 педагогов, которые являлись выпускниками или
слушателями курсов Антропософской педагогики при
Государственном университете педагогического мастерства,
Вальдорфского педагогического семинара.

В июне 1999 года учащиеся 9-го класса успешно прошли
итоговую аттестацию в присутствии районной аттестационной
комиссии с выдачей аттестатов государственного образца о
получении основного (общего) образования. После этого
приказом Комитета по образованию Санкт-Петербурга школе
был присвоен статус городской экспериментальной площадки.
В 1999/2000 учебном году 25 учеников школы продолжили
обучение в старшей ступени (в 10-м классе).

Обучение в этой школе начинается с 6,5 - 7 лет и
рассчитано на 11 лет. Предметы художественно-
практического цикла изучаются по расширенной программе.
Дети обучаются в условиях психологического комфорта.

Институт семьи и ребенка проводил опросы школьников на
тему "Нравится ли вам ходить в школу". Оказалось, что в
вальдорфских школах 78%(!) учеников ходят в школу с
удовольствием! А в обычных школах примерно столько же
школьников отвечают, что они не любят ходить в школу.

В школе осуществляется принцип преподавания по эпохам. На
протяжении 3-4 недель на главном уроке изучается один
предмет: русский язык, математика, история, география,
химия, физика, жизнь растений и животных и др. На уроках
дети много двигаются, декламируют хором, поют и играют на
флейтах, рисуют акварельными красками и восковыми
мелками, лепят из глины и воска, слушают сказки и
легенды, рассказы учителя.

Здесь нет привычных отметок, прописей, дневников,
учебников. Каждый ученик на протяжении всей эпохи создает
свой "учебник" по изучаемому предмету (записывает в
большую тетрадь из ватмана важные сведения, полученные от
учителя и из книг, иллюстрирует свои записи, дополняет
свой "конспект" притчами и стихами, имеющими отношение к
предмету).

С первого класса дети изучают два иностранных языка,
приобретая опыт проникновения в мир души другого народа.
Обучение иностранному языку начинается так же, как и
своему родному в первые годы жизни - с самых простых
слов, с детских стихов, песенок, игр.

На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и
крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными
"мягкими" материалами. На уроках художественного труда
дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями.
Постепенно ремесло превращается в свободное
художественное творчество. Дети изучают новый вид
искусства движения - эвритмию.

В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким-
то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению
зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество,
Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и
стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки
друг другу и родителям.

В младших классах поздней осенью устраивается праздник
фонариков. В то время, когда ночи долгие, а дни короткие,
когда рано темнеет, когда еще не выпал снег, когда
природа готовится к зимнему сну, а солнца почти никогда
нет на небе - в такой вечер дети выходят на улицу с
бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие
свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что зима не
будет длиться вечно, что солнце скоро вернется и что на
земле снова будет светло.

В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для
родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он
научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе
по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах.
Некоторые классы готовят небольшие спектакли. Например,
пятиклассники подготовили к одному из концертов отрывок
из оперы Моцарта "Волшебная флейта".

В вестибюле перед актовым залом устраивают выставку самых
красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды,
выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок,
вылепленной из глины посуды и всего того, что дети
научились делать в прошедшей четверти. На стенах школы
висят рисунки учеников - например, десяток вариантов
одного и того же пейзажа, нарисованного мелками, чтобы
можно было сравнить стиль работы разных учеников.

Сейчас школа находится еще в стадии становления, и ей
оказывают поддержку Свободная Высшая Школа Антропософской
педагогики (г. Мангейм, Германия), Центр Международных
Связей Университета педагогического мастерства, РОНО
Петроградского района г. Санкт-Петербурга.

За последние несколько лет в Санкт-Петербурге появилось
еще 3 вальдорфских школы. Вероятно, каждая из них имеет
свои особенности. Я разговаривала с родителями, дети
которых учатся в школе на Черной речке и в школе на
Ленинском проспекте - услышала много хорошего об этих
школах и об учителях. Впрочем, я разговаривала и с детьми
- их мнение не так однозначно, особенно если удается
"разговорить" старшеклассников.

МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:

Лиза:
" В прошлом году моя дочь пошла в первый класс обычной
школы. Сначала нам казалось, что все нормально, но чем
дальше - тем хуже. Девочке ужасно не нравилось ходить в
школу, она даже плакала по утрам. Оказывается,
учительница кричала на детей, и дети просто боялись ее. А
потом мы случайно узнали про вальдорфскую школу и решили
попробовать. Нам здесь очень нравится! Не идет ни в какое
сравнение с обычной школой! Утром моя дочь с
удовольствием идет в школу, а днем, когда я за ней
приезжаю, мне ее не увести домой - ей хочется еще немного
пообщаться с одноклассниками".

Марина:
"Я боялась отдавать своего сына в обычную школу - он все
семь лет просидел дома, со мной, и совершенно не привык
общаться со сверстниками (прогулки во дворе не считаются
- там он не успевал вникнуть в сложную иерархию отношений
между завсегдатаями песочницы). Я боялась, что "домашний"
ребенок не сумеет противостоять толпе агрессивных
мальчишек - тем более, когда их так много, как в обычном
классе. И как раз в это время я познакомилась с
учительницей одной из вальдорфских школ (на Черной
речке). Мне понравилось то, что она рассказывала. Мы
выбрали ближайшую к нам школу (на Крестовском острове),
позвонили туда, и оказалось, что там как раз набирают
детей в первый класс.

Класс получился маленький, и нас это вполне устраивало.
Правда, у моего сына даже и в маленьком классе были
сложности в общении со сверстниками - но в большом классе
было бы еще хуже. Меня приятно удивило то, что учителя
искренне старались помочь ему решить его проблемы. В
обычной школе в таких случаях на ребенка сразу ставят
клеймо "трудный", "непослушный", "плохой" - и вскоре он
именно таким и становится. А в этой школе к нему все
относились хорошо, несмотря на то, что он вел себя по-
разному, в том числе и плохо. К концу года он уже
освоился в школе, и дальше все шло хорошо. Так что я
очень рада, что он учился именно там".

Таня: "В первом классе мой сын учился в гимназии. Там
была очень большая нагрузка, детям было очень трудно все
успевать, они уставали, ходить в школу не хотелось - в
общем, мы измучились за этот год. С ужасом думали, что же
будет дальше. А летом мы услышали от знакомых про
вальдорфские школы и решили, что это именно то, что нам
нужно. Ближайшая к нам школа - на Ленинском проспекте. С
осени мой сын пошел в эту школу. Ему там очень
понравилось - там такая спокойная обстановка по сравнению
с его гимназией! Никто не кричит, не подгоняет, не
заставляет делать огромное количество ненужных заданий.
Теперь ему очень нравится ходить в школу, а раньше я и
представить себе не могла, что такое бывает!"

Миша: "Наш ребенок учился в вальдорфской школе первые
четыре года. Начинать с обычной школы нам не хотелось -
сами понимаете, почему. А отдавать маленького ребенка
сразу в какую-то спецшколу - по-моему, это ни к чему. Во-
первых, нагрузка слишком большая. Во-вторых, еще
непонятно, к чему у него есть склонность. Так что мы
решили дать ему время, чтобы "определиться" со своими
способностями и заодно привыкнуть к школьному ритму
жизни. А потом мы нашли подходящую математическую школу,
и теперь он учится там. Никаких проблем при переходе в
новую школу не было. Никакого отставания по обычным
предметам, которым нас пугали, тоже не было. Все
нормально".

Директор одной из обычных школ: "К нам приходили дети из
вальдорфских школ. Они отстают от наших учеников примерно
на два года. Приходится принимать их с потерей двух лет.
Если Ваша дочь окончила седьмой класс вальдорфской школы,
то мы можем принять ее к нам в пятый класс. Вы согласны?"
(Мама не согласилась, и девочка пошла в восьмой класс
другой школы. Учится хорошо. Правда, возникает ощущение,
что это исключительный случай.)

Ученик первого класса вальдорфской школы, скептик: "Да ну
ее, эту школу. Я хочу писать по-письменному, а мы вместо
этого печатными буквами пишем. А мои друзья из обычной
школы сами уходят домой, когда захотят, потому что живут
близко. А мне приходится ждать, пока за мной приедут,
потому что учительница меня одного домой не отпускает -
ехать далеко".

Ученица того же класса, имеющая опыт учебы в обычной
школе: "Мне здесь так нравится! Здесь так интересно!
Намного лучше, чем было в другой школе. Такие интересные
уроки! Мы здесь так много рисуем, и играем, и гулять
ходим - день очень быстро пролетает, даже уходить не
хочется".

Старшеклассница, с первого класса учившаяся в
вальдорфской школе: "Сомневаюсь, что я куда-нибудь
поступлю после школы. Мы здесь такой ерундой занимаемся!
Я бы, может, и ушла в обычную школу, но уже поздно. Не
хочу учиться с теми, кто меня младше на 2 года. А мои
родители никогда в жизни на такое не согласятся! Они
думают, что вальдорфская школа - это так круто!"

Ее одноклассник: "Все эти наши декламации стишков хором -
такая #$%^@! Какого $%^& нас заставляют это делать, как
маленьких?" {К.П.: Если бы так говорил кто-то один, я бы
подумала, что это случайность. Но так говорят практически
ВСЕ старшеклассники! Почему? Это просто бравада? Или
такая система воспитания/обучения не подходит для
подростков? Или это какой-то местный "перекос", когда
программа обучения неправильно приспособлена к местным
культурным и социальным условиям?}

И напоследок - воспоминания о вальдорфской школе девочки,
проучившейся там всего полгода. Ее имя - Асe:на.

"В Вальдорфскую школу я попала почти случайно: я поехала
туда, чтобы посмотреть, где предстоит учиться моему
брату  и осталась. Почему? Мне понравился ткацкий станок
в классе, стены с каким-то абстрактным рисунком, старое
кирпичное здание с дверной ручкой из лакированной коряги
и таблички на кабинетах, не написанные по трафарету, а
вырезанные из дерева. Чувствовалось, что эту школу
любят.

Приняли меня очень просто: попросили нарисовать цветными
карандашами любой рисунок (я нарисовала что-то очень
светлое и инфантильное, смеющееся солнце и кривобокий
домик); моя классная руководительница осталась довольна.

И началась школьная жизнь.

Раньше я никогда не ходила в школу с классно-урочной
системой преподавания (училась экстерном), поэтому
первое, что меня поразило   чудовищное количество времени
тратилось впустую.

Во-первых, перемены. Перемены занимали в этой школе часа
полтора в день. Ладно ещe: я   я читала книги, а вот мои
одноклассники (читать не любящие), по-моему, ужасно
скучали.

Во-вторых, основной урок. Собственно на обучение уходило
из двух часов, дай Бог, сорок минут   в остальное время
люди играли на флейтах, пели, произносили речe:вки и много
аналогичной лабуды. Могу сказать, что я не видела
ученика, который относился к этому серьe:зно: были
пофигисты, которые считали, что лучше петь, нежели
учиться, а были недовольные, понимающие, что время уходит
впустую (но из школы не уходившие   куда им идти, если в
общеобразовательную школу людей из Вальдорфской помещают
на два класса младше: по уровню знаний).

Ещe: были труд (работа с деревом), рукоделие (кожа,
войлок, ткань, глина ), эвритмия (это было красиво) и
физкультура. Но об этих уроках не могу сказать ничего
плохого (физкультуру я искренне ненавидела, но тут, я
думаю, виновата я сама и немножко родители; эвритмию все
мои одноклассники считали "полным отстоем" (цитирую), а
мне она нравилась. Эвритмия была   движение в стихах. Или
  стихи в движении?

О своих одноклассниках ничего плохого сказать не могу,
люди как люди, многие даже очень классные (пользуясь
случаем ?, хочу передать им привет. Вот он: Люди! Я вас
помню и люблю. Будьте счастливы, вы многому меня научили.
Мрр.). Вот только  Как-то раз был у нас диктант на  не  и
 ни  с глаголами. Маленький такой, на полстранички. Если
грубых ошибок (на изучаемое до этого неделю правило) было
меньше пяти   диктант принимался. Иначе его писали ещe:
раз. Кроме двоих человек, переписывал весь класс

Что ещe:? Там два иностранных языка   английский и
немецкий. Оценивать не могу   я сама толком не знаю ни
одного из них, но, по-моему, языки преподавались хорошо.
Люди, которые хотели их знать   знали.

Короче.
Внимательное-бережное отношение к ученикам, отсутствие
отметок   хорошо тем, что ни у кого не было страха перед
учe:бой, плохо тем, что у единиц было желание учиться   в
В.ш. и без этого хорошо. Так как никто знаний не
оценивал, грамотность была фантастически низкая.

Зато   люди там умели играть на флейтах, петь, вырезать
из дерева, вязать

Зато   им это всe: так в школе надоело, что уже никто из
них не играл на флейте для себя, для друзей   они
относились к искусству как к обязаловке. Вы видели
школьника, решающего дифференциальные уравнения для души?

Зато - у них была эвритмия, где их учили Красоте.

Зато - эта самая Красота была обязательным уроком, по
расписанию.

Зато - у них была очень красивая школа. В столовой
столы из светлого дерева, всюду растения

Зато   из этой школы никто не мог уйти, т.к. грамотность
была столь низкой, что в другую школу человека из
Вальдорфской бы просто не взяли. А ещe:   школьная
программа была очень сдвинута по классам по сравнению с
обычной, так что при переходе в обычную школу какие-то
темы человек знал бы за восьмой класс, а какие-то   за
пятый. Хм

Зато у них были очень красивые, светлые праздники с
театральными выступлениями, музыкой  На Рождество
разыгрывали библейские сценки, были свечи  тогда я даже
чуть не осталась в В.ш.

Зато у них тетради из ватмана, без линеек. Они красивые,
но, во-первых, жутко тяжe:лые, а во-вторых, в такой
тетради не так-то просто выработать хороший почерк
буквы разных размеров, съезжают  брр!

Раньше я думала, что в школу ходят, чтобы там учиться. В
ту школу ходили   жить. Учитывая, что на неe: уходило по
шесть часов шесть дней в неделю, я свои полгода хождения
туда   там: писала - читала - пела - играла - бегала-
прыгала (двигалась) - считала - думала - ела - целовалась
- спала - шила - валяла (и дурака тоже) - что-то делала
из дерева - писала письма - смеялась - плакала - утешала
- сердилась - дружила - ссорилась - скучала - сидела на
подоконнике - то же на полу - на другом подоконнике -
мечтала - рисовала.

Ага, всe: это действительно прекрасно. Но в свою любимую
другую   школу я хожу с одной целью: учиться. А всe:
остальное   целый список - с куда большим кайфом делаю
дома.

Кому подходит:
Людям, которые всe: равно не будут поступать в ВУЗы, и
которым не так важна цитология и синтаксис, как более
жизненное умение шить юбки, и которые почему-либо не
могут\не хотят шить юбки самостоятельно, параллельно с
учe:бой.

Кому не подходит:
Людям, которые могут совместить цитологию с творчеством.
Конечно, можно ходить в В.ш., а по вечерам читать
учебники, но это, по-моему, уж слишком напряжно. Лучше
днe:м ходить в школу, в которой дают какие-то реальные
научные знания, а юбки шить по вечерам: такие, какие
хочешь, а не такие, какие хочет твой учитель по
рукоделию.

А ещe: интереснее   дома и учиться, и творить. Возможно,
К.П. захочет написать следующий выпуск рассылки об
обучении экстерном   тема интересная".

______________________________________________________

Наши партнеры

 Материнство  (http://www.user.cityline.ru/annamin)

Центр активных родов  Радуга
(http://www.raduga-birth.spb.ru)

 Водный ребенок  (http://waterbaby.karelia.ru)

 Мир здоровья  (http://www.herpes.ru)
______________________________________________________

Рассылка  Рождение без насилия
Автор: Ксения Подорова (birth@ft.inc.ru)
Консультант: Ирина Мартынова (irina@ft.inc.ru),
профессиональная акушерка из Санкт-Петербурга,
одна из создателей системы водных родов,
принявшая более 600 домашних родов
Периодичность: еженедельно
Количество подписчиков: 2479
______________________________________________________
 .

-*--------------------------------------------------------------------------
http://subscribe.ru/              Relayed by Corbina http://www.corbina.ru
mailto:ask@subscribe.ru

  

В избранное